Все статьиВсе новостиВсе мнения
Спецтемы
100 українських брендів
Красивая странаРейтинги фокуса
Рейтинг школ Украины. 13 лучших лицеев и гимназий страны

Рейтинг школ Украины. 13 лучших лицеев и гимназий страны

13 лучших лицеев и гимназий страны, а также учебные заведения, ученики которых завоевали больше всего наград на всеукраинских олимпиадах в прошлом году

2.4k60

Четверть века тому назад отец едва ли не за руку привёл меня в физико-математическую школу. Было это в предпоследнем классе, я страшно противился переводу и только потом осознал мудрость этого поступка. До этого я учился в обычной школе, спрятанной в глубине унылых кварталов, окружённых десятком заводов, — с перекурами на переменах и драками "за углом". Высшей доблестью там считалось раздобыть алкоголь или вытворить что-то совсем запредельно хулиганское. В общем, с учётом моего разгильдяйства и склонности к прогулам учёба в родной школе точно не довела бы меня до добра.

Новая школа была другая. Первое, что поразило, — два дежурных, примерно пятого-шестого класса, которые увлечённо играли в шахматы за столиком в пустом пыльном вестибюле (дело было на летних каникулах). Шахматы в школе, ага. Я понял, что попал. Как оказалось, попал — в действительно хорошую компанию.

Самое главное в любой школе — атмосфера. Иногда её создают учителя. Иногда ученики, а иногда и все вместе

Собственно, талантами в физике и математике я особо не блистал. Да и прогуливать по-прежнему случалось. Но вот быть хуже других отчаянно не хотелось. В итоге вместо распития пива, шалостей на грани фола, курения и всего того, что составляло смысл жизни в прошлой школе, у меня появился новый смысл. Это был "Сборник задач для подготовки к вступительным экзаменам" под редакцией Марка Ивановича Сканави, задачи из которого я упорно решал, решал и решал — чтобы не выглядеть совсем уж идиотом. Особенно не давались мне тригонометрические уравнения. Но после полугода их решения — тупым перебором всех вариантов — количество перешло в качество. В голове что-то щёлкнуло, и, глядя на самое сложное из них, было понятно, куда и как пойдёт решение...

Я, собственно, вот к чему. Наверное, самое главное в любой школе — атмосфера. Иногда её создают учителя. Иногда ученики, а иногда и все вместе. Все школы из рейтинга Фокуса — это как раз такие места, где создана правильная атмосфера. Мы считали их по наградам победителей олимпиад, но это только одна и, пожалуй, не самая важная сторона медали. Ведь на каждую из таких наград приходится несколько сотен учеников, которые тянутся за медалистами. И любят учиться, "потому что тут так принято". Поверьте, я знаю, о чём говорю.


Нажмите для увеличения

Инфографика: Диана Давитян, Елизавета Букреева


Воспитатели элит

В Украине более 17 тыс. общеобразовательных школ. Ученики примерно двух сотен из них (а это около 1% учебных заведений) участвуют во всеукраинских школьных олимпиадах. В Минобразовании, похоже, считают, что этот процент не так уж важен. 2 февраля приказом министерства из соображений экономии были отменены всеукраинские олимпиады для всех классов, кроме двух последних, выпускных. Точнее, одну из полутора десятков дисциплин им всё же оставили — это украинский язык и литература.

Цена вопроса невелика — на организации всеукраинских соревнований по физике, химии, математике, информатике, биологии и прочим предметам удастся сэкономить около 1,5 млн грн. Энтузиасты тут же занялись поиском спонсорских средств для проведения турниров по остальным дисциплинам. В итоге уже к середине февраля к украинскому языку добавилась математика. Преподаватели физики тоже активно ищут деньги на восстановление всеукраинского конкурса для невыпускных классов, но шансов собрать нужную сумму с каждым днём меньше — учебный год подходит к концу.

О том, что значат олимпиады для школьников, а также о новых подходах к обучению, проблемах школьной программы и мотивации рассказывают руководители трёх учебных заведений из рейтинга школ Фокуса.


Львовский физико-математический лицей при Львовском нацуниверситете
им. Ивана Франко

Год основания — 1991
Обучение после 7-го класса

Мы создаём собственный микрокосм, живём в мире интеллектуальных соревнований. Это стимулирует умственное развитие учеников и держит в тонусе преподавателей. И тут, конечно, не последнюю роль играют олимпиады. Меня очень расстроило, что чиновники из Министерства образования в этом году приняли поспешное решение и отказали в финансировании четвёртому (то есть всеукраинскому) этапу олимпиад для 8-х и 9-х классов. Всеукраинские олимпиады сохранили в полном объёме только для выпускных классов, а как раз им, по моему опыту, эти соревнования куда менее интересны. Выпускники заняты подготовкой к внешнему независимому оцениванию (ВНО), и многие из них считают нецелесообразным тратить силы и время на олимпиады, не дающие гарантий поступления в вузы.

Михаил Муращук, заместитель директора по учебной работе

На олимпиадах Минобразования сэкономило не так уж много, цена вопроса — около 1,5 млн грн. Если дело только в деньгах, надо было сразу обратиться к общественности, мы бы собрали сколько надо. Обратили внимание на то, как скоро нашлись средства на проведение олимпиад четвёртого уровня по математике для 8-х и 9-х классов?

Мои лучшие ученики сейчас работают на всех пяти континентах, даже в Австралии. Их нет только в Антарктиде. Обидно, что лицей, созданный 25 лет назад как кузница будущей интеллектуальной элиты страны, теперь, по сути, готовит кадры "на экспорт". В лицей регулярно приезжают люди из западных вузов, встречаются со школьниками, агитируют, описывают профессиональные и научные перспективы, я очень хотел бы хоть что-то этому противопоставить, но увы.

Украине нечего предложить молодым перспективным и талантливым интеллектуалам. Конечно, они могут преподавать в нашем лицее или в украинских вузах, но вы же понимаете, о каких заработках идёт речь. Для фанатов вроде нас этого достаточно, а те, кого интересует благосостояние, просто уезжают.

Часто слышу, что в стране не хватает специалистов по естественным наукам. Сам я преподаю биологию и точно знаю, что недостатка в талантливых молодых людях, которые могли бы обеспечить динамичное развитие этой сферы, на самом деле нет. Реальная проблема заключается в том, что нет достойного финансирования научных программ.


Запорожский многопрофильный лицей №99

Год основания — 1987
Обучение с 1-го класса

Современные дети больше знают, но меньше думают. За 40 лет преподавательской работы я обучила не одно поколение школьников, так что мне есть с кем сравнивать нынешних ребят. У тех, кто сидел за партой 20–30 лет назад, знаний было поменьше, но мышление их было развито лучше. В наше время учителя заняты тем, чтобы преподать весь предусмотренный программой материал. Ни на что другое просто не хватает урочного времени. А ведь учитель мог бы немало поспособствовать развитию мышления ученика, и молодое поколение многое теряет от того, что этого в наше время почти не происходит.

Ольга Солдатенко, директор

Нельзя научить ребёнка абсолютно всему. Бесконечное расширение учебной программы, которое мы наблюдаем в последние годы, вредит и детям, и самой системе образования. Мы буквально заливаем школьников потоками информации. И самое обидное, что этого вполне можно было бы избежать при более правильном структурировании преподаваемых знаний. Объём выучиваемого нужно уменьшить, но это должны быть именно те базовые вещи, опираясь на которые ребёнок сможет в дальнейшем самостоятельно познавать мир. Какие именно знания следует считать базовыми для каждой из дисциплин, должны определить люди науки, и вообще, их нужно подключать к формированию учебных программ — насколько мне известно, этого сейчас не происходит.

Современные учебники оставляют желать лучшего. Обидно, что не без труда найденное финансирование выпуска новой учебной литературы тратится на не самый качественный продукт. Даже в новейших книгах почему-то не учтены общеизвестные особенности детской психологии. Параграфы там несуразно большие, формулировки невнятные. К примеру, в учебнике по истории даже проверочные вопросы сформулированы как-то неконкретно. Я уж не говорю о том, сколько в этих учебниках фактических ошибок.

И всё-таки по сравнению с западными школами мы выглядим очень неплохо. Недавно я говорила с родителями одного из наших бывших учеников — семья переехала в США, и мальчика оформили в местную школу. Обычно дети новых эмигрантов при переезде теряют один школьный год, тот, кто должен был пойти в 9-й класс, идёт в 8-й и т. д. Этого ученика, закончившего у нас 9-й класс, в США после тестирования отправили в 10-й, то есть обошлось без потери года. К тому же американских преподавателей очень удивило то, что он продемонстрировал одинаково высокий уровень знаний по очень разным дисциплинам. Так что комплексность подготовки остаётся сильной стороной украинских школ.


Киево-Печерский лицей №171 "Лидер"

Год основания — 1961
Обучение с 1-го класса

Знаете, какая специальность гарантирует стабильный заработок практически в любой точке мира? А наши дети знают — это программирование. Школьники знают, как формируется стоимость специалиста на современном рынке труда, и лучше чиновников Министерства образования ориентируются в том, какие специалисты потребуются обществу завтрашнего дня.

Дмитрий Кравченко, директор

Дети вообще хорошо знают, что к чему в современном мире. Они теперь взрослеют очень рано. Смотришь на учеников начальных классов и понимаешь, что в них безо всякой промывки мозгов уже формируется устойчивая система жизненных принципов и убеждений.

У современных детей понимание патриотизма глубже, многограннее и яснее, чем у некоторых взрослых. Дети не просто испытывают патриотические чувства, а понимают, что за ними стоит и как это должно проявляться. На школьном дворе, в коридоре или в классе я вижу мальчиков и девочек в вышиванках, и это не просто мода — это демонстрация жизненной позиции.

Гуманитарные дисциплины уже не в фокусе. Если раньше большинство старшеклассников готовились стать юристами или экономистами, то теперь ориентируются на STEM. Эта английская аббревиатура расшифровывается как Science, Technology, Engineering and Mathematics — наука, технология, инженерия и математика — четыре самые востребованные современной мировой экономикой сферы деятельности. Общество эволюционирует — это глобальный процесс, сервисно ориентированная модель постепенно уступает место интеллекто-ориентированной.

В Украине образование существует в отрыве от экономики. И это ужасно. Недавно я спросил у министра образования Сергея Квита, есть ли у него концепция развития системы образования в стране, он ответил, что это очень сложный вопрос. Какие ещё нужны доказательства того, что концепции нет?

Нынешнее Министерство образования, по моему глубокому убеждению, наименее успешное министерство со времён Советского Союза. То, что они делают, скорее отбивает у детей желание учиться, чем стимулирует интеллектуальную активность. Судите сами. До 2014 года призёры областных олимпиад получали дополнительные баллы в системе Внешнего независимого оценивания (ВНО), от которого зависят перспективы поступления в вуз, теперь это положение отменено. Зато те, кто посещает платные курсы при университетах и языковые курсы British Council, получают баллы. Выходит, собственным трудом и знаниями увеличить шансы на поступление теперь нельзя, зато это можно сделать, заплатив деньги за курсы.

С учителями-предметниками пора прощаться. Этот тип преподавателя, сформировавшийся в СССР, должен уйти со сцены. На смену ему придёт новый тип — предметник-психолог. В общеобразовательной школе должны использоваться практики гештальт-психологии, объединения разрозненных предметов и знаний в единое целое. Учитель должен уметь применять их на уроках украинского языка, математики, физики, да и вообще, на любых уроках, включённых в школьную программу. Сам подход к процессу преподавания сейчас меняется. Старые методы никого не устраивают.

2.4k
Делятся
Google+
Загрузка...

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.