Неудобный вопрос. Как кандидаты в президенты будут Крым и Донбасс возвращать

Фото: islam.in.ua
Фото: islam.in.ua

Вчитавшись в программы участников президентской гонки, можно прийти к выводу о том, что лишь единицы планируют решать вопрос оккупированных территорий в ближайшие пять лет

Related video

Большинство кандидатов либо вообще обходят стороной этот вопрос, либо ограничиваются сухой констатацией: "Крым и Донбасс – это Украина". И лишь десять кандидатов в президенты Украины, пусть и в общих чертах, объясняют свое видение восстановления территориальной целостности страны. Об этом говорили на брифинге "Кандидат, скажи: чей Крым?", посвященном результатам мониторинга программ кандидатов в президенты, который проходил 12 февраля в Украинском кризисном медиа-центре.

Забыть об оккупации

"Самым токсичным кандидатом мы считаем Евгения Мураева, – говорит директор Центра внешнеполитических исследований Сергей Пархоменко. – Он не просто не декларирует необходимость возвращения Крыма, но еще и раздает журналистам непозволительные комментарии. Например, о том, что большинство жителей полуострова не желают возвращаться, Украина перекрывает им воду, отключает свет. То есть фактически этот политик склоняет свой электорат к мысли, что Крым надо оставить России".

"Мураев – кандидат на получение нашей "черной метки" с надписью: "Молчишь о Крыме – забудь о президентстве", – говорит и председатель Комитета защиты прав крымскотатарского народа Эскендер Бариев.

Подобные "знаки внимания" рискуют получить Виталий Куприй, Александр Мороз, Александр Вилкул, Дмитрий Добродомов, Владимир Зеленский и ряд других претендентов, напрочь "забывших" о проблемах полуострова.

"Особенно нас удивило отсутствие упоминания о проблеме Крыме в предвыборной программе Андрея Садового", – говорит Бариев. В то же время кандидат говорит в ней о важности поддержки армии и ее обеспечения. Например, декларирует гарантии денежного обеспечения военного – не менее 1000 долларов в гривневом эквиваленте, а также изменение системы командования военно-морских сил.

"Люди устали от войны на Донбассе. Она забрала и продолжает забирать лучших наших граждан. Я готов сделать все для мира. Но не ценой капитуляции. Наша цель – победа", – пишет в своей программе Олег Ляшко. Вспоминает он и о Крыме. "Ляшко – интересный кандидат. Помните, в 2014 году висели его билборды со слоганом: "Я верну Крым". Так вот теперь очень хочется у него спросить: и как, вернул?", – замечает Пархоменко.

Лишь десять кандидатов в президенты Украины, пусть и в общих чертах, объясняют свое видение восстановления территориальной целостности страны

Юрий Бойко также не уделяет в своей программе внимания Крыму и Донбассу как таковым. Он лишь обещает: "новая власть пойдет на прямые переговоры со всеми сторонами конфликта" и выполнит "все международные обязательства ради восстановления мира". Можно предположить, что, имеются в виду переговоры с представителями незаконных бандформирований на Донбассе и договоры с Россией времен Януковича.

Не более чем декларации

Анатолий Гриценко, Ольга Богомолец, Роман Насиров, Сергей Тарута, Роман Бессмертный хотя и вспоминают в своих программах Крым и Донбасс, детальных планов по их возвращению не раскрывают. Например, Бессмертный пишет: "Великая Украина – это государство с Донбассом и Крымом", а Гриценко говорит: "Украина не уступит права на Крым в обмен на любые экономические уступки – в Крыму наши граждане, это наша земля, и Крым будет украинским!". Кандидат Сергей Тарута считает неприемлемым возвращение Крыма военным путем, а лишь политико-дипломатическим и юридическим.

Немного подробнее эти кандидаты рассказывают о своем видении разрешения проблемы Донбасса. Так, бывший представитель Украины на переговорах в Минске Бессмертный обещает вести диалог с жителями оккупированных территорий и работать над их постепенной реинтеграцией без предоставления особых статусов. А вот Гриценко, как бывший министр обороны, мог бы детально расписать стратегию возвращения территорий, но лишь указывает, что собирается возвращать земли Донбасса "дипломатическими, военными, экономическими и санкционными средствами совместно с зарубежными партнерами". "Это возможно осуществить в течение 5-летнего президентского срока", – констатирует политик.

Не ясна позиция по Крыму и Донбассу кандидата Владимира Зеленского. "Перед гарантами по Будапештскому меморандуму и партнерами по ЕС мы будем ставить вопрос о поддержке Украины в стремлении завершить войну, вернуть временно оккупированные территории и заставить агрессора возместить нанесенный ущерб", – говорится в его предвыборной программе. В своих интервью кандидат поясняет: "Прежде всего, я хочу, чтобы перестали стрелять. Вот эти договоренности, я думаю, не очень сложные. Мне кажется, что можно договориться. Первое – перестать убивать. Это важно – сохранить наших людей. Конечно, я бы очень хотел, чтобы они работали. Я бы хотел добавить к Минским договоренностям, может быть, еще чуть-чуть, может быть, переформатировать этот круг, может, привлечь еще другие западные страны… Надо их как-то корректировать, надо их развивать, сильнее".

Стратегическое освобождение

"Мы вернем военно-дипломатическим путем мир и оккупированные территории Крыма и Донбасса", – записано в программе Юлии Тимошенко. Главное ее предложение – перейти от "минского формата" к будапештскому.

Тема Крыма должна быть одной из самых важных при выборе президента, потому что это вопрос выживания государства

О привлечении "стратегических союзников Украины в борьбе против агрессора" – США и Великобритании вспоминает и свободовец Руслан Кошулинский. Что-то похожее можно найти еще и в декларации Ольги Богомолец. "Расширить Минский формат переговоров и создать Будапештский формат, привлекая к переговорному процессу всех подписантов и гарантов Будапештского меморандума", – говорит она.

Для силовика Игоря Смешко Будапештский меморандум 1994 года, в случае его победы, также станет "основным форматом для политико-дипломатических мер и действий с целью принуждения агрессора к выполнению гарантий территориальной целостности и неприкосновенности границ Украины".

Но все эти инициативы также носят исключительно декларативный характер. Ведь за пять лет страны-подписанты Будапештского меморандума – Великобритания, США и РФ, а также Франция и Китай – никак не могут повлиять на ситуацию, даже если к ним, как предлагает Тимошенко, еще присоединятся Германия и руководство ЕС. Тем более, что уже существует "Нормандский формат", в котором присутствуют Россия, Франция и Германия, а Соединенные Штаты представляет спецпредставитель по Украине Курт Волкер. Нужен ли этой компании Китай – вопрос отдельный, ведь если вспомнить голосования в радбезе ООН представителя этой страны, то можно заметить стабильное "воздержание".

Миротворцы и санкции

Миротворцы ООН на Донбассе – еще одна заявленная тема нескольких кандидатов. Среди них Сергей Тарута, Инна Богословская и Ольга Богомолец. Последняя предлагает: "Развернуть миротворческую миссию ООН по всей оккупированной территории с широким мандатом и жестким контролем границы с Российской Федерацией и правом на разоружение незаконных вооруженных формирований ОРДЛО". Именно такую формулу работы миротворцев ООН еще в апреле 2018 года предлагал и президент Порошенко: "Мы хотим, чтобы "голубые каски" разоружали незаконные вооруженные группировки, защищали там местных жителей и осуществляли контроль над поступлением и перемещением военной техники. И, конечно, они должны контролировать часть российско-украинской границы, временно не подконтрольной Украине".

В тексте его предвыборной программы Петра Порошенко четко зафиксировано продолжение нынешнего курса, а Минский формат по-прежнему считается наиболее эффективным. Порошенко, как и все предыдущие годы, настаивает на возращении территорий дипломатическими и экономическими путями. Ныне президент уже не говорит, что войну можно окончить за несколько недель, а готовит избирателей к длительному процессу. В частности, с помощью санкций. "Международные санкции против агрессора надежно привязаны к полной деоккупации украинского Донбасса и украинского Крыма, и все наши граждане и территории должны вернуться под суверенитет Украины", – записано в документе. Есть в нем и об ответственности: "За репрессии и издевательства над нашими гражданами на оккупированных территориях, за нанесенный ущерб страна-оккупант понесет ответственность и вынуждена будет их возмещать через международные правовые механизмы".

"Большинство кандидатов в президенты избегают вопросов об оккупации Крыма и Донбасса. Во-первых, часть из них существует на российские деньги и представляет интересы России, – говорит директор Центра внешнеполитических исследований Пархоменко. – Во-вторых, есть те, кто боятся озвучивать проблему, потому что понимают, у них не хватает компетенции решить ее в ближайшей перспективе. В-третьих, многим просто нечего предложить".

"Но нас такая позиция кандидатов в президенты не устраивает, – говорит председатель Комитета защиты прав крымскотатарского народа Эскендер Бариев. – Мы, крымские татары, просим всех кандидатов в ближайшее время публично вернуться к этой теме: тех, кто декларировал – пояснить, кто промолчал – определиться".

Эксперты сошлись во мнении, что тема Крыма должна быть одной из самых важных при выборе президента, потому что это вопрос выживания государства.