Повелители Вселенной. Ученые говорят, что микробы могут контактировать с внеземными видами

космос, Вселенная, звезды, галактики, фото
Фото: TechHQ

Бактерии являются самыми доминирующими живыми существами на Земле, поэтому они могут быть гораздо более пригодны для космических путешествий и контакта, чем мы.

На вопрос о том, одни ли мы во Вселенной, знаменитая программа по поиску внеземных цивилизаций SETI пытается ответить с 1959 года. Многие астрономы считают, что во Вселенной должны существовать другие цивилизации, подобные человеческой, и что мы рано или поздно сможем выйти с ними на контакт, пишет The Conversation.

Однако скептики сомневаются в этом утверждении, заявляя, что отсутствие доказательств существования таких цивилизаций предполагает, что они чрезвычайно редки.

Но если другие человекоподобные цивилизации вряд ли существуют, то могут ли быть другие формы жизни, возможно, более подходящие, чем мы, для распространения в космосе? И возможно ли, чтобы такие формы жизни контактировали друг с другом?

Новое исследование ученых, опубликованное в журнале Biosystems, предполагает, что такое вполне возможно. Такие микробы, как бактерии, могут быть правителями космической жизни, и они намного более разумны, чем мы думаем.

Чтобы понять микробов, нам нужно бросить вызов нашим антропоцентрическим предрассудкам. В то время как многие из нас рассматривают микробы как одноклеточные организмы, вызывающие болезни, реальность иная.

Микробы — это слабо организованные многоклеточные организмы. Бактерии, например, живут как сообщества, состоящие из нескольких миллиардов колоний, способных "думать" и принимать решения. Типичная бактериальная колония — это кибернетическая сущность, "сверхмозг", решающий экологические проблемы.

Что еще более важно, все бактериальные колонии на Земле взаимосвязаны в глобальную бактериальную суперсистему, получившую название бактериосфера.

Эта "всемирная паутина" генетической информации регулирует поток органических элементов на Земле в течение последних трех миллиардов лет таким образом, что он навсегда останется за пределами человеческих возможностей. Например, они циркулируют важные питательные вещества, такие как углерод, азот и сера.

Даже сегодня бактерии являются самыми доминирующими живыми существами на Земле. Попробуйте убрать их из биосферы, и жизнь постепенно разрушится. Поэтому бактерии могут быть гораздо более пригодны для космических путешествий и контакта, чем мы.

Недавнее исследование, показало, что земные бактерии могут выживать в космосе по крайней мере три года, а возможно, и больше. Добавьте к этому тот факт, что они способны существовать в спящем состоянии в течение миллионов лет, и станет ясно, что микробы очень устойчивы.

Различные версии гипотезы панспермии, которая утверждает, что микробная жизнь существует и путешествует по Вселенной, поддерживают эту идею.

Недавние математические модели подтвердили это, показав, что путешествия микробов могут быть возможны не только в нашей Солнечной системе, но и по всей галактике. Как работают внеземные микробы? Бактериосфера потенциально может воспроизвести все шаги, известные из человеческих микробов.

Первый шаг — это способность считывать информацию из космоса. Например, с помощью радиотелескопов мы можем анализировать отдаленные обитаемые планеты. Второй шаг — разработка технологий и знаний для оценки того, содержат ли обитаемые планеты жизнь. Третий шаг — объявить о нашем присутствии на Земле разумным инопланетянам и попытаться установить с ними контакт, если они ответят на первоначальные сигналы.

Микробы обладают ограниченной способностью считывать информацию из космоса. Например, цианобактерии могут считывать часть электромагнитного спектра, исходящего от Солнца в виде видимого света. Это биологическое явление называется фототропизмом и происходит, когда растение поворачивается к или от Солнца, либо другого источника света.

Второй шаг имел решающее значение для развития жизни на Земле. Цианобактерии разработали биотехнологию в виде фотосинтеза, который превращает воду, солнечный свет и углекислый газ в кислород и питательные вещества. Именно этот процесс помог превратить за долгий эволюционный период мертвую планету в живую. Затем микробная жизнь стала более сложной, создав растения и животных за последние 600 миллионов лет.

Тем не менее бактерии остаются самой доминирующей формой жизни на планете. Фотосинтез как форма бактериальной технологии всегда подпитывал жизнь на Земле.

Третий шаг — это притяжение и общение между микробами с аналогичными химическими веществами. Внеземные микробы должны быть способны беспрепятственно интегрироваться в бактериосферу Земли, если они имеют общий химический состав и метаболизм на основе углерода, включая ДНК, белки и другие биомолекулы.

Однако возможен и обратный процесс. С одной стороны, земные микробы могли путешествовать в космос на астероидах и сеять жизнь в других частях Вселенной. С другой стороны, астронавты могут действовать в качестве переносчиков микробов в силу человеческого микробиома.

Чтобы оценить внеземные микробы, нам нужно понять концепцию интеллекта в эволюционном смысле. Это позволит нам лучше оценить бактериальный интеллект и его возможности в контексте человеческих и внеземных микробов.

Некоторые биологи утверждают, что человеческий интеллект — это всего лишь фрагмент широкого спектра естественного интеллекта, который включает микробы и растения. Для этого также необходимо повторно проанализировать технологические сигнатуры как признаки разумных цивилизаций.

Технологически развитые цивилизации, по мнению физика Фримена Дайсона, должны иметь огромные потребности в энергии. Эти требования могут быть выполнены путем строительства космических мегаструктур (получивших название сфера Дайсона) вокруг своих планет, которые способны захватывать энергию от своей же звезды.

Следовательно, поиск таких сфер путем изучения того, заблокирован ли свет от звезд, может быть способом их обнаружения. Но, если человекоподобные цивилизации действительно редки, нет смысла искать такие структуры. Вместо этого, более уместно отыскивать биосигнатуры, как признаки микробной жизни на обитаемых планетах, например, разные газы.

Обнаружение фосфина в атмосфере Венеры было многообещающей зацепкой, но теперь это выглядит сомнительно, поскольку новое исследование предполагает, что сигналом мог быть диоксид серы, а не фосфин.

И все же в ученых нет другого выбора, кроме как продолжать попытки. К счастью, космический телескоп Джеймса Уэбба сможет просканировать атмосферу планет, вращающихся вокруг других звезд, когда он будет запущен в конце этого года.