Необучаемый иммунитет. Ученые выяснили, почему растет число людей с пищевой аллергией
Ученые проанализировали разные факторы влияния пищевой аллергии, а также попытались выяснить ее причины.
Аллергия на еду может быть не только чрезвычайно опасной, но и в некоторых случаях даже смертельной. На сегодняшний день она продолжает расти во всем мире. Но какие причины ее широкого распространения и что можно сделать, чтобы ее предотвратить?
Когда человек ест даже небольшое количество пищи, на которую у него аллергия, незначительная реакция может появится сразу же, включая зуд, отек и боль в животе, пишет BBC.
Однако каждый четвертый человек, которому не повезло с пищевой аллергией, даже легкой, в какой-то момент испытает серьезную реакцию, которую называют анафилаксией — состояние шока, определяемое как реакция, которая затрагивает два органа тела. Характеризуется такими симптомами, как хрипы, головокружение и рвота. В таком состоянии может замедлиться пульс, упасть артериальное давление, а дыхательные пути закрыться.
С каждым годом пищевая аллергия отправляет в больницу все больше и больше людей. Один крупномасштабный обзор данных выявил увеличение случаев анафилаксии в США, Австралии и Европе, а также в других регионах.
"Рост пищевой аллергии, несомненно, является абсолютно безумных масштабов", — говорит Грэм Рук, почетный профессор медицинской микробиологии в Университетском колледже Лондона.
Одна из теорий такого роста заключается в том, что мы просто стали лучше осведомлены о пищевой аллергии. Однако Кэри Надо, специалист по аллергии из Стэнфордского университета, которая в своей новой книге "У меня на это аллергия" называет этот рост эпидемией, говорит, что это не так.
"То что мы все больше узнаем про пищевую аллергию никаким образом не увеличивает количество диагнозов", — сказала она.
Однако трудно определить, сколько конкретно случаев пищевой аллергии увеличилось. Сегодня в три-четыре раза больше людей считают, что у них аллергия на пищевые продукты, даже если это не так, затрудняя тем самым доверие к самостоятельно предоставляемым данным.
Во многом это связано с тем, что люди путают пищевую аллергию с пищевой непереносимостью. Между тем во многих странах нет данных о распространенности аллергии на еду. Кроме того, "золотой стандарт" теста на пищевую аллергию, заключающийся в том, что пациенту дают небольшое количество пищи в клинических условиях, является трудоемким, дорогостоящим и сопряженным с риском.
Тем не менее, глядя на данные из нескольких рецензируемых источников, можно сказать, что уровень пищевой аллергии во всем мире увеличился с примерно 3% населения в 1960 году до примерно 7% в 2018 году.
И дело не только в скорости, которая увеличилась. Помимо этого еще и расширился ассортимент продуктов, на которые у людей появилась аллергия.
Эксперты сходятся во мнении, что пищевая аллергия находится на подъеме. Вопрос в том, в чем ее причина? Одно из объяснений носит название "гигиеническая гипотеза". Несмотря на то, что в настоящее время эта фраза широко используется специалистами по аллергии, она вводит в заблуждение многих людей. Если воспринимать ее в буквальном смысле, то она означает, что чем мы чище, тем больше вероятность того, что мы заразимся аллергией. Но это не совсем так.
Теория была сформулирована эпидемиологом Дэвидом Страканом, который в 1989 году заметил, что дети, которые имеют старших братьев и сестер, менее подвержены сенной лихорадке и экземе.
"За последнее столетие уменьшение размера семьи, улучшение бытовых удобств и повышение стандартов личной гигиены уменьшили возможность перекрестного заражения в молодых семьях", — писал он.
Но сейчас многие ученые не согласны с этой теорией и недавние исследования противоречат ей. Рук отмечает, что заражение распространенными детскими инфекциями повышает вероятность заболевания астмой. И эксперты сходятся во мнении, что очень важно соблюдать гигиену во избежание болезней.
Более современная интерпретация этой гипотезы состоит в том, что она не имеет отношения к тому, поддерживаете ли вы свой дом в чистоте или нет, а скорее к тому, сталкивается ли ваш кишечник с различными типами микроорганизмов.
"Причина, по которой иметь старших братьев и сестер было на самом деле хорошо, заключалась в том, что это увеличивало вероятность знакомства с микробиотой семьи и, в частности, с микробиотой матери", — отметил Рук.
Таким способом кишечник заселяется микроорганизмами, которые "обучают" иммунную систему. Это одна из причин, по которой может существовать связь между пищевой аллергией и младенцами, рожденными посредством кесарева сечения: отсутствие выхода через родовые пути означает, что ребенок не попадает в среду полезных бактерий.
В Дании даже было доказано, что чем больше у человека кошек и собак, тем меньше вероятность того, что у него будет аллергическое заболевание.
Чтобы описать свою теорию Рук придумал выражение "старые друзья". По его словам, человеческая микробиота — микроорганизмы определенной среды обитания, меняется довольно медленно.
Наши современные дома, с их обработанной биоцидами древесиной и гипсокартоном, содержат микробиоту, которая не имеет никакого отношения к внешнему миру, в котором мы эволюционировали. В результате чего, мы все меньше встречаем "старых друзей" — микробов, которые помогали нашей иммунной системе реагировать на чужеродные вещества.
Также существуют веские доказательства того, что чем больше ребенку дают в детстве антибиотиков, тем выше вероятность того, что у него будет аллергия на еду. А все потому, что антибиотики уничтожают не только вредные бактерии, но и здоровые.
"Рост аллергии, который мы наблюдаем, является частью более обобщенного феномена сбоя механизмов контроля иммунной системы", — утверждает Рук.
Помимо "старых друзей", существует еще одна интересная теория — двойное воздействие аллергенов. Чтобы ее объяснить, стоит рассмотреть то, как рекомендации по пищевой аллергии изменялись с годами.
"Когда в 1990-х годах пищевая аллергия начала появляться, люди забеспокоились о том, что в рацион их детей входит арахис. В результате чего, мы получили наставление, в котором говорилось о том, что детям не следует давать арахис, пока они не достигнут трехлетнего возраста", — говорит Клэр Миллс, профессор молекулярной аллергологии Манчестерского университета Англии.
По словам Миллс, этот совет не был основан на каких-либо доказательствах. На самом деле родителям следовало поступить как раз наоборот: ввести в рацион аллергенную пищу как можно раньше. То, что ребенок не будет употреблять арахис, не означает, что он не встретит людей, которые его едят.
Он в любом случае подвергнется воздействию арахиса, например, через пыль, контакт с мебелью и даже крем, содержащий арахисовое масло. А если ранее ребенок его не ел, этот контакт с кожей может вызвать ответную реакцию со стороны иммунной системы.
"Если младенец имеет раннюю экзему, а его родители прикасаются к нему, не вымыв руки после арахиса, он может стать сенсибилизированным из-за поврежденной кожи", — отмечает Амена Уорнер, руководитель клинической службы в Allergy UK.
Вот почему эксперты единогласны во мнении о том, что младенцам, начиная с трех-четырехмесячного возраста, следует вводить разнообразный ассортимент продуктов питания.
Александра Сантос, доцент кафедры детской аллергии Королевского колледжа Лондона с помощью исследования "Learning Early About Peanut" (LEAP) продемонстрировала, что введение арахиса в возрасте от четырех до 11 месяцев снижает у пятилетних детей вероятность развития аллергии на арахис на 80%.
Кому-то может показаться, что употребление арахиса во время беременности может еще больше защитить детей. Но насколько внутриутробная среда влияет на развитие аллергии, остается неизвестным.
В 2000 году Американская академия педиатрии предостерегла женщин от употребления арахиса во время беременности. Однако в 2008 году, после того как широкий спектр исследований не смог найти убедительной связи между питанием в дородовой период и пищевой аллергией, Академия изменила тактику и заявила, что нет весомых доказательств того, что беременным женщинам следует избегать или отдавать предпочтение потенциальным аллергенам.
То, что пищевая аллергия различается в зависимости от окружающей среды, доказывается отсутствием аллергии на арахис в тех странах, где население его почти не употребляет. Исследование EuroPrevall, в котором изучалось экологическое, диетическое и генетическое влияние пищевой аллергии в Европе, показало, что аллергия на арахис в Греции, где его почти не едят, составила 0%.
По мнению Сантос, когда люди эмигрируют, они больше уязвимы перед аллергией на еду, чем местные жители, вероятно, из-за разницы в генах. Чем раньше они эмигрируют, тем более уязвимыми они будут.
Еще одним фактором может быть витамин D. Страдаем ли мы более высокими показателями пищевой аллергии из-за того, что все больше времени проводим в помещениях, лишая себя тем самым витамина D, который играет важную роль в развитии иммунорегуляторных механизмов? Здесь доказательства неоднозначны.
Некоторые исследования продемонстрировали связь между витамином D и модифицированым риском пищевой аллергии. Одни исследователи из Германии обнаружили положительную связь между уровнем витамина D у матери и риском развития пищевой аллергии у детей в возрасте до двух лет.
Другое же немецкое исследование показало, что к трем годам младенцы с более высоким уровнем витамина D были больше склонны к развитию пищевой аллергии.
"Слишком мало и слишком много витамина D — являются основной проблемой", — подчеркнула Надо.
Вопрос о том, как во время роста пищевой аллергии оставаться в безопасности остается открытым.
Полный отказ от аллергенной еды не обязательно поможет и даже может навредить. Если вы уже страдаете аллергией, иммунотерапия — употребление небольшого, но увеличивающегося количества аллергенных продуктов, дает чрезвычайно многообещающие результаты.