Своя рубашка ближе к телу

В разное время жители разных стран поддерживали местных производителей. Сейчас этот тренд возобновился и в Украине

На планете есть нации, которые в силу тех или иных причин более патриотичны, чем другие. И так было всегда. Возьмем, к примеру, французов. Они обожают и гордятся всем, что сделано во Франции. С особым трепетом они относятся к еде. Поэтому неудивительно, что именно там пятнадцать лет назад возникла такая организация как AMAP (Ассоциация поддержки крестьянского земледелия). Она объединяет кооперативы производителей органических продуктов. Каждый француз за символическую для этой страны сумму в 8 или 16 евро подписывается на эту услугу и может приходить за своей корзинкой с продуктами раз в неделю. Французы покупают даже модель Toyota Yaris потому, что этот автомобиль сделан в их стране. Это помимо традиционно французских Peugeot, Renault и Citroen. Они также готовы переплачивать от 5 до 10% за все, что "Produit en France" (то есть "сделано во Франции). Свежим примером ревностного отношения к "своему" является ситуация с легендарной велогонкой Тур де Франс, главным спонсором которой стали производители чилийских вин. Французские производители планируют манифестацию и будут блокировать дороги в связи с такой огорчительной для них новостью.

Интересна ситуация в Португалии. Здесь отменно управляются с кожей, поэтому большинство fashion-брендов отшивают здесь свои изделия. Сами португальцы без ума от обуви и сумок именно местных производителей. Но они немного обижаются, что конечный потребитель редко обращает внимание на то, где произведена пара, так как обычно громкое имя бренда затмевает происхождение добротных кожаных ботинок. Кстати, в Лиссабоне сейчас открывается все больше магазинов, где продаются вещи, сделанные в Португалии. А дизайнеры, которые работали за границей, возвращаются на Родину и применяют свой талант у себя в стране. Как это случилось с бывшим дизайнером марки Pelcor, которая училась и работала в Лондоне в Topshop, а потом вернулась на родину и начала создавать крутые коллекции вещей из пробки (Португалия – самый крупный производитель этого материала в мире).

Четыре года назад в далекой Мексике была основана марка детской одежды Mexicanitos al Grito, создатели которой хотят, чтобы малыши гордились наследием своей страны, насколько они могут это делать в своем юном возрасте. Все ткани производятся в Мексике. На изделиях марки можно увидеть красочных мексиканских персонажей, а также патриотические слоганы, как, например, "В Мексике солнце светит для всех".

В Индии также наблюдается всплеск патриотизма. Здесь все чаще покупают продукты местных производителей. Журнал India Today пишет: "Забудьте об импортных фигах и миндале ― в скромной гуаве намного больше полезных веществ, чем в импортированных продуктах". Журналисты имеют ввиду содержание витамина С: его в гуаве в 5 раз больше, чем в апельсинах.

В австрийском городе Грац некоторые рестораны вывешивают табличку Genuss Region ("Местная еда"), которая оповещает посетителей, что блюда приготовлены из продуктов локальных производителей, а шеф-повара дорожат традициями региональной кухни.

Наши соседи поляки тоже с большим уважением относятся ко всему, сделанному или выращенному на своей земле. Когда летом 2014-го Россия запретила импорт польских яблок (Польша является самым крупным импортером этого фрукта в мире), то в местных соцсетях буквально за ночь создали страницу, названную "Ешь яблоки, чтобы разозлить Путина". Фото с хештегом #ешьяблоки постили все: от телеведущих до главы национального совета безопасности.

В Украине поддержка национального производителя также набирает обороты. Многие покупатели уверены, что "наши тоже все могут и умеют, и нет смысла переплачивать за привозное забугорное". Одна из самых ярких инициатив принадлежит компании "Джерелия", которая возрождает галицкую экономическую инициативу 100-летней давности "Свій до свого по своє". В начале XX века это движение вдохнуло вторую жизнь в нашу экономику, внедряя три простых правила: покупай украинское, продавай украинское и распространяй информацию об украинском. "Каждый, кто хотел поддержать идею, шел в магазин, где продавались местные товары, даже если тот находился в другом конце города", ― рассказывает о ней одна из основательниц "Джерелии" Татьяна Тарасевич. В 2015 она с коллегами, многие из которых работали в российских компаниях, ушли с работы, поскольку это было непатриотично, и придумали, как помочь малому и среднему украинскому производителю. За год они нашли больше 50 мануфактур и просто талантливых украинцев, которые делают мед, изготавливают текстиль либо косметику из натуральных компонентов, но не имеют средств, чтобы выпускать продукцию для всей страны, а не только для своих друзей. Помогая небольшим производствам развиваться, они фактически создают современную версию украинского экономического чуда ― "Свій до свого по своє 2.0". Владельцев магазинов компания просит чаще брать на реализацию именно украинский товар, а журналистов - побольше рассказывать обо всем этом. В планах также большая образовательная программа, в рамках которой будут описаны успешные истории украинских брендов.