100 самых богатых кандидатов в депутаты

103

Несмотря на схожесть предвыборных программ и партийных лозунгов, у нынешней избирательной кампании есть существенное отличие от прошлогодней. Чтобы зарегистрироваться в Центризбиркоме, кандидаты в народные избранники теперь не обязаны подавать декларацию о своих доходах и имуществе.

Это стало возможным после внесения изменений в Закон "О выборах народных депутатов". Произошло это 1 июня, уже после первого президентского указа о роспуске Верховной Рады. При этом такие, казалось бы, знаковые изменения, почему-то не вызвали общественный резонанс. А ведь оппозиционные фракции, не голосовавшие за поправки, вполне могли бы использовать такой удобный повод для критики оппонентов, но почему-то не сделали этого.

Возможно, причина в том, что лишний раз "светить" свои доходы не желают представители всех партий и блоков, идущих на выборы. Зато рядовые украинцы имеют по этому поводу противоположное мнение: по результатам опроса, проведенного компанией TNS Ukraine по заказу Фокуса, 77,8% жителей крупных городов считают обнародование деклараций кандидатов необходимым условием предвыборной кампании. Поэтому, когда в распоряжении Фокуса оказались данные о кандидатских доходах, с которых в 2006 году были уплачены налоги, мы решили выполнить свой журналистский долг и познакомить с ними читателей.

Чтобы разгрузить огромный список из нескольких тысяч человек, мы выделили количество проходных кандидатов от каждой партии или блока, ориентируясь на данные опросов нескольких социологических служб на конец августа. При этом мы не высчитывали среднее количество голосов избирателей для каждой партии, а основывались на результатах той социологической службы, по данным которой эта партия получила наибольший процент.

Как показывает практика, часть избранных депутатов, особенно от ключевых партий и блоков, обязательно уходит в исполнительную власть, а на смену им в парламент подтягиваются люди из нижней части списка. Поэтому к получившемуся количеству мы добавили еще 15%.

В итоге получился список из 580 кандидатов – цифра, возможно, завышенная, зато однозначно позволяющая учесть все проходные кандидатуры. Из этого списка мы решили выделить сотню кандидатов с самыми высокими доходами. Подчеркнем, что в отличие от рейтинга "100 самых богатых украинцев" в нынешнем рейтинге речь идет не об активах, а об официально задекларированных доходах за 2006 г.

Это объясняет, почему у многих кандидатов, которые известны как владельцы крупного бизнеса, уровень доходов, мягко говоря, не высок. Ведь по закону депутат имеет право на "левые" заработки только от научной, преподавательской и творческой деятельности – чем, кстати, занимаются многие из представленного списка. При этом, как показал рейтинг, порой весьма небедные кандидаты не гнушаются получать зарплату в органах власти или государственную материальную помощь, даже если речь идет о мизерных суммах.

Некоторых солидных бизнесменов с сопоставимыми размерами активов можно найти в разных концах списка. Скорее всего, это можно объяснить юридическими тонкостями. К примеру, один кандидат мог оформить полученную компанией прибыль на себя, а второй – направить ее на развитие бизнеса, не выплачивая дивиденды по акциям.

И последнее: нам хотелось бы подчеркнуть, что этот рейтинг составлен не по заказу какой-либо из политических сил. Фокус всегда открыт для диалога с каждым из фигурантов списка независимо от его политической окраски и отношения к нашему рейтингу. Мы не ставим перед собой задачу "замочить" определенную партию или блок, равно, как и не хотим представить в черном свете всех без исключения кандидатов в депутаты. Мы просто хотим вернуть украинцам их законное право выбирать не темных лошадок, а людей с прозрачной биографией, доходами и идеологическими убеждениями. И искренне надеемся, что на следующих выборах такие таблицы можно будет найти не только на страницах Фокуса, но и в официальных публикациях Центризбиркома.

Итак, 100 самых богатых кандидатов в депутаты (весь список)