2 года после "Азовстали": какова судьба пленных защитников Мариуполя и где они находятся

украинские военнопленные в России, защитники мариуполя, защитники азовстали, обмен военнопленными, обмен военнопленными
Фото: Getty Images | Акция в поддержку военнопленных 5 мая 2024 года в Киеве. Участники вышли, чтобы напомнить об украинских военных, которые уже более двух лет находятся в российском плену

Два года назад защитники Мариуполя, которые находились на "Азовстали", вышли из окружения, чтобы попасть в российский плен. Большинство военнослужащих — в частности, морских пехотинцев, пограничников, нацгвардейцев находятся в заключении до сих пор, несмотря на договоренности с РФ. В частности, и около тысячи представителей полка "Азов". Фокус вспоминает детали переговоров, процесс выхода и узнает о месте пребывания военнопленных.

Где "Азов?" — никто не спрашивает

Мария — жена Сергея Алексеевича, бойца полка "Азов". Мужчина был ранен дважды — один раз в дни обороны Мариуполя, другой — в плену во время взрыва в Еленовской колонии.

Мария приходит на встречу с журналистами. Ее голос звучит решительно и твердо. Говорит, устала уже ждать мужа из плена, но больше от пустых обещаний.

"До выхода в плен все говорили об "Азове", о специальной операции по спасению жизней после 86 дней нашествия. После сдачи в плен также спрашивали, в том числе и у президента, где "Азов", когда вернут "Азов". Прошло два года, и никто о них уже не говорит", — возмущается она.

Жена вспоминает, как 9 января 2024 года попала на личную встречу с главой офиса президента Андреем Ермаком и начальником Главного управления разведки МО Украины Кириллом Будановым.

украинские военнопленные в России, защитники мариуполя, защитники азовстали, обмен военнопленными, полк азов, российский плен, оборона азовстали, вернуть военнопленных, бойцы азова в плену Fullscreen
По сообщению российской стороны, с "Азовстали" вышли 2439 украинских защитников
Фото: Getty Images

"Нам сказали, что мы не знаем всех подробностей обмена, и не будем готовы услышать всю правду. Но мы были готовы. Должна была быть организована еще одна встреча, однако она не состоялась. Несмотря на то, что это была встреча на самом высоком уровне, результатов нет до сих пор. Наоборот, после нее с нами не хочет встречаться даже глава Координационного штаба по вопросам обращения с военнопленными Дмитрий Усов. Им всем нечего сказать, хотя два года назад были громкие обещания. Нам обещали вернуть всех как можно быстрее домой", — добавляет Мария уже в разговоре с Фокусом.

Операция, как тогда называли, эвакуация с "Азовстали" длилась пять дней, с 16 по 20 мая 2022 года.

В эти дни в своем обращении президент Владимир Зеленский сказал, что разблокировать подходы к "Азовстали" военным путем невозможно из-за отсутствия должного количества оружия, несмотря на "огромное количество героических людей", которые были готовы идти на разблокирование территории завода. Именно поэтому, заявил Зеленский, "ребята получили сигнал, что имеют полное право выйти и сохранить себе жизнь". "Работа по возвращению военных домой требует деликатности и времени", — добавил он.

По сообщению российской стороны, из "Азовстали" вышли 2439 украинских защитников. Жены азовцев сейчас говорят: среди них было примерно 900 человек — представителей полка.

Бумажные договоренности: РФ нарушила их сразу

Мария говорит: количество защитников, которые должны были покинуть "Азовсталь", было зафиксировано на бумаге.

"Я знаю, что накануне командиры собирали списки своих подразделений, а лично Редис (Денис Прокопенко, командир полка "Азов", — ред.) передал их российской стороне. Под ними подписался российских генерал, гарантировав, что дальше все будет происходить по Женевским конвенциям", — объясняет жена пленного.

Речь идет о Третьей Женевской конвенции, которая касается обращения с военнопленными и гарантирует им права и защиту.

"После выхода из плена Редис нам объяснил, что на переговоры по эвакуации пошел он, генерал главного управления разведки МО Украины, это нынешний глава Корштаба Дмитрий Усов, и депутат Ковалев (народный депутат из группы "Довіра" Александр Ковалев, который вел неформальные переговоры с россиянами, — ред.) С российской стороны было два генерала главного разведуправления, которое и должно было бы заниматься защитниками Мариуполя. Но эти договоренности быстро были нарушены. Раненых должны были везти в город Новоазовск (Донецкой области), а доставили в колонию в Еленовку, не оказав медицинскую помощь. Но несмотря на это мы, родные, реально верили, что все пленные вернутся скоро. У семей осталась переписка с ребятами. Один из них написал, нас будут отправлять в "серую зону", оттуда мы сможем позвонить, скоро увидимся. Я лично думала, что и мой муж вот-вот позвонит", — вспоминает Мария.

Жена другого азовца Олега Лобова Анна рассказывает, как также верила в скорое возвращение мужа.

"Нам же сказали, что это будет "почетный плен". Мы думали, их вывезут в "серую зону", как написал тот парень. Возможно, Запорожскую область, где не было уже боевых действий. Я помню, как побежала к папе спросить, что такое эта "серая зона". Он сказал, что это не их и не наша, — говорит Анна, — Но потом мы увидели видео, где они выходят, сбрасывают вещи, их обыскивают. И поняли, что это точно плен. И всех повезли в Еленовку, в оккупацию".

Анна отмечает, что после первого обмена пленными в июне 2022 года была надежда, что защитников Мариуполя будут возвращать частями — сначала раненых. Процесс будет длительным, надо подождать.

"Вот ждем два года. Они выиграли время для Украины, оттянув на себя российские силы в Мариуполе, а теперь мы не можем вернуть защитников. Даже после взрыва в бараке в Еленовке и смерти более пятидесяти тех, кому было гарантировано право на жизнь", — отмечает она.

От первых лиц: как происходил выход

17 мая 2022 года тогда еще заместитель министра обороны Анна Маляр сообщила о начале "операции по спасению" военнослужащих, заблокированных на территории "Азовстали". Она сказала, в медучреждение в оккупированном Новоазовске эвакуированы 53 тяжелораненых, еще 211 человек через "гуманитарный коридор" доставлены в Еленовку. И это была фактически первая официальная информация, озвученная ведомством, хотя процесс выхода уже длился более суток.

украинские военнопленные в России, защитники мариуполя, защитники азовстали, обмен военнопленными, полк азов, российский плен, оборона азовстали, вернуть военнопленных, бойцы азова в плену Fullscreen
По оценкам правозащитников, в плену РФ находится около 10 тысяч украинских военных
Фото: Getty Images

Один из офицеров "Азова", который предпочитает не называть свое имя, вспоминает: "Это уже не секрет. Встреча, действительно, была. В ней участвовал Редис, Апис (Олег Хоменко, заместитель командира бригады специального назначения "Азов", — ред) от "Азова", народный депутат Ковалев там тоже был. И представители ГУР МО. С российской стороны — генерал, замкомандующего российского ГРУ и еще несколько человек".

Речь идет о генерал-лейтенанте ГРУ Владимире Алексееве и генерал-майоре Александре Зорине, заместителе командующего ГРУ. Известно, что Алексеев с 2016 года под санкциями США за киберпреступления и вмешательство в выборы в США. Его также считают причастным к отравлению Сергея Скрипаля в Великобритании. Зорин участвовал в переговорах между президентом Сирии Башаром Асадом и повстанцами как посредник от РФ, представляя президента Владимира Путина.

Важно
Как РФ скрывает преступления в Мариуполе: новостройки на костях и замена населения

"Они, действительно, обещали все надлежащие условия в плену, обмен через 3–4 месяца, не дольше. И неприкосновенность к "Азову" в физическом плане, то есть что их не будут пытать, издеваться, а сохранять их жизнь. Московский генерал гарантировал неприкосновенность всем, кто попал по этому списку в плен, не только "Азову". По словам нашего командира, мало кто в это верил, но надеялись, что хоть из Мариуполя можно будет выйти. Альтернатива была. Просто всем погибнуть".

Представитель "Азова" говорит, несмотря на "гарантии", большинство военнослужащих восприняли новость негативно. Кто-то думал остаться в тоннелях, побыть некоторое время, а потом выходить малыми группами. Но командир сказал, если кто-то надумает выходить отдельно, подставит всю группу.

В конце концов на заводе все-таки осталось несколько человек. "Это было нарушение приказа командира", — резюмирует азовец.

Другой азовец, боевой медик подразделения, говорит, что об эвакуации знал за несколько дней. Он объясняет: она была необходима, особенно раненым, которых было более шестисот.

"Эвакуация раненых продолжалась в три этапа. На первом вывозили самых тяжелых, которым была угроза жизни и здоровью. На втором — лежачих, которые имели сложные ранения, нуждались в антибиотикотерапии — раны у многих гнили, они имели ранения туловища, брюшной полости. На третьем, условные желтые, то есть те, кто имел ранения средней тяжести, но могли передвигаться самостоятельно. Так мы и называли: лежачие, сидячие, ходячие", — объясняет медик.

Он рассказывает, что во время выхода присутствовали представители Международного комитета Красного Креста, но они не спрашивали каждого. "Кажется, присутствовать должны были формально", — замечает он. Медик убежден: РФ собрала всю необходимую информацию о каждом, кто выходил из "Азовстали" — процесс фиксировался на видео, лица каждого фотографировались, каждый называл вслух свое имя и фамилию, подразделение.

"Я выходил в последний день, 20 мая, когда уже всех раненых смогли передать. Первых раненых, действительно, повезли в Новоазовск, но больница, я так понял, не была готова к такому количеству тяжелых, поэтому часть переместили в Донецк, а часть в колонию в Еленовку. Мы не понимали, почему нарушаются договоренности, что всех раненых должны были поместить в больницу. Наш командир пытался это выяснить по радиосвязи с российской стороной. Поэтому наш выход немного задержался. Я собрал с собой все лекарства, которые могли понадобиться потом для оказания помощи раненым, но эту сумку забрали при посадке в автобус", — рассказывает медик.

Все выходили на проходную завода. Там стояли представители главного управления разведки Украины. Рядом — российские машины. По договоренности азовцы сдавали оружие. Кто-то принял решение уничтожить его до выхода. Потом все шли пешком — около 600 метров, на мост вдоль завода. Был еще один досмотр, процесс снимали на камеру. Азовцев, по словам представителей подразделения, выделяли.

Еленовка — основное место назначения

"Мы сразу знали, что едем в Еленовку. Нам даже какой-то ролик показали об этом месте, на нем условия были суперские. Обед: первое, второе и компот. Но на самом деле все оказалось по-другому", — говорит азовец.

Те, кто сдавался в плен 20 мая, вспоминают, что попали в колонию только под утро — всю ночь автобусы простояли под воротами Волновахской исправительной колонии №120, известной как Еленовская. Рядом с российской военной техникой. Постоянно работала артиллерия — от этого места содержания до линии фронта было не более 15 километров.

"Автобусы въехали на территорию колонии, мы из них выходили в сопровождении охраны. На тот момент не очень применяли физическую силу. Полностью раздевали, обыскивали несколько раз очень тщательно. Потом происходили поверхностные допросы, всех разводили по баракам", — говорит бывший пленный.

Азовцев удерживали отдельно от других военнопленных — пограничников, морских пехотинцев, других нацгвардейцев. В двух двухэтажных зданиях. Внутри места хватило не всем. "Мы попали на первый барак, и нам сказали, что спать негде, то есть только на улице. Но карематы у многих забрали, оставалось ложиться или на полу, или на земле", — рассказывает офицер "Азова".

В оленевских бараках не было туалета, стекла в некоторых окнах, дверей. Да и в некоторых помещениях электричество не работало, пленные пытались починить.

Несмотря на плохие условия содержания, азовцы говорят, Еленовка была чем-то похожа на лагерь для военнопленных. По крайней мере, они себе его так представляли. Пленных кормили, хотя и очень плохо, позволяли выходить на улицу — локальную зону возле бараков, давали книги из местной библиотеки. Ребята говорят, были даже на украинском языке. Допрашивали как представители ФСБ, так и следственного комитета РФ, но не били. Некоторых удалось передать на обмен в июне 2022 года — на подконтрольную Украине территорию вернулись преимущественно тяжелораненые бойцы.

И так продолжалось до 27 июля 2022 года, пока 198 азовцев не перевели в отдельный барак, расположенный в промышленной зоне колонии. Именно в этом помещении в ночь с 28 на 29 июля произошли взрывы, в результате которых погибло более 50 военнослужащих, другие — получили травмы различной степени тяжести. В частности, и Сергей Алексеевич и Олег Лобов.

Все дальнейшие события, в течение полутора лет, их женам приходится складывать как пазлы.

К зиме 2022 года Еленовскую колонию почти полностью освободили от пленных — большинство азовцев вывезли на территорию РФ, в СИЗО № 2 города Таганрог Ростовской области. Некоторых поместили в СИЗО Донецка. Среди них большинство тех, кого российская сторона решила обвинить в преступлениях против мирных жителей Мариуполя, фабрикуя дела. Также часть попала в СИЗО Ростова-на-Дону. Там находятся те, кого РФ называет террористами, поскольку еще в августе 2022 года верховный суд РФ признал "Азов" террористической организацией. Сейчас большое количество азовцев находятся в колонии в оккупированной Горловке. Освобожденные бойцы полка говорят, что они подвергаются ужасным пыткам.

Ни Анна, ни Мария сейчас не знают о месте содержания своих мужей. Оба после взрывов в бараке находились в больнице Донецка. Олег там был до декабря 2022 года, а Сергей всего несколько месяцев, потом его возвращали в Еленовку.

Сегодня Мария говорит, что для семей пленных очень важно, чтобы они были вовлечены в процесс освобождения, понимали его и видели, что государство прилагает усилия. "Президент Владимир Зеленский в интервью говорил, что к процессу деблокады могли быть привлечены иностранные партнеры — Турция, Швейцария, Франция, Израиль. Что мешает сейчас привлекать представителей этих и других стран к переговорам об освобождении? Мы готовы вместе с представителями государства ездить в международные поездки, рассказывать свои истории, рассказывать, как РФ относится к пленным, как их пытает всех, примеров много", — настаивает жена военнопленного. Мария вспоминает о поддержке внутри страны, еженедельные акции в поддержку военнопленных, но говорит — их недостаточно, Украина не может самостоятельно возвращать пленных, и это надо признать, попросить помощи. "Мы не знаем, как долго наши мужчины могут выдержать. Мы понимаем, что из плена возвращают не только живых, возвращают тела. Тела замученных в плену", — резюмирует она.

Между тем в Координационном штабе говорят, что поддерживают контакт с семьями азовцев, в том числе и тех, кто пострадал от взрывов в Еленовке, как и со всеми другими объединениями семей.

По оценкам правозащитников, в плену РФ находится около 10 тысяч украинских военных.

Важно
Времени ждать нет: как вернуть из плена морпеха, жена которого больна раком
Времени ждать нет: как вернуть из плена морпеха, жена которого больна раком