Из угла в Google. Как гаражная компания за 20 лет подчинила интернет
Google отмечает свой 20-й день рождения. Как небольшая фирма с офисом в гараже превратилась в IT-гиганта, чье имя стало синонимом поиска в интернете, рассказывается в материале The Guardian
Летом 1995 года Сергей Брин проводил экскурсию по Стэнфордскому университету, а Ларри Пейдж был одним из тех, кому показывали кампус в Пало-Альто, Калифорния.
"Мне он показался довольно неприятным, - рассказывал об этой встрече Ларри Пейдж. – У него было твердое мнение о многих вещах и, думаю, у меня тоже".
"Мы оба нашли друг друга неприятными, - сказал Сергей Брин. – Но мы говорим это немного в шутку".
Разложить по полочкам
Интернет в то время был таков, что можно было сказать, куда ведет веб-страница, просто прочитав ее код. Однако единственный способ узнать, откуда на нее ссылаются, заключался в том, чтобы увидеть линк на другой странице. Иными словами, чтобы получить полный перечень источников, ссылающихся, например на stanford.edu, нужно было проверить все остальные сайты.
При первой встрече Ларри Пейдж и Сергей Брин показались друг другу "неприятными"
Проект Пейджа Backrub был предназначен для выявления таких обратных связей – сложная задача, которая требовала не только огромных вычислительных ресурсов, но также и чрезвычайно сложных математических построений. А у Брина как раз был талант к последним.
В 1996 году они начали экспериментировать с главной страницей Стэнфорда и вскоре придумали алгоритм PageRank – систему ранжирования, которая и стала основой их успеха.
Алгоритм назначал больший вес ссылкам, которые пришли с более влиятельных страниц. Если у сайта было много обратных линков, это повышало вероятность того, что данный источник надежен. Это позволило Пейджу и Брину ранжировать результаты поиска не только по частоте ключевых слов, но и по авторитетности. И чем сильнее разростался интернет, тем лучше становился Backrub.
Гаражный кооператив
В августе 1996-го Backrub стал Google (название обыгрывает термин гугол, обозначающий гигантское число 10 в степени 100). Первая версия появилась на веб-сайте Стенфордского университета и работала на компьютерах, собранных Пейджем и Брином на скорую руку из старых комплектующих. Потребности этой системы перегружали сеть Стэнфорда, но зато она позволяла пользователям осуществлять поиск по всем 24 миллионам страниц, хранящихся в ее базе данных.
15 сентября 1997 года был зарегистрирован Google.com, к августу 1998-го появился и первый "дудл" Google, на котором был изображен логотип фестиваля Burning Man, на котором незадолго до этого побывали Брин и Пейдж.
Первый "офис" Google находился в гараже нынешнего руководителя YouTube
Google также получил свое первое финансирование в виде чека на сумму $100 тыс., который соучредитель Sun Microsystems Энди Бехтольшейм выписал на Google Inc в августе 98-го. Проблема заключалась в том, что компании с таким названием еще не было. Паре предпринимателей пришлось в срочном порядке зарегистрировать ее, что произошло 4 сентября 1998-го. Именно на эту дату приходится официальный день рождения Google, хотя IT-гигант уже не один год отмечает его 27-го числа.
Позднее в том же месяце дуэт перебрался из общежития в гараж их подруги Сьюзен Войжитски (ныне генеральный директор YouTube) в Менло-Парк. Кроме того, учредители Google получили дополнительные инвестиции от основателя Amazon Джеффа Безоса и других.
В начале 1999 года Пейдж и Брин попытались продать Google компании Excite, чья поисковая система на тот момент была второй после Yahoo, за $1 млн. Но даже после того, как сумма была снижена до $750 тыс. генеральный директор Excite Джордж Белл отказался от покупки. Пейдж и Брин также пытались продать свою технологию поисковым системам Altavista и Yahoo, но результата не добились.
Оставшись без покупателей, в марте 1999 года Google начала нанимать инженеров и переехала из гаража в офис в Пало-Альто. В 2001 году, чтобы обеспечить так называемый "взрослый контроль" над компанией, был нанят Эрик Шмидт. Сперва он занял пост председателя правления, а потом и сменил Пейджа на должности генерального директора. Ему поручили заниматься традиционной корпоративной деятельностью, пока Пейдж и Брин продолжали разрабатывать продукты и технологии Google.
Собирая империю
К концу первого десятилетия своего существования компания фактически выиграла войну поисковых систем. PageRank дал крупное преимущество, обеспечив лучший поиск, чем у любого из конкурентов. По сей день главная страница Google остается чистой и минималистичной, вмещая только логотип, поле поиска и две кнопки.
Но отправной точкой перехода Google от превалирующей службы к доминированию в отрасли стал момент, когда компания поняла, что ей нужно выходить за пределы своих компетенций. Так началась волна приобретений, позволивших ей стать тем левиафаном, которым она является сегодня.
Вероятно, самой важной покупкой был YouTube, приобретенный за $1,65 млрд. Со столь крупной суммой компания до этого не расставалась. Кроме того, этот случай несколько выделялся на фоне прочих покупок. До этого Google приобретала технологии, которые не могла разработать сама и использовала свою корпоративную мощь для их раскрутки. YouTube уже был заметным сервисом, содержавшим огромное количество видео.
Сегодня в это трудно поверить, но в 2006-м году покупка YouTube казалась некоторым сомнительной идеей
Компания Брина и Пейджа пыталась создать конкурирующий продукт и сделала Google Video. Но была одна проблема: у сервиса не было зрителя. Так что, в случае с YouTube "корпорация добра" приобрела не столько технологию, сколько пользователей.
В то время цена покупки была баснословной. Издание New York Times в одном из материалов писало, что это было похоже на "на сказку, вроде пузыря доткомов". Однако в той же стать приводилось и мнение тогдашнего руководителя Microsoft Стива Баллмера: "Если вы считаете, что это будущее телевидения, оно явно стоит $1,6 млрд".
Решение оказалось удачным. В этом году доход от рекламы в видеосервисе, по прогнозам, составит $4 млрд.
Что станет следующим "YouTube" в портфеле Google? Похоже, IT-гигант делает ставку на технологии искусственного интеллекта. В 2014 году он купил компанию DeepMind укрепив свое подразделение ИИ, объединенное в Google Brain. Предполагается, что стоимость сделки составила $500 млн. Самым знаменитым творением DeepMind является ИИ AlphaGo, который в 2016-м году одолел в настольную логическую игру го профессионала 9-го дана Ли Седоля.
Внешние угрозы
Верховенству Google угрожают регулирование, цензура и конкуренция. Первое столкновение компании с правительственным давлением произошло, когда в 2000 году интернет-фильтры китайского правительства стали периодически блокировать Google.com.
В 2006-м IT-гигант решил официально запустить Google.cn. Эта идея вызвала широкую критику, поскольку китайский веб-сайт сопровождался местной веб-цензурой – явлением, против которого яро протестовал родившийся в СССР Брин. 4 года спустя сервис Gmail стал объектом кибератаки, целью которой, по мнению фирмы, был сбор информации о китайских правозащитниках. Тогда Google решила отказаться от цензуры.
Впрочем, совсем недавно этот вопрос вновь вернулся на повестку дня. Выяснилось, что компания работает над проектом Dragonfly, целью которого является создание цензурированной версии поисковых и новостных продуктов Google предназначенных специально для использования в Китае.
Европа, Китай, США – география столкновений Google с правительствами и другими компаниями обширна
Однако поле битвы Google находится не только по другую сторону великого китайского файервола. В родных Штатах и Европе ей тоже приходится сталкиваться с трудностями. Например, менее чем через три месяца после приобретения YouTube она получила иск от американского медиаконгломерата Viacom за нарушение авторских прав. Битва продолжалась 7 лет и позиции Viacom были сильны: на YouTube было доступно более 150 000 его роликов, защищенных авторским правом.
Аргументы Viacom ослабли после того, как выяснилось, что большую часть материала компания загрузила сама.
"Долгие годы Viacom тайно загружал свой контент на YouTube, при этом публично жалуясь на его присутствие там", — писал главный адвокат YouTube в 2010 году. Дело было окончательно урегулировано в марте 2014 года. Никто никому ничего не платил.
Множество конфликтов, связанных с авторскими правами вызывал сервис Google News. Из-за него на американскую компанию поступали жалобы и судебные иски, в том числе от авторитетного агентства France-Press и бельгийской группы по защите авторских прав Copiepresse. IT-гиганту приходилось идти на многие уступки: оплачивать лицензионные сборы в некоторых странах, урегулировать дела в суде и создавать благотворительные фонды для поддержки журналистики.
Проиграв в нескольких битвах, компания все же выиграла войну. Просто благодаря тому факту, что Google News стал слишком большим, чтобы издатели его игнорировали. 4 года назад немецкий медиаконцерн Axel Springer потребовал у Google оплаты за выкладывание изображений и фрагментов текстов своих изданий. В противном случае американская компания должна была прекратить их размещение. Google выбрала второй вариант. Axel испытал падение трафика и через 2 недели прекратил эту игру.
В таких битвах размер играет на руку Google. Однако он открывает возможности для нападения регуляторным органам: в некоторых областях компания имеет монопольное положение. Это означает, что ей нужно быть очень осторожной в плане применения своей власти, иначе ей не избежать последствий. В Европе Google уже оштрафовали на 6,7 миллиарда евро за злоупотребления в сфере поисковых систем и магазинах приложений для мобильных телефонов.
Не стоит забывать и о конкурентах. Другой гигант Facebook работает над тем, чтобы затянуть в свои соцсети побольше информации, что отрежет Google от возможности искать, индексировать и делать ее доступной.
Возможно, угроза исходит от новой компании, которая еще даже не существует. И она образовывается прямо сегодня, а через 20 лет будет готова бросить вызов Google. Так же, как сама "корпорация добра" когда-то бросила вызов ведущим игрокам своего времени.
По материалам The Guardian