Вечный зов. Почему каждый президент Украины переписывает Конституцию

Фокус вспоминает, как строилась украинская власть, и приходит к выводу, что Конституция переписывается для того, чтобы уменьшить власть олигархов

Related video

Президентская вертикаль ускоряет очередную конституционную реформу. Накануне 17-летия Конституции Украина вновь оказывается перед новым "переделом верхов". В нашей стране система политической власти всегда складывалась как система инструментов перераспределения собственности, а появляющиеся крупные собственники влияли на конфигурацию власти.

"Красные директора" и ваучерная приватизация
После распада СССР Украине досталась часть советской промышленности и часть советского же аппарата управления. Как ни парадоксально, мощное советское наследие оказалось стратегической проблемой. Новорожденный бизнес заинтересован не в создании новой, рыночной экономики, а в присвоении уже существующих активов.

30 марта 1990 года Украинская Советская Социалистическая Республика проводит выборы в республиканский парламент, куда впервые попадают представители оппозиционных к советскому строю движений (большинство — от Народного руха, выступавшего за перестройку).

16 июля появилась Декларация о государственном суверенитете Украины. Сегодня не очень известно, что саму Декларацию принял XXVIII съезд украинской Компартии, а парламент ее только утвердил. Декларация категорически противоречила Конституции УССР, принятой в 1978 году. И все же оба документа считались действующими.

После попытки путча в Москве в августе 1991 года депутаты голосуют за Акт провозглашения независимости. 1 декабря независимость подтверждена на референдуме. В этот же день президентом избран председатель ВР, недавний член Политбюро ЦК КПСС Леонид Кравчук. Он набирает в первом туре более 61% голосов — результат, не повторенный никем из последующих украинских президентов.

Однако Кравчук получает в руки страну-фрагмент. Промышленность, созданная на нерыночных основах и утратившая большинство связей с остальным бывшим СССР, повергнута в катастрофический кризис. Полноценные институты госуправления тоже фактически отсутствуют. Социальные структуры разрушаются. В этих условиях президентская власть вступает в конфликт с вертикалью советов, лишенных руководящей и направляющей роли запрещенной в 1991 году Компартии.

Компартию снова разрешают в 1993 году. Областные и низшие советы стремительно "краснеют". Президент Кравчук вводит институт представителей президента в областях и районах, но их взаимоотношения с местными советами не урегулированы никаким законом. В этой ситуации самой организованной политической силой постепенно становятся "красные директора" — руководители промышленных гигантов, особенно влиятельные на востоке страны. Выразителем их интересов считается гендиректор днепропетровского ракетостроительного завода "Южмаш" Леонид Кучма, который в 1992–1993 годах работает премьер-министром.

Правительство Кучмы принимает ряд декретов, имеющих силу закона и направленных на борьбу с инфляцией. Тогда Украина ставит рекорд: более 10 000% инфляции по итогам 1993 года. Другое детище того Кабмина — ваучерная приватизация. Ваучеры считаются как бы акциями, дающими каждому право на часть государственного имущества. Но в реальности их скупают все те же "красные директора", которые таким образом становятся собственниками предприятий.

Однако уже в сентябре 1993 Кучма уходит в отставку, ваучеризация приостанавливается. Начинаются протестные выступления не получающих зарплату шахтеров Донбасса, которые организовывают массовые походы на Киев. После переговоров с парламентом Кравчук соглашается на досрочные выборы Рады (в марте 1994) и президента (в июне того же года). Во втором туре неожиданно побеждает Леонид Кучма, поддержанный "красными директорами" и Россией.

Поздняя Конституция
В середине 90-х перед украинскими промышленниками стоят две главные проблемы: где взять сырье и энергоносители и куда девать продукцию. В итоге предприятия попадают за долги к посредникам и переходят в их руки. Все это сопровождается громкими криминальными разборками. Леонид Кучма пытается взять ситуацию под контроль, но для этого ему нужна полнота власти, которая разделена между президентом, правительством и Верховной Радой, возглавляемой социалистом Александром Морозом.

Конституцию независимой Украины подготовили еще в 1992 году (кстати, тогда же в Канаде выпустили первые партии украинской национальной валюты). Однако политическая нестабильность не позволила Кравчуку записать в свой актив установление важнейших атрибутов государства. Кучма взялся за дело решительнее.

8 июня он подписал с Морозом Конституционный договор, по которому парламент обязался принять новый Основной Закон в течение года. Кучма сумел взять под контроль комиссию, готовившую документ. Проект предлагал узаконить особый статус русского языка наравне с украинским, ввести верхнюю палату парламента, придать широкую автономию Крыму. Рычаги центральной власти оказывались в президентских руках.

Рада сопротивлялась, но следующим летом Кучма пригрозил вынести Конституцию на референдум. В ночь на 28 июня 1996 года документ приняли без ряда спорных статей. Так, Украина стала последней из стран бывшего СССР, принявших свою Конституцию. Намерения ввести двухпалатный парламент и сделать русский язык государственным сохранились до сих пор.

Как закалялись олигархи
К президентским выборам 1999 года Украина подходит со сформированной системой финансово-промышленных групп (ФПГ), собственников которых вслед за российской прессой в украинских СМИ называют "олигархами". Олигархи ставят на Кучму, который становится президентом во второй раз.

В феврале 2000 года президентская администрация проводит "бархатную революцию": левое руководство ВР отстранено, парламент впервые попадает под контроль "центристов". В апреле Администрация президента организовывает "референдум по народной инициативе", на котором вновь идет речь о реформе Конституции. Парламент должен стать двухпалатным, количество депутатов следует сократить, их неприкосновенность — сузить.

Логика президента ясна: к тому времени парламентские фракции в значительной мере становятся филиалами ФПГ, с которыми приходится делиться политической властью. Но Кучма недооценил силу выросших при нем же олигархов. Депутаты саботируют имплементацию результатов референдума. Взрывается "кассетный скандал", и Кучма надолго отвлекается на объяснения: кто, кому и что сказал, сидя на диване, под которым был спрятан диктофон сотрудника охраны.

В 2003 году растущая популярность правоцентриста Виктора Ющенко, бывшего премьер-министра и главы Нацбанка, заставляет Кучму поставить на донецкого губернатора Виктора Януковича, выдвинутого самыми мощными — донбасскими — ФПГ. Януковича утверждают премьером и преемником главы государства. Однако остальные олигархи опасаются прихода к власти бескомпромиссных "донецких", и наряду с давлением Запада это становится одной из главных причин победы "оранжевой революции".

В то же время при посредничестве Запада переговоры Кучмы с оппозицией приводят к компромиссу: ВР в декабре 2004 года утверждает новую Конституцию, передающую значительную часть полномочий президента парламенту. Олигархам этот компромисс кажется весьма выгодным. Украина становится парламентско-президентской республикой.

Новые правила старой игры
Увы, Конституция 2004 года привела не к сбалансированию, а к разбалансировке системы власти. Под занавес президентства Ющенко две мощнейшие противоборствующие политические силы — Партия регионов и Блок Юлии Тимошенко даже готовят общий проект новой Конституции (попал в прессу в июне 2009 года). Но президентские выборы уже слишком близко, каждый надеется на победу, и договориться не удается.

На выборах действующий президент Ющенко агитирует против обоих основных кандидатов. В результате Тимошенко проигрывает Януковичу считаные проценты голосов, и тот становится первым президентом, избранным менее чем половиной проголосовавших. Конституционная реформа 2004 года отменена Конституционным же судом. Украина возвращается к президентско-парламентской форме правления.

Глава государства меняет кадровый состав силовиков, экономического блока правительства, Нацбанка, сосредотачивая контроль над финансовыми потоками. В экономике появляются новые тенденции: тогда как практически все "старые олигархи" испытывают трудности с развитием бизнеса, стремительно расширяются бизнес-империи Александра Януковича и молодого мультимиллионера Сергея Курченко. Наученный опытом президент Янукович стремится к тому, чтобы его политическая власть была подкреплена крупнейшими в стране экономическими активами.

В то же время начинается работа над очередной конституционной реформой. В июне 2013 года становится достоянием гласности концепция де-факто новой Конституции, разработанной Конституционной ассамблеей под руководством экс-президента Кравчука. В документе много новаций, суживающих президентские полномочия, многие опасаются, что эти новации не дойдут до итогового документа. Зато там якобы, вероятно, появится норма об утверждении законов на референдумах, которые могут проводиться в обход парламента. Высказываются также версии о том, что референдум может утвердить избрание президента в одном туре.

Несомненно, попытка отодвинуть парламент от принятия законов бьет не только и не столько по оппозиции, которая в последние годы и так демонстрирует вялость в противостоянии инициативам власти. В первую очередь это игра на понижение влияния все тех же олигархов. Можно ввести в парламент своих людей или докупить нужные голоса депутатов, но очень трудно купить результаты референдума, если правоохранители получат указание этого не допускать. Готов ли крупный капитал поступиться влиянием или может что-то противопоставить подобным планам, вопрос открытый. Точно можно сказать только то, что как принятие новой Конституции, так и сопротивление ей будут объясняться исключительно интересами "простых украинцев".

Василий Кнайпа, Фокус