Одномильными шагами. Как выполняется коалиционное соглашение
За год парламентская коалиция провела через ВР достаточно много законов, необходимых для проведения реформ, но реализуются единицы. Фокус проанализировал, как выполняются основные пункты коалиционного соглашения
В ПРОЦЕССЕ
Реформы в системе нацбезопасности
Подписывая коалиционное соглашение, провластные партии запланировали масштабные реформы в сфере обороны. По многим пунктам установили амбициозные дедлайны, однако реализация некоторых из них отстает от графика. В частности, новую военную доктрину страны СНБО предложил утвердить президенту лишь в сентябре. В соответствии с доктриной, Украина определяет Россию военным противником, отказывается от внеблокового статуса и восстанавливает курс на евроатлантическую интеграцию. Но есть и пункты, которые выполняются с опережением графика. Например, коалиционное соглашение предполагало, что к 2019 году украинские Вооруженные силы полностью перейдут на стандарты НАТО. Однако уже в конце августа этого года Минобороны отрапортовало, что ВСУ внедрили две трети стандартов Альянса — 68 из 102-х.
ТОРМОЗИТСЯ
Обновление власти и борьба с коррупцией
Для борьбы с коррупцией в коалиционном соглашении предусмотрели создание сразу двух новых органов — Национального антикоррупционного бюро и Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции. Но пока ни один из них полноценно не работает. В случае с НАБ сначала затянулся открытый конкурс на должность его директора. Официального руководителя в лице экс-главы Фискальной службы Артема Сытника ведомство получило только в середине апреля этого года, а первые 70 антикоррупционных детективов приступили к работе лишь в октябре. Но дать ход своим расследованиям Национальное антикоррупционное бюро не может из-за отсутствия антикоррупционного прокурора — его также выбирают посредством открытого конкурса, проведение которого стопорится из-за генпрокурора. По своей квоте Виктор Шокин включил в отборочную комиссию людей с неоднозначной репутацией, чему воспротивились большинство членов коалиции, еврочиновники, Госдеп США и общественность. Еще сложнее ситуация с Нацагентством по вопросам предотвращения коррупции. Изначально для выбора главы ведомства сформировали комиссию из удобных правительству кандидатов. В результате протеста общественности в августе ее состав изменили, но Нацагентство все равно вряд ли заработает до конца года.
В ПРОЦЕССЕ
Реформа органов правопорядка
Реформа МВД — один из самых успешно реализуемых пунктов коалиционного соглашения. 2 июля этого года парламент принял во втором чтении Закон "О национальной полиции", а всего через два дня на улицы Киева вышли первые патрульные полицейские, выбранные на открытом конкурсе. Параллельно реформируется все МВД. Формально последним днем существования традиционной милиции стало 7 ноября. Впрочем, полноценный переход от милиции к полиции продлится около полугода. В обновленном МВД, которое возглавила грузинский реформатор Хатия Деканоидзе, смогут работать и бывшие милиционеры, если пройдут переаттестацию. Состоять ведомство будет из криминальной, патрульной и дорожной полиции, подразделений досудебного расследования, полиции охраны, участковой полиции, спецполиции и полиции особого назначения. Еще одно обязательство в рамках коалиционного соглашения — создание Государственного бюро расследований, которое займется раскрытием дел, связанных с деятельностью преступных организаций, терроризмом и другими преступлениями, за совершение которых Уголовный кодекс предусматривает пожизненное заключение. Однако создание бюро тормозится — соответствующий закон парламент направил на повторное второе чтение еще в июле.
ТОРМОЗИТСЯ
Конституционная реформа
Одна из наиболее проблемных частей коалиционного соглашения — внесение изменений в Основной Закон. Отчасти потому, что в подписанном год назад документе политсилы не предусмотрели на этот счет никакой конкретики. В конце августа парламент в буквальном смысле с боями принял в первом чтении изменения в части децентрализации. Причем этот проект не поддержали две фракции коалиции — Батькивщина и Самопомич, за исключением пяти депутатов. Принять изменения в Конституцию удалось благодаря голосам Оппозиционного блока, группе "Воля народу", некоторым депутатам из Видродження, а также внефракционным парламентариям. Новая редакция Основного Закона предполагает, что с момента его принятия Украина будет поделена на общины, местные госадминистрации ликвидируют, появится институт префектов, способных через суд приостанавливать полномочия местных советов и глав общин. Основные разногласия у членов коалиции возникли по поводу особого порядка местного самоуправления на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, а также института префектов — многие посчитали, что президент с их помощью пытается узурпировать власть. Предпосылок принять изменения в Конституцию во втором чтении пока нет — для этого необходимо собрать 300 голосов.
НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ
Судебная реформа
Члены коалиции планировали принять все законодательные изменения для проведения судебной реформы еще во втором квартале этого года. Не сложилось. Пока есть только наработки реформы. В конце октября Венецианская комиссия одобрила предложенные Конституционной комиссией изменения в Основной Закон, касающиеся правосудия. Среди главных нововведений — упразднение четырехуровневой судебной системы: должны остаться лишь местные суды, апелляционные, а также Верховный суд. Кроме того, планируется провести открытый конкурсный отбор судей, в котором смогут принять участие как действующие служители Фемиды, так и те, у кого нет опыта в этой сфере. Заниматься отбором будет специально созданный орган — Высший совет правосудия. Окончательный вариант изменений Конституционная комиссия передала президенту — именно он должен внести проект судебной реформы для голосования в парламент. Пока же самая коррумпированная в стране система работает по старым правилам и практически в том же составе судей.
НЕ ТО ПРИНЯЛИ
Новая избирательная система
Запланированное еще на начало года принятие нового закона о выборах в Верховную Раду, подразумевающего переход от пропорционально-мажоритарной системы к пропорциональной, так и не состоялось. Зато парламент поддержал новую редакцию Закона "О местных выборах". Однако по итогам голосования 25 октября эксперты, среди которых замглавы ЦИК Андрей Магера, назвали этот закон худшим за всю историю Украины. Все потому, что новая система выборов в реальности имеет мало общего с обещанными открытыми партийными списками, а отдельные округа по результатам избирательного процесса останутся без своего кандидата в определенном совете.