25 учителей, которые вдохновляют. Листинг Фокуса

426

По данным исследования, проведенного в этом году накануне Дня учителя Институтом Горшенина, 65,5% украинцев считают, что страна нуждается в реформе школьного образования. Но мало кто из рядовых граждан понимает, какой должна быть эта реформа.

"Дети требуют нового подхода", – говорят одни родители. "В школе царит вымогательство", – жалуются другие. "Хороших учителей можно пересчитать по пальцам", – разочарованно заявляют третьи.

Однако, несмотря на критику школьного образования, Фокус убежден: в украинских школах работает много интересных, талантливых и даже выдающихся учителей. Собственно на этих людях, а вовсе не на государственных стратегиях держится современная украинская школа.
Едва ли не в каждом украинским городке есть педагоги, которые зажигают детские сердца. Эти люди делают гораздо больше, чем требует от них штатное расписание, и их мотивация далека от материальных благ.

Их можно было бы назвать учителями-звездами. Но звездами они считают детей, которых им удалось подготовить. Причем даже когда большинство школьников, попадающих к ним на уроки, показывают высокие результаты, эти люди все равно отказываются от лавров. Например, учитель физики из Черновцов Пауль Пшеничка подготовил несколько десятков ученых с мировым именем и при этом говорит: "Мне очень повезло, что я работал с этими детьми". Его воспитанник Евгений Мищенко в мировом научном сообществе считается одним из самых молодых и перспективных ученых-теоретиков в области нанофизики. Другой ученик – Евгений Фуркал работает над удешевлением лечения рака в Центре исследований раковых заболеваний имени Фокс Чейза. А шестеро учеников физика из Винницы Юрия Пасихова сейчас работают в Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН).

Что обеспечивает такие высокие результаты? Во-первых, эти учителя не ждут реформы образования, они уже реализовывают ее собственными силами. Почти все герои листинга Фокуса вышли из советской системы образования. Но от коллег их отличает то, что они готовы признать: чтобы преподавать современным детям, им приходится учиться. Одни пишут диссертации, другие осваивают интерактивные технологии, третьи изучают психологию и разрабатывают собственные методики. Каждый участник списка представляет определенный тренд, характерный для продвинутых школ мира, – будь-то проектное обучение или создание социальных и экологических проектов.

Вторая особенность, отличающая вдохновляющих педагогов, – это новое отношение к школьнику. "Мы больше не можем преподавать в менторском тоне. Дети хотят диалога и совместного творчества с учителями" – так формулирует общую позицию учителей этого листинга Ольга Невмержицкая, преподаватель зарубежной литературы из киевской гимназии №17.

В-третьих, учителя-новаторы, какой бы предмет они ни преподавали, учат не зубрить параграфы из учебников, а создавать собственный интеллектуальный продукт – от написания электронных обучающих пособий для младших классов до разработки маршрутов зеленого туризма.

Экспертами при составлении списка неординарных педагогов страны выступали городские отделы образования, Украинский педагогический клуб, Институт инновационных технологий и содержания образования, а также организатор Всеукраинского конкурса "Учитель-новатор" компания "Майкрософт-Украина". По итогам общения с ними и потенциальными претендентами на звание учителей-звезд Фокус составил список из 25 людей, собственными руками создающих в Украине школу будущего. Чьи-то дети уже в ней учатся, а чьи-то будут учиться завтра.

Физические законы Елена Антикуз объясняет, демонстрируя мультики, а вместо письменного зачета может предложить снять видеоролик. "В современном мире помимо знания своего предмета надо уметь говорить с детьми на одном языке", – убеждена Елена. На платформе Windows Live она создала виртуальную классную комнату – сообщество, в котором уже состоят более 120 учеников. Эта школьная социальная сеть позволяет делиться учебными материалами, устраивать онлайн-дискуссии без привязки к классной комнате и учебным часам. В сентябре Елена Антикуз, находясь в Объединенном институте ядерных исследований в Дублине, раздавала задания и проверяла контрольные по интернету. Она – один из немногих преподавателей физики, кто лично общался с создателями Большого адронного коллайдера. Подготовленная ею команда школьников недавно заняла призовое место на Всеукраинской интернет-олимпиаде.

"Благодаря развитию технологий в школьном образовании назревает революция", – уверен Ярослав Бахматюк. Сам он к переменам готов. Учитель создал и применяет на уроках около сотни авторских педагогических программ: конструкторы уроков, презентации и интерактивные игры, которые помогают школьникам прожить определенный исторический период. Например, в ходе изучения древнегреческой эпохи детям предлагается сыграть в игру "В поисках пиратских кладов". Победителем в игре может стать лишь тот, кто хорошо усвоил материал. Проект "Средневековые замки и их жители", который учитель создавал с учениками и для учеников, попал в полуфинал Всемирного форума инновационного образования, который прошел в Кейптауне в 2010 году. Сейчас Бахматюк разрабатывает образовательный интернет-портал для школьников.

"Коля, представь, что ты вулкан, – может сказать школьнику учитель географии Ольга Гавс, а затем поинтересоваться: что чувствуешь, какие у тебя отношения с людьми?". Мир перенасыщен обезличенной информацией, считает Ольга, поэтому необходимо создавать школьникам такие ситуации, когда они могут "прожить" новые знания. Такая информация встраивается в мировоззрение ученика, а методика помогает развивать критическое мышление. На уроках Ольги Гавс ученики моделируют движение тектонических плит в ближайшем тысячелетии и решают логические задачи, выясняя, как устроена природа. На географии парты всегда стоят кругом, а перед уроком дети по традиции держатся за руки, определяясь с целью занятия. Гавс подготовила больше десяти призеров областных олимпиад по географии.

Больше 20 лет назад Николай Гузик разработал технологию персонифицированного образования. Она позволяет детям учиться в собственном темпе, развивая индивидуальные таланты. В начале 90-х его школа стала громом среди ясного неба. На уроках химии у Гузика дети писали оды молекуле, ставили сценки, а валентность лепили из пластилина. "Академические знания – всего лишь инструмент, – убежден педагог. – Надо показать, как можно использовать этот инструмент в любимом деле". Одним из первых в Украине новатор Гузик стал преподавать основы креативного развития. Этот курс помогает школьникам овладеть технологиями мышления, развить аналитические способности и научиться самомотивации. "Мы готовим детей к миру, в котором придется постоянно учиться", – говорит 70-летний педагог. В школе его называют "Папа". Многие бывшие выпускники Гузика заняли ключевые должности в Одесской области. Например, депутат областного совета и заместитель начальника Измаильского порта Анатолий Яблуновский.

"Моя задача сделать все, чтобы человек не ошибся в своей будущей профессии", – говорит правовед Ирина Геращенкова. Ее занятия нередко проходят в стенах суда, представительства антимонопольного комитета или в отделении милиции. Много времени преподаватель уделяет формированию гражданской позиции учеников. Она верит в то, что воспитывает новое поколение правоведов, для которых профессиональная чистоплотность станет самой главной ценностью. "У такой профессии, как юрист, есть миссии, – говорит Геращенкова. – И детям важно это проговаривать. Они вырастут и будут не просто зарабатывать деньги, а создавать устойчивость нашего общества".

"Когда я пришла работать в школу, не было учебных пособий. Поэтому мне пришлось разрабатывать обучающие программы", – рассказывает Ольга Казанцева. Теперь на уроках информатики разработкой учебных пособий занимаются старшеклассники. Так, например, ученики 9-го класса написали программу по подготовке к экзаменам, а десятиклассники разработали пособие по математике для 8-го класса. "Школьная информатика не успевает за переменами, но, тем не менее, моя задача показать детям логику создания программных средств", – говорит педагог.

В Житомирской области учитель истории Котенко известна тем, что налаживает украинско-польские отношения. Уже десять лет вместе с преподавателями варшавского лицея №4 она проводит в Житомире и Варшаве школьные конференции по наиболее острым вопросам украинско-польской истории. Неудивительно, что многие ее ученики выбирают профессии историка или юриста. "Необходимо принять наше историческое прошлое, чтобы формировать будущее", – интерпретирует классика Котенко. Свой стиль преподавания она характеризует как "уроки открытых мыслей" – тут и дискуссии, и литературные чтения. "Главная моя задача – научить детей чувствовать исторический контекст и при этом понимать, кто они", – объясняет историк.

Уроки Сергея Курганова построены на "точках удивления": знакомясь с новой информацией, дети прежде всего делятся своими мыслями. Они с интересом обсуждают слова, числа и явления природы. "Особенность методики в том, что она направлена не на усвоение общих для всех представлений, а на развитие собственной точки зрения", – комментирует педагог. Школьники у Курганова учатся не по учебникам, а на произведениях искусства. Еще в начальной школе они знакомятся с античной культурой: математикой, историей, литературой, театром, изучают древнегреческий язык и латынь. Зачем? "Понимание иных культурных эпох позволяет ребенку ответить на главные вопросы: "кто он и для чего", – говорит Курганов.

Александра Крижановского легко можно назвать тренером по математике – его ученики ежедневно совершают интеллектуальные "кроссы". "Развить в детях спортивный интерес к обучению и готовность к конкуренции на уроках и в жизни" – так описывает свою профессиональную задачу педагог. Ученики Крижановского участвуют во всех школьных, районных, городских и всеукраинских олимпиадах по математике. Учитель уверен: математика – одна из тех наук, которые выстраивают "хребет" личности. Чтобы увлечь школьников любимым предметом, не жалеет ни сил, ни времени. Один из способов – демонстрация прикладного использования: когда математические проблемы решаются при помощи компьютера, а программистские – при помощи математики.

В русскоязычной среде привить любовь к украинскому языку – дело нелегкое. Валентине Лаврик помогает в этом образование психолога. Учитель построила работу на уроках таким образом, что дети включаются в языковую среду автоматически. На уроках школьники делятся на группы, которые выполняют различные здания, а в конце представляют результаты своей работы. "Моя задача – обучить детей навыкам научно-исследовательской деятельности и развить все формы памяти" – так поясняет суть своей методики Валентина Лаврик. Психологическая диагностика школьников помогает ей ставить индивидуальные задачи. Неудивительно, что ученики Лаврик стали в этом году призерами Международного конкурса по украинскому языку им. Петра Яцика, Всекрымского конкурса ученического и студенческого творчества "Змагаймось за нове життя!" и Всеукраинского конкурса "Юный исследователь".

"История – это не хронология войн и революций, история – прежде всего, люди" – так звучит главный тезис учителя Елены Майданник. На ее уроках дети создают проекты. К примеру, делают газету, посвященную Версальскому миру, или пишут сценарии фильмов о Ярославе Мудром или Мазепе. Одна из техник, которые применяет педагог, – имитационные игры с элементами моделирования будущего. "Это позволяет "прожить" определенную эпоху и глубже понять мотивацию людей того времени", – объясняет учитель. Но самым большим достижением Елена Майданник считает социальные проекты, которые создает вместе со старшеклассниками. В рамках этих проектов школьники посещают интернаты. "Такие проекты дают понимание того, как коллективно можно решать социальные проблемы. Этот опыт нужен детям и обществу в целом", – убеждена педагог.

В период карантина Наталья Михайлова создала сайт по украинской литературе, а домашние задания рассылала по электронной почте. Чтобы сэкономить время выпускников, в прошлом году учитель готовила к внешнему независимому тестированию при помощи вебинаров (онлайн-конференций). "Виртуальные классы" оказались удачной идеей – ученики показали высокие результаты по украинской литературе. "Сейчас я овладеваю технологиями обучения "цифрового" поколения. Интерактивные средства позволяют вовлечь в обучающий процесс даже пассивных школьников", – объясняет педагог. Сама Михайлова учится в лаборатории дистанционного обучения профессора Кухаренко (Харьковского политехнического института). Недавно учитель прошла курсы тьюторов. Это помогает ей ставить ученикам правильные цели и мотивировать к самообучению.

Попав на урок Ольги Невмержицкой, можно предположить, что она ведет детективный или театральный кружок. Знакомясь с произведениями мировой литературы, ученики делятся на команды, исследуют описание эпохи, детали костюмов, характеры героев. Затем оформляют презентацию в Power Point и выступают перед одноклассниками. "Цель – не чтение книги, а презентация. Но для того чтобы сделать ее качественной, само собой, приходится внимательно знакомиться с произведением", – поясняет свою методику учитель. "Дети не хотят транслировать чужие мысли, они хотят совместного творчества, задача учителя – организовать среду и быть дирижером этого оркестра", – говорит Невмержицкая.

Юрия Пасихова можно по праву назвать самым влиятельным учителем Винницы. В середине 90-х он одним из первых стал принимать участие в конкурсах на получение грантов. Благодаря гранту Фонда "Возрождение" в гимназии был оборудован компьютерный класс. Это позволило создать лабораторию информационных и коммуникационных технологий, в которой сейчас старшеклассники осваивают навыки программирования. Вместе со своими учениками Пасихов создал систему дистанционной поддержки учебного процесса "Готовимся к урокам" disted.edu.vn.ua. Ежедневно этот ресурс посещают не менее 25 тысяч пользователей. Учитель воспитал целое поколение винницких программистов. "Делай, как я. Делай лучше меня" – так звучит его педагогическое кредо. Более 200 учеников Юрия Пасихова имеют научные звания. В ноябре учитель собирается посетить Европейскую организацию по ядерным исследованиям (ЦЕРН). Там работают шесть бывших учеников Пасихова.

Брат и сестра Потемкины вот уже много лет совместными усилиями взращивают математические таланты Донецкой области. "Одаренные дети – это просто хорошо подготовленные" – так звучит их педагогическое кредо.
Кандидаты физико-математических наук Потемкины азартны и умеют мотивировать своих учеников. "Дорогу к высоким победам мы разбиваем на этапы, одолевая которые, дети вдруг понимают, что многое умеют", – объясняет Лариса. Разработанная ими методика – это серия задач, помогающая развить логические способности. Ученики Потемкиных занимают призовые места не только на всеукраинских, но и на международных олимпиадах. Причем бывшие выпускники продолжают работать с Потемкиными, но уже в роли тренеров.

"В эпоху массового производства сложно объяснить ценность ручного труда. Поэтому мы учимся делать hand-made изделия, которыми можно заработать на жизнь", – рассказывает учитель труда Юлия Приходько. Ее уроки –
это мастер-классы, на которых школьники обучаются плести украшения из бисера, валять сувениры из шерсти, вышивать сорочки, делать открытки в технике декупаж и работать с полимерной глиной. Причем если девочки занимаются изготовлением, то мальчики проводят маркетинговые исследования и презентации продукции. "Ребята проводили анализ рынка сувениров в Полтаве, – рассказывает педагог. – Это необходимо, чтобы дети получали не только навыки ручного труда, но и бизнес-опыт". Некоторые ученики Приходько уже готовят сувениры к Евро-2012 и подумывают об открытии сайта, на котором можно продавать собственные работы.

Пауль Пшеничка – украинский учитель с мировым именем. Благодаря его методике преподавания школьники создали более 120 уникальных проектов по физике, астрономии, математике, лингвистике и экологии. "Во-первых, не надо бояться делать ошибки, а во-вторых, надо браться за нерешенные задачи", – наставляет он подопечных. Над реализацией своих идей дети работают иногда от трех месяцев до трех лет. Один из последних проектов – "Исследование поведения механических систем под воздействием низкочастотной вибрации" – включал три инновации и был отмечен на Международной научной конференции школьников "Сахаровские чтения". "Я свидетель работы самого интересного аппарата – человеческого мозга" – так Пшеничка объясняет, почему до сих пор работает в школе. Среди его бывших учеников немало ученых – сотрудников ведущих лабораторий мира.

В гороно области Александра Сиденко ласково называют "лучом света в темном царстве", а еще – учителем-мультиинструменталистом. На его уроках информатики дети создают виртуальную физическую лабораторию, а на уроках физики – ставят в ней эксперименты. "Это и безопаснее, и дешевле", – говорит учитель. Точные науки для учеников Сиденко не оторваны от повседневной жизни. К примеру, изучая базы данных, школьники создали энциклопедию по языку HTML. А недавно вместе с учителем разработали электронный справочник по Греции и проект "7 чудес Античного мира". "Для сегодняшних детей лучшая мотивация –
это показать, как их знания превращаются в интеллектуальный продукт", – говорит Сиденко.

В ПТУ, где работает Анна Ткачук, школьники поступают после 9-класса. "Среди них редко встречаются отличники, – признается педагог. – Своей задачей я считаю помочь ребенку стать успешным". Основной контингент учебного заведения – мальчики. Увлечь их удается благодаря особому подходу. Например, изучая тему "Электромагнитный смог", вместе с преподавателем ребята создали прибор, фиксирующий электромагнитные колебания, и провели исследование. Выяснилось: излучение от холодильников с системой No frost в несколько сотен раз превышает норму. Также ребята построили действующую солнечную батарею и сконструировали фонтан. Помогали ученики и в работе над интерактивными картами с динамически меняющимся содержанием. Именно этот проект закрепил за педагогом статус новатора. Но главным достижением Анна Ткачук считает то, что ее ученики, простые парни из сел, поступают в технические вузы на госбюджет.

"Полевой учитель" – так называют Александра Швеца его ученики. Школьным кабинетам он предпочитает познавательные походы по Донецкой области. Вместе с учениками разработал маршруты зеленого туризма в регионе. Этим летом старшеклассники водили по маршрутам группы из Швейцарии, Австрии и Германии. Классы, с которыми занимается краевед, участвуют в международных проектах по утилизации твердых бытовых отходов. Кстати, в городе Дружковка уже работает сортировка мусора, во многом благодаря активной пропаганде, которой занимаются школьники. Ученики Швеца по собственной инициативе чистят реки и проводят экологические кампании в городе. "Мои ученики – это люди с новым уровнем сознания. Они понимают свою ответственность за среду обитания", – говорит педагог.

"Каждый ребенок может стать художником, – убеждена Татьяна Шлеенкова. – И необязательно он должен рисовать академические рисунки". На занятиях Татьяны ученики рисуют пальцами, свечами, расписывают ткани, стекло, глиняные сосуды. Нетрадиционные техники и материалы, а также создание коллективных работ делают уроки по искусству любимейшим предметом школьников. На свои уроки Татьяна приглашает студентов художественных вузов, которые дают мастер-классы. Ученики Шлеенковой побеждают во многих городских конкурсах. Некоторые связывают свою жизнь с дизайном.

Необходимо ли разрешить курение в общественных местах? Стоит ли отменить школьную форму? Может, пора разрешить легкие наркотики? Хотите высказать свое мнение – пожалуйста, но только на немецком языке. "Дебаты на немецком позволяют ребенку легко войти в языковое поле, ведь его внимание акцентируется не на языке, а на собственной аргументации", –
объясняет свою методику Светлана Шепель. Увлекаясь спором, дети развивают языковые и коммуникативные навыки. А еще – учатся выстраивать аргументы, искать контраргументы, работать с разными источниками информации. Своей задачей Шепель считает показать, что язык – средство познания мира.

Чтобы поддерживать интерес к химии, Елена Юрченко вначале предложила школьникам снимать опыты на видео. Затем придумала блог, где теперь размещает ролики различных опытов с подробными пояснениями химических процессов. В родной школе она не единственный учитель, ведущий блог.
Ресурс "Хімікус цікавікус" пользуется популярностью не только у учеников самой Юрченко, но и у школьников всей страны. "Дело в том, что во многих школах проблемы с реактивами. К счастью, у нас с этим полный порядок", – объясняет Юрченко. На блоге "Хімікус цікавікус" можно узнать, какие эксперименты можно легко провести с содержимым домашней аптечки.

На уроках в средней школе учительница использует собственную методику "Дидактический театр". Дети могут представить себя в роли фармацевтов, сотрудников лаборатории и даже Доктора Хауса. "Эмоциональная память превращает знания в глубинное понимание", – уверена учитель. А вот старшеклассники работают над серьезными исследованиями, такими как: воздействие моющих средств на простейших обитателей рек или влияние атмосферного давления на организм подростка. Один из новых проектов учителя – совместные уроки биологии и английского языка. На летних каникулах биолог организовывает летнюю исследовательскую школу. "Пишу диссертацию, ведь школьникам нужны успешные учителя", – говорит Ягенская.

Анастасия Рингис,
Фокус