Ученые представили новый сценарий зарождения жизни (фото)

молнии, вспышки, удары, жизнь
Фото: Markus Branse

По их мнению, миллиарды разрядов молний могли положить начало существования всех живых существ на Земле.

Новое исследование ученых показало, что первобытные удары молний могли сыграть решающую роль в зарождении жизни на нашей планете, пишет Science Alert.

Центральное место в этой идее занимает то, как при ударе о землю молнии создают так называемые фульгуриты — спекшиеся от удара молнии горные породы. Фульгуриты содержат фосфор, один из первичных элементов для образования жизни, который часто находится внутри нерастворимых пород.

По расчетам исследователей, в течение миллиарда лет с момента образования Земли до появления первых форм жизни, молнии могли образовать достаточное количество биодоступного фосфора для того, чтобы спровоцировать возникновение жизни. Причем этот процесс может происходить и на других планетах.

"Наша новая работа помогла нам понять, как жизнь могла образоваться на Земле и как она все еще формируется на других похожих на Землю планетах", — говорит планетолог Бенджамин Хесс из Йельского университета.

Поскольку реактивный фосфор можно найти в растворимом минерале шрейберзите, считается, что метеориты, богатые этим минералом, могли доставлять фосфор на нашу планету в пригодном для использования состоянии. Однако в этой идеи есть свои нюансы.

фульгуриты, фосфор, минералы Fullscreen
Раскопки фульгурита в Глен-Эллин в США.
Фото: Stephen Moshier/Wheaton College

Используя набор спектроскопических методов, эксперты обнаружили, что шрейберзит можно также найти в стекловидных минералах, образованных ударами молнии на некоторых богатых глиной почвах.

Оценив количество шрейберзита, создаваемое при каждом разряде, и площадь суши на ранней Земле, ученые подсчитали, что удары молний, частота вспышек которых в те времена варьировалась от 1 до 5 млрд в год, могли производить в разные периоды огромное количество фосфора ежегодно — достаточного, чтобы заложить основу для первых форм жизни, а затем и превзойти вклад метеоритов.

На самом деле, количество фосфора, полученного от ударов молнии, могло превышать количество фосфора от ударов метеоритов около 3,5 млрд лет назад. Примерно в то время, когда, как считается, начали появляться первые основные формы жизни.

Фосфор — это всего лишь небольшая часть огромного "коктейля" из химических веществ, которые, по мнению ученых, были смешаны на ранней Земле таким образом, чтобы строительные блоки жизни могли создаться в результате последующих реакций.

Ученые полагают, что их гипотеза имеет много преимуществ перед классической метеоритной, поскольку число молний на Земле сохраняется на одном уровне в течение сотен миллионов и миллиардов лет, а массовые падения метеоритов имели место лишь в отдельные короткие периоды. Кроме того, удары молний чаще происходят в тропических районах планеты, где, как считается, и зародилась жизнь.