Запад прикрывается "фиговым листком". Обзор мировых медиа

Барак Обама и Дэвид Кэмерон / фото Getty Image
Барак Обама и Дэвид Кэмерон / фото Getty Image

Мир "громогласно заявляет" о недопустимости войны в Украине, однако не желает вмешиваться, прикрываясь ярлыком "замороженный конфликт", как фиговым листком, пишут западные медиа

"Фиговый листок" сверхдержав

Мировая пресса сетует, что ситуация в Украине превращается в новейший "замороженный конфликт". Ведь четырехсторонний саммит по мирному урегулированию, запланированный на четверг в Казахстане, отменен: на переговорах в Берлине главы МИД не смогли выйти из тупика. Бои близ Донецка усилились, а Киев ввел новые правила поездок на "неконтролируемые территории", упомянув "демаркационную линию".

Побывавший в Дебальцево Донецкой области корреспондент британского издания The Independent Оливер Кэрролл утверждает, что бои на Донбассе достигли пика нескольких месяцев. Он рассказывает миру, что дислоцированные там солдаты украинской 128-й механизированной бригады своими глазами видят надежность донецкого "перемирия".

Как рассказал западному корреспонденту рядовой Труш, находящийся на войне с сентября, ситуация резко изменилась в первый день нового года, когда регион подвергся регулярному минометному и ракетному обстрелу и огню более тяжелой артиллерии.

Когда украинские власти ввели более широкие ограничения на въезд и выезд из удерживаемых повстанцами территорий, бои в Донецке возобновились на невиданном с сентября уровне, пишет журналист.

Поначалу многие местные жители в Дебальцево польстились на обещания увеличить пенсию и социальное обеспечение и поддержали пророссийских повстанцев, повествует Кэррол. Многие говорят, что они проголосовали 11 мая "за" на "референдуме о независимости", не понимая, что это значит. Сейчас общее мнение на улицах сменилось на неуверенное. "Мы за кого угодно, только бы бои прекратились", - не раз слышал журналист.

Между Украиной и оккупированными территориями Донецкой области пока нет границы, по крайней мере, пресс-центр АТО такого слова не употребляет. Но с вводом новых правил въезда и выезда в их рассылке употребляется термин "демаркационная линия", пишет немецкая Die Presse.

"По-видимому, ситуация в Украине идет к превращению в новейший "замороженный конфликт" - случай территориальной агрессии, который громогласно осуждается внешним миром, не желающим вмешаться и изменить положение", - считает обозреватель The Los Angeles Times Кэрол Л.Уильямс.

После распада СССР в Кремле часто брала верх "ментальность, основанная на уверенности, что право собственности на 90% определяется владением", пишет она, упоминая о Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии. По мнению автора, до сих пор такие конфликты, как и конфликт Индии и Пакистана из-за Кашмира, на самом деле не были "заморожены", а просто игнорировались мировым сообществом.

"Как правило, имеется фактический победитель, а ярлык "замороженный конфликт" служит "фиговым листком", маскирующим нежелание сообщества демократических стран эффективно поддерживать его собственные ценности", - говорится в статье. Самый вопиющий пример - оккупация Турцией Северного Кипра, считает Уильямс.

Но в Украине, по ее словам, ситуация иная. "Москва и Вашингтон, недруги времен холодной войны, поддерживают разные стороны в конфликте, уносящем все больше жизней", - пишет автор. Она цитирует Брайана Ли из Monterey Institute of International Studies, по словам которого, в замороженных конфликтах интереснее всего то, в какой мере они являются "игровыми полями" политики великих держав.

Ли отметил: там, где у сверхдержав есть свои интересы, остальные страны не имеют эффективного права голоса. "Ситуация исключительно опасная", - указал Ли, подчеркнув, что по разные стороны украинского конфликта стоят ядерные державы.

Запад уверен, что давит на Кремль

Тем временем НАТО укрепляет восточные рубежи и создает новые силы быстрого реагирования. СМИ пишут, что Альянс к этому побудило присоединение Крыма к России.

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и президент США Барак Обама заявляют о сплоченности перед лицом "агрессивной России". "Мы не допустим, чтобы голос свободы заставили замолчать, – заявили Кэмерон и Обама в совместной статье в The Times по случаю их встречи в Белом доме. – Мы по-прежнему будем держаться сплоченно, противодействуя тем, кто угрожает нашим ценностям и нашему образу жизни".

Они заверяют, что не испугаются экстремистов, будь то фанатики-одиночки или группировки типа "Аль-Каиды", ИГИЛ и "Боко Харам". "Мы по-прежнему будем смело встречать агрессивные действия России в Украине. Если мы допустим, чтобы подобные фундаментальные нарушения международного права совершались беспрепятственно, мы все пострадаем от нестабильности", - пишут лидеры двух государств.

Генсек НАТО Йенс Столтенберг в среду заявил журналистам, что в Восточной Европе для реакции на любые угрозы безопасности, исходящие с Востока, развернуты временные силы, в составе которых есть немецкие, норвежские и голландские военнослужащие, сообщает The Los Angeles Times.

"Мы видим, что международное право нарушается, а к суверенитету и территориальной целостности Украины нет уважения. Мы призываем Россию уважать Минские договоренности", - сказал генсек НАТО на пресс-конференции с Ангелой Меркель, при этом подчеркнув, что НАТО не ищет конфронтации с Россией. Среди стран, где размещены новые силы быстрого реагирования НАТО – Латвия, Литва и Эстония, добавляет издание.

Но президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес недоволен усили ями союзников. Он сетует в интервью Die Welt , что в Эстонии размещен лишь небольшой контингент американских войск. "Теперь таким же прифронтовым государством, каким некогда была Западная Германия, является Эстония. Однако в Германии до сих пор дислоцированы 45 тыс. американских военных, а в Эстонии их число не превышает 150 человек", - жалуется лидер балтийского государства.

"Возможно, эта тема не особо приятна им (высокопоставленным официальным лицам на Западе – Focus.ua), потому что у них нет убедительного ответа на этот счет, - говорит эстонец. - Но мы же не какие-то там тупые унтерменши (недочеловеки) с Востока. Такое надменное отношение к нам отталкивает".

Установившийся после завершения холодной войны мировой порядок разрушен, настаивает Ильвес. "Устав ООН, Хельсинкские соглашения, Парижская хартия 1990 года, закрепляющая за каждым отдельным государством право самостоятельно принимать решения, касающиеся его национальной безопасности, - все это было нарушено, хотя Москва подписывалась под ними", - говорит он.

В 2008 году для России хватило одного только желания Грузии двигаться в сторону НАТО, чтобы начать войну, "а на сей раз поводом послужила такая мелочь, как соглашение об ассоциации с ЕС", убеждает Ильвес. Люди, симпатизирующие Путину, начали упрекать Евросоюз в том, что соглашение было ошибкой, что ЕС надо было лучше понимать страхи России. И эти упреки звучат, в том числе, в западных СМИ. "Но я скажу вам так: 8 мая 1945 стало четким ответом на попытки присоединять к себе территории других государств из-за проживающих там нацменьшинств", - говорит Ильвес.

Кризис в России только начинается

Впрочем, лидеры западных государств пока делают ставки на финансовое, а не на традиционное оружие. И хотя министр финансов России Антон Силуанов объявляет, что валютный кризис закончился, старший научный сотрудник Сouncil on Foreign Relations (США) Роберт Кан на страницах Newsweek уверяет мир в противоположном.

По мнению Кана, на деле кризис в России только начинается. Санкции и цены на нефть, вместе взятые, провоцируют массированные экономические неурядицы. "У России пока сохраняются финансовые амортизаторы, которыми она может отсрочить экономический кризис, но в один из моментов 2015 года давление бирж, вероятно, возобновится", - пишет автор.

Кан полагает, что политические факторы влияют на кризис не меньше, чем экономические. Рост инфляции и глубокая рецессия станут настоящей "лакмусовой бумажкой", которая покажет, могут ли санкции создать условия для мира, а не только изменить курс российских акций и облигаций. Ведь широкие массы россиян лишь теперь начали ощущать на себе цену политики Путина.

Издание The Times в редакционной статье отмечает, что главам МИД стран ЕС сейчас не время "предлагать президенту Путину больше пряников и меньше кнутов", и рекомендует отвергнуть идею главы европейской дипломатии Федерики Могерини. Та, напомним, предлагает продлить санкции ЕС, связанные с Крымом, но отменить "ограничения, наложенные в связи с российским военным вмешательством на Восточной Украине", если Москва пойдет на уступки.

The Times возражает: предложение Могерини прозвучало в неудачный момент, а способ воздействия на поведение Путина, который она предлагает, ошибочен.

Санкции против правящих кругов Путина, пишет издание, должны оставаться в силе до тех пор, пока не прекращен огонь, отсутствует наблюдательная миссия, не выведены безоговорочно все российские войска и незаконные вооруженные формирования, не обменены все пленные и не восстановлен контроль Украины над всей территорией, включая Крым".

Твердая приверженность санкциям - единственный надежный способ принудить Путина переосмыслить его безрассудные действия на Украине, считает The Times.

Использованы материалы: Inopressa, Inosmi, The Times, The Independent, Die Welt, LA Times, другие источники