5 причин пойти на выборы. Почему голосовать сложно, но нужно

Фото: 123rf
Фото: 123rf

Как не допустить избрания "бывших", не поддаться на популизм и сделать выбор осознанно — краткий путеводитель по основным "подводным камням" местных выборов

Выборы — возможность изменить собственную жизнь

Fullscreen

На недавних довыборах в Верховную Раду в 205-м черниговском округе явка составила всего 35%. Причиной политологи называли схожесть политических программ кандидатов, усталость электората от различных манипуляций, страх перед возможными провокациями, общее разочарование в политиках. В результате самой активной категорией избирателей оказываются пенсионеры, традиционно голосующие за тех, кто больше обещает.

Власть любят ругать все, но только самые сознательные пытаются изменить ее или, убедившись в том, что это невозможно, выбрать новую. Между тем выборы — единственный цивилизованный метод контроля власти и способ хоть как-то изменить собственную жизнь. Сознательный отказ от права выбирать свидетельствует о политической безграмотности и о равнодушии не только к судьбе собственной страны, но и к своему будущему. Незапятнанные политики, которые не только хотят реформ, но и знают, как это сделать, не смогут прийти к власти, если за них некому будет голосовать.

Главное — идти на участки с осознанным выбором.

Во-первых, не поддаться на популизм. 25 октября пройдут местные, а не парламентские выборы. Популистами априори можно считать кандидатов в местные советы, в предвыборной программе обещающие контрактную армию, снижение тарифов на газ, повышение зарплат и так далее. А все потому, что такие вопросы не решаются на местном уровне, а значит, подобные обещания заведомо никто выполнять не будет. Кандидат и партия, которая его выдвигает в местный совет, должны предложить конкретный план решения проблем громады — способы и методы привлечения инвесторов в регион, строительства новых дорог, развития местной инфраструктуры и так далее.

Во-вторых, кандидат должен быть последовательным. Членство в более чем двух партиях заставляет задуматься — не приспособленец ли этот кандидат. Ведь если главная цель —ри любой власти удержаться в системе, то вряд ли он заинтересован в изменениях. Для страны критически важно как можно быстрее завести в местные советы и во власть в целом людей, готовых не декларативно, а реально реформировать страну.

Нельзя позволить сепаратистам взять верх в "горячих" регионах

Fullscreen

В перспективе реванш регионалов, многие из которых и сейчас не скрывают своих пророссийских взглядов, может обернуться новыми "дээнэрами" на юго-востоке страны. По словам главы СБУ Василия Грицака, уровень сепаратисткой угрозы, подпитываемой Кремлем, в том числе и финансово, по-прежнему высок в семи областях Украины: Луганской, Донецкой, Одесской, Харьковской, Запорожской, Херсонской и Николаевской. Для дестабилизации ситуации в Украине Кремль с помощью "пятой колоны" вполне способен реанимировать проект "Новороссия" на локальном уровне. Местные советы с пророссийски настроенным большинством — благоприятная для этого почва. Без пособничества весной прошлого года местных советов Крыма, Донецкой и Луганской областей российская оккупация этих территорий была бы невозможна.

Реванш "бывших" — выживание системы

Fullscreen

Члены бывшей правящей партии всеми силами стремятся остаться в политической системе страны. Они организовали или влились в новые политические проекты, которые повсеместно выдвигают их в качестве кандидатов в мэры и депутаты местных советов. Анализ различных социологических опросов показывает: как минимум в 10 областных центрах мэрами могут стать экс-регионалы. Выходцы из Партии регио­нов могут сформировать большинство в 8 областных и 20 городских советах (в населенных пунктах, где проживает более 100 тыс. человек). Вряд ли можно ожидать реформ от людей, годами до этого поддерживавших систему, позволявшую обогащаться за счет государства.

Выборы местных советов — новые возможности для объединенных громад

Fullscreen

Процесс децентрализации власти запущен. В Украине создано 159 объе­диненных громад — это около 800 местных советов или чуть меньше 10% от всех существующих советов. 25 октября объединенные громады выберут своих лидеров, которые получат широкие полномочия в решении местных вопросов. Например, в соответствии с Налоговым и Бюджетным кодексами Украины громады с 2016 года получат дополнительные финансовые поступления, а значит, громады смогут быстрее развиваться, создавая ту инфраструктуру, которая необходима жителям населенных пунктов, входящих в их состав. Но так ли это будет на практике, зависит в том числе и от правильного выбора руководителей и депутатов советов громад.

Мы стремимся в Европу, где выборы и референдумы — привычный инструмент волеизъявления народа

Fullscreen

Если мы считаем себя европейской нацией, мы должны и вести себя по-европейски. Это значит принимать непосредственное участие в жизни своей страны, по крайней мере, не игнорируя выборы.

Жители большинства европейских стран к выборам относятся ответственно. В Германии, Италии, Бельгии к избирательным урнам приходят не менее 75–80% избирателей. И хотя явка на некоторых выборах, например, в Европарламент, постепенно снижается, она все равно остается в Европе сравнительно высокой — 45,7% в прошлом году.