Шаткие убеждения. Какие мифы о землетрясениях пора зарыть в землю
Землетрясения, как и любые другие неконтролируемые человеком явления, окружают различные мифы и домыслы. О том, в чем заключаются эти мифы, и сколько в них правды, рассказывается в материале Popular Science
С начала текущего месяца в нескольких разных точках планеты произошли мощные землетрясения. Сперва дрожь земли ощутили жители Южной Калифорнии, а следом – Западной Австралии и Индонезии. Это, безусловно, пугающие события. Прежде всего, потому что, как и любые другие стихийные бедствия, они находятся вне нашего контроля. Неопределенность претит человеческой природе, поэтому некоторые предпринимают попытки разобраться в этих событиях, зачастую не обращаясь к геологии.
"Людям не нравится, когда их мир распадается на части, – говорит Сьюзен Хаф, геофизик из Геологической службы США. – Они хотят объяснить это".
Так на свет появляются различные мифы о землетрясениях, которые не учитывают сложную реальность этого явления. Вот несколько таких заблуждений.
Домашние любимцы умеют предсказывать землетрясения
Упоминания о странном поведении животных перед землетрясениями известны с древних времен. И сегодня люди продолжают рассказывать, что видели, как их собаки лаяли, а кошки прятались за несколько часов до толчков.
"Существует вероятность того, что в этом есть доля правды", – считает Хаф. По ее словам, некоторые домашние животные могут чувствовать первую волну землетрясения, называемую волной сжатия, которая проходит непосредственно перед началом бедствия. Кристин Гуле, исполнительный директор Центра землетрясений в Южной Калифорнии, согласна с коллегой. Она утверждает, что наши питомцы могут реагировать на первую волну, тогда как мы – нет.
Но есть важный нюанс. Эта способность срабатывает только за секунды до события. По словам Хаф, в настоящее время нет никаких научных доказательств того, что у домашних питомцев есть встроенная система раннего оповещения о землетрясениях. Она рассказывает, что в одном исследовании ученые проверили эту гипотезу, изучив записи приютов, чтобы выяснить, убегали ли животные перед стихийным бедствием. Оказалось, что после катастроф побегов среди братьев наших меньших на самом деле было куда больше, чем до них.
Вероятно, это один из тех случаев, когда мы пытаемся отыскать некоторую закономерность, которая позволила бы нам понять шокирующее событие. В большинстве случаев, мы не придаем значения волнению наших питомцев, но после землетрясения их поведение внезапно обретает скрытый смысл. "Может, ваш пес просто съел что-то вредное, – говорит Хаф. – Значение можно придать чему угодно".
Небольшие землетрясения предотвращают сильные, снимая напряжение
Это убеждение кажется таким естественным, поскольку землетрясения действительно снимают напряжение в земле. Во внешней твердой оболочке (коре) планеты происходят смещения, благодаря чему высвобождается энергия, исходящая из ее горячих недр. Тектонические плиты давят друг на друга, иногда скользят и расходятся, выпуская накопившееся напряжение. Вследствие этого появляются разломы. Крупные, такие как знаменитый разлом Сан-Андреас в Калифорнии, возникают на границах плит, но бывают и более мелкие, вроде тех, что вызвали недавние землетрясения в США. Как отмечает Хаф, они находятся слишком далеко, чтобы ослабить напряжение в зоне Сан-Андреаса. Так что недавний инцидент на юге Калифорнии не повлиял на печально известный разлом между тихоокеанской и североамериканской плитами.
На самом деле, по словам американского геофизика, после сильного землетрясения вероятность еще одного подобного события возрастает. "Напряжение снизилось, но кора взбудоражена", – подчеркивает Хаф.
ВажноСледствием недавних событий в Южной Калифорнии может быть пробуждение других разломов с последующими новыми землетрясениями. Вероятность подобных стихийных бедствий в регионе в настоящее время повышена и может оставаться таковой в течение многих лет. "Можно думать о каждом землетрясении как о родителе, который потенциально может родить дочерей", – проводит аналогию представитель Геологической службы США.
У Кристин Гуле свое объяснение, почему версия со сниманием напряжения в реальности не работает. Чтобы выпустить тот же объем энергии, которым сопровождается крупная природная катастрофа такого рода, потребуется очень много более мелких событий. Скажем, хотелось бы, чтобы разлом выпустил энергию с землетрясением магнитудой 7 баллов. Чтобы выбросить эквивалентный объем, понадобится примерно 32 землетрясения с магнитудой в 6 баллов. А это слишком маловероятный сценарий.
Время года и лунный цикл влияют на землетрясения
Сьюзен Хаф говорит, что часто сталкивается с мифом, будто землетрясения происходят, когда жарко и сухо. Но этому нет доказательств. Гуле отмечает, что тоже постоянно это слышит и готова возразить: температура на поверхности не может влиять на события, вызванные процессами, происходящими на многокилометровой глубине.
Луна также не играет существенной роли. Она действительно приносит нам приливы и может даже оказывать некоторое воздействие на твердые части Земли, но этой силы недостаточно, чтобы вызвать большие землетрясения. Хаф даже проводила исследование по этому вопросу. Она собрала данные о землетрясениях в 8 и более баллов, которые произошли с 1600-х годов, и попыталась отыскать какую-либо существенную закономерность между ними и временем года или фазой лунного цикла. Изыскания привели ее весьма краткому ответу: "Нет".
Существуют здания, которым не страшны землетрясения
Здание, которое десятилетия назад считалось безопасным на случай землетрясения, может не соответствовать современным стандартам. Сколько бы власти городов ни обновляли устаревающие сооружения, они все равно не исчезают полностью. "Строительный кодекс развивался по мере того, как мы получали новые знания", – говорит Гуле.
Если даже дом или офисный центр способен выдержать толчки и не развалиться, это еще не значит, что он безопасен. По словам Гуле, пережив землетрясение, здание может лишиться всей внутренней части или прийти в негодность до такой степени, что его придется просто снести. "Нет такой вещи, как полная защищенность от землетрясений", – подчеркивает она.
Мы многого не знаем о землетрясениях. На данный момент мы не можем их предсказывать, и вероятно, что еще не скоро этому научимся. К примеру, в прошлом году ученые Гарвардского университета разработали алгоритм глубокого обучения для прогнозирования афтершоков – серии землетрясений, которые следуют после основного. Тестирование показало, что с его помощью можно предсказывать, где произойдут повторные толчки с точностью 6%. Это слабый показатель, но он все равно вдвое лучше результатов, которые демонстрируют другие современные методы. Сегодня сейсмологи могут (основываясь на знаниях о прошлых событиях и статистике) делать прогнозы, которые говорят о вероятности землетрясения определенной силы в течение определенного периода времени. Так что эти стихийные бедствия до сих пор связаны с множеством пробелов, но это не означает, что их стоит заполнять сомнительными теориями.
По материалам Popular Science.
Важно