Окружкомы – это "Сталинград"! Как кандидаты в президенты борются за голоса на избирательных участках

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Центризбирком утвердил полный перечень избирательных округов. Их по всей территории Украины – 199. Фокус изучал, какие технологии применяют участники выборов для соблюдения своих интересов на избирательных участках. И какие проблемы ждут избиркомы во втором туре выборов

Related video

Постановление ЦИК предусматривает, что избирательные территориальные округа и избирательные участковые комиссии (УИК) не будут формироваться в аннексированном Крыму, включая Севастополь, и на временно оккупированных территориях Донбасса. Так, в Донецкой области выборы пройдут в 12 из 21 избирательных округов, а в Луганской – в шести из 11. "В целом на территории Украины, с учетом зарубежного избирательного округа, будет создано 200 территориальных избирательных округов и 29 тысяч 848 избирательных участков", – сообщает пресс-служба ЦИКа.

Кроме того, 12 марта члены Центризбиркома сформировали 101 УИК в зарубежном избирательном округе. Они будут расположены в посольствах и консульствах Украины за границей. В Германии – пять, в США, Польше Италии – по четыре, в Канаде, Испании и Турции – по три.

Напомним, ответственность за проведение выборов президента Украины, Верховной Рады и органов местного самоуправления возлагается на Центризбирком, окружные и участковые избирательные комиссии. Окружной избирком (ОИК) контролирует процесс подготовки и проведения голосования в территориальном избирательном округе, а УИК – на конкретном избирательном участке.

Структуры работают по цепочке: УИК передает электронные данные в ОИК, а он, соответственно, в Центризбирком. Однако официальные результаты выборов ЦИК устанавливает на основании протоколов УИК в бумажном виде (с мокрой печатью).

"Календарный план основных организационных мероприятий по подготовке и проведению очередных выборов президента 31 марта" говорит, что до 12 марта (не позже, чем за 18 дней до дня голосования) должны быть образованы окружные избиркомы обычных и специальных избирательных участков, а также УИК заграничных избирательных участков. Их полный перечень находится на официальном сайте Государственного реестра избирателей, а количество членов ОИК по 24 областям Украины и Киеву – на сайте Центризбиркома.

Квотный рефлекс

Каждый кандидат в президенты может включить одного представителя в состав всех ОИК и УИК. По данным отображенных на 15 марта, в состав ОИК по представлению кандидатов в президенты включено 6835 их представителей. Если кандидат отказывается от участия в выборах, он автоматически лишается места в составе ОИК. Например, в феврале, когда было объявлено о регистрации 44 кандидатов, их интересы представляли 7355 человек.

В случае назначения второго тура президентских выборов ОИК формирует по предоставлению оставшихся двух кандидатов на пост главы государства новый состав УИК: для крупных участков – 16 представителей, для средних – 14, для малых – 12.

В ноябре 2018 председатель Центризбиркома Татьяна Слипачук предупреждала: "Большое количество кандидатов на выборах приведет к увеличению количества членов комиссий в соответствии с законодательством. Нет их верхнего количественного предела, и это проблема".

А в марте 2019 года заместитель председателя Центризбиркома Евгений Радченко сказал Фокусу, что ЦИК может столкнуться со сложностями, если кандидаты в президенты не воспользуются правом подать своих представителей в состав УИК: "Мы можем столкнуться с недостатком членов в избирательных комиссиях либо наоборот – иметь слишком большое их количество. Но эти вопросы никаким образом не влияют на демократичность и прозрачность проведения выборов. "Организаторами нечестности" могут быть совсем другие субъекты, но никак не члены избирательных комиссий. Этими вопросами занимается СБУ и Национальная полиция".

Технические детали

Генеральный директор Комитета избирателей (КИУ) Алексей Кошель называет процесс формирования ОИК и УИК "большой проблемой технического характера". "Сейчас мы имеем 39 кандидатов в президенты. К примеру, 20 из них делегировали своих представителей в один из избиркомов. После первого тура они не видят смысла продолжать работу, потому что их кандидат не прошел. Избирательный опыт показывает, что кандидаты, прошедшие во второй тур выборов, могут негласно поощрять представителей продолжать принимать участие в составе избиркомов, несмотря на то, что в соответствии законом эти действия расценивается, как подкуп избирателей", – рассказывает Фокусу Кошель.

По его наблюдениям, штабы кандидатов в президенты перед выборами публично призывают граждан присоединиться к своей команде и, в частности, принять участие в работе избиркомов. Однако Кошель сомневается, что какая-либо политическая сила способна обеспечить кандидату всеукраинскую поддержку и выделить по одному человеку на каждый избирательный участок.

Бывший заместитель председателя ЦИК Андрей Магера объясняет Фокусу, что если количество членов избиркомов меньше минимального предела, то ее состав формируется "с учетом предложений от кандидатов на пост президента". "Туда дополнительно будут включены члены избирательной комиссии по предложению председателя избирательной комиссии высшего уровня. Именно таким образом пробелы заполняются", – говорит Фокусу Магера.

Бывший председатель правления КИУ, депутат Верховной Рады Игорь Попов делится с Фокусом своими наблюдениями. "Все упирается в ресурс. У нас первый тур происходит с более или менее рабочим составом комиссий. Основные кандидаты обеспечат присутствие своих представителей, у них на это хватит средств. А во втором туре ситуация может стать критичной. Юридически своих представителей имеют право подавать два кандидата. Вопрос в том, смогут ли они "перекупить достаточное количество представителей", – говорит Попов.

Его количество кворум

Другой бывший глава КИУ, народный депутат Александр Черненко, напротив, предрекает раздутые по составу избиркомы.

"Там, где много людей, сложнее организовать работу, собрать кворум, легче сорвать его, если, к примеру, штабы дадут задание членам избиркомов не приходить на участки. Кроме того, в селах избирательные участки не приспособлены к тому, чтобы в них разместилось большое количество людей. Если там будет 30 членов комиссии и столько же наблюдателей, то могут возникнуть проблемы. Главные из них: плохая организация избирательного процесса, возможности срыва кворума", – предупреждает Черненко.

По его словам, если члены избиркомов не являются на избирательный участок, комиссия высшего уровня вправе в кратчайшие строки сменить состав и обеспечить процесс голосования. В таких случаях избирательные участки могут открыться с опозданием, а подсчет голосов также затянется.

"Второй тур выборов – отдельная история. Если кандидат вышел из избирательной гонки, его представитель остается только в ОИК. На второй тур количество представителей формируется от каждого кандидата в одинаковом процентном соотношении – по семь человек. Проводится пропорциональная жеребьевка: если председатель комиссии представляет одного кандидата, то его заместители – другого. Должно быть равное количество членов избиркомов и руководящего состава в них от кандидатов", – рассказывает Фокусу Черненко.

Он также обращает внимание на материальное поощрение избирательными штабами кандидатов членов избиркомов. "Если доплат не будет, никто не согласится кроме руководящего состава, идти работать в день выборов и нести за маленькие бюджетные оплаты колоссальную ответственность. Соответственно, некому будет проводить выборы. Если выплачивать средства из бюджета – суммы получатся колоссальными", – заключает Черненко.

Вице-президент Ассоциации народных депутатов, эксперт по избирательному праву Александр Барабаш не сомневается в том, что многие из кандидатов в президенты баллотируются только для того, чтобы иметь гарантированное место для своего представителя в избиркомах.

"Если комиссия работает большим составом, могут приниматься незаконные решения. Времени на их оспаривание нет. В городах легче сформировать состав из 40 членов избиркома. Раздутость штата за счет представителей кандидатов – укоренившаяся практика, идущая с 1999 года. Представьте, к примеру, больницу, где находится 30 избирателей и 30 членов избиркома. Методика приводит к абсурду, – объясняет Фокусу Барабаш, напоминая о необходимости учитывать особенности избирательных участков. – На одном в городе может быть 2,5 тысячи избирателей, а на другом в сельской местности – 30. Важно, кто председатель участковой комиссии в СИЗО, больницах… Нюансов – множество".

Барабаш также предлагает Фокусу оригинальную характеристику УИК и ОИК. Окружком передает в ЦИК окончательный результат голосования, но не может изменить цифр, которые показывают все подчиненные ей участковые избиркомы.

"ОИК – это Сталинград, а УИК – предварительная траншея, поскольку она работает не с цифрами, протоколами, а непосредственно с избирателями, бюллетенями, документацией. По уровню компетентности ни одна окружная комиссия не заменит участковую. Оружие ОИК – право признать недействительным результат, назначить пересчет голосов. Поэтому кандидаты стремятся иметь большинство в составе ОИК. Повторный подсчет голосов может существенно изменить результат волеизъявления. Второй тур выборов в этих вопросах пройдет более спокойно. А в первом туре, когда, к примеру, шесть кандидатов претендуют на выход во второй тур, может произойти все, что угодно. Кандидаты будут бороться за каждый голос", – делает свой прогноз Фокусу Барабаш.