До сих пор ищут объяснения. Японские статуэтки догу эпохи Дземон загнали ученых в тупик (фото)

история Японии, гончарные навыки, ранние гончарные формы, статуэтки догу, религиозная культура, шаманские обряды, культура Дзёмон, символы плодородия, древнее искусство, ритуальные практики, эпоха Дзёмон, культурное наследие, археологические находки
Фото: World Imaging/CC BY-SA 3.0 | Доисторическая статуя догу периода Дземон с большими глазами и бедрами, Япония. 1000-400 гг. до н. э.

Период Дзёмон является древнейшей эпохой в японской истории. Укоренившиеся в оседлом образе жизни, тогдашние люди снискали славу благодаря своему первопроходческому мастерству в гончарном деле, утвердившись как родоначальники древнейших в мире форм гончарства.

Особенно важными в культурной среде Дземон являются загадочные фигурки догу, антропоморфные или зооморфные скульптуры, которые появились еще в период от 14 000 до 4 000 лет до н. э. Среди японских искусствоведов и археологов преобладает мнение, что, несмотря на многогранность их назначения, эти артефакты прежде всего обозначают рудименты раннего религиозного духа и шаманских ритуалов, пишет Ancient Origins.

У Фокус.Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и захватывающие новости из мира науки!

Эти фигурки догу в основном появляются в контексте могильных кругов или каменных образований, что указывает на склонность к духовным ритуалам. Сопоставление этих статуэток с умершим показывает определенное значение в потусторонних обычаях, хотя точное значение этой связи остается неизменной загадкой.

Очевидно, что статуэтки претерпевали трансформации в течение различных периодов культуры Дземон, отражая тонкое совершенствование художественных техник, вероятно, под влиянием внешних культурных взаимодействий в сочетании с возвышенным духовным сознанием.

Различные жанры фигурок догу делятся на четыре отличных типа: "сердцевидные" (или брови в форме полумесяца), "рогатые совы", "окулярообразные глаза" и "беременные женщины". Общими чертами этих типов являются приземистое и крепкое телосложение, характеризующееся короткими, широкими ногами, крепкими плечами и бедрами.

Учитывая последовательное изображение этих форм как женских — на что указывает морфология груди и отсутствие мужских гениталий — преобладает гипотеза об их потенциальной роли как символов плодородия.

Это предположение основывается на сравнительном анализе параллельных культур, в частности западной античности, такими как доисторическая Венера Виллендорфская. Такие находки интерпретируются как воплощение универсальной Матери-Земли или воплощение мольбы о плодородии и безопасных родах.

история Японии, гончарные навыки, ранние гончарные формы, статуэтки догу, религиозная культура, шаманские обряды, культура Дзёмон, символы плодородия, древнее искусство, ритуальные практики, эпоха Дзёмон, культурное наследие, археологические находки Fullscreen
Сосуд Дземон, датированный 3000-2000 гг. до н. э.
Фото: I, Sailko/ CC BY-SA 3.0

Общество периода Дземон, как и их современники, существовало как сообщество охотников и собирателей, но их особенность заключалась в безопасности. Защищенные достаточными запасами пищи и стратегически безопасным расположением, они наслаждались заметным отсутствием непосредственных угроз, что давало им избыток свободного времени.

Опять же, конкретное понимание функции догу остается неуловимым, что побуждает обратиться к знаниям из параллельных культур. В шумерской цивилизации человеческие фигурки часто украшали храмы-зикураты как постоянные атрибуты верующих, символизирующие вечную преданность.

"Окуляроподобные" догу могли выполнять аналогичную роль заменителей в религиозных обрядах, представляя либо почитание конкретных божеств, либо символизируя переход человека в потусторонний мир.

Что остается неизменным во всем спектре статуэток, так это множество предположений относительно их назначения. Понятие защиты или усиления плодородия, как уже отмечалось, лежит в основе гипотезы о том, что система верований древних людей пропитана магическими практиками.

Хотя присутствие мудрых фигур или религиозных лидеров, подобных шаманам или священникам, не очевидно, совокупность доказательств указывает на заметную нить духовной практики, переплетающуюся с фигурками.

Очевидно, что эти скульптуры в основном появляются в пределах мест захоронений или каменных образований, приравненных учеными к святыням, что подтверждает их тесную связь с ритуальным контекстом.

история Японии, гончарные навыки, ранние гончарные формы, статуэтки догу, религиозная культура, шаманские обряды, культура Дзёмон, символы плодородия, древнее искусство, ритуальные практики, эпоха Дзёмон, культурное наследие, археологические находки Fullscreen
Окулярообразная догу (遮光器土偶, сякоки-догу) (1000 — 400 до н. э.), Токийский национальный музей)
Фото: Rc 13/ CC BY-SA 4.0

Примечательно, что каждый артефакт догу, охватывающий различные типологии, найден нецелостным. Существует мало свидетельств, указывающих на их постепенное разрушение или случайное разбитие; основная научная мысль постулирует преднамеренное уничтожение.

Постепенное исчезновение статуэток догу до наступления периода Яйой, около 300 года до н. э., подтверждает вывод о том, что эти скульптуры по своей сути были символами культуры Дземон, а не ассимилированы или приспособлены к следующим поколениям.

Поэтому цель, которой они служили в контексте того периода, оставалась неуловимой, когда эпоха Яйой подходила к концу. Однако, учитывая их сходство с аналогичными формами доисторического религиозного искусства, находки на кладбищах — местах, неразрывно связанных с религиозными практиками — и явно преднамеренное разбитие статуй, возникает обоснованная гипотеза, что эти фигуры, вероятно, играли определенную роль в религиозных и шаманских практиках древних людей.

история Японии, гончарные навыки, ранние гончарные формы, статуэтки догу, религиозная культура, шаманские обряды, культура Дзёмон, символы плодородия, древнее искусство, ритуальные практики, эпоха Дзёмон, культурное наследие, археологические находки Fullscreen
Станция Кизукури (Kizukuri Station) — железнодорожная станция, расположенная в городе Цугару, префектура Аомори, Япония
Фото: Bakkai/ CC BY-SA 3.0

Наследие статуэток догу, происходящее из древней культуры Дземон, остается источником вдохновения для современных японских художников. Идиосинкратические формы, сложные детали и загадочный символизм навсегда запечатлелись в художественной панораме Японии.

Эти проверенные временем реликвии вызывают ощутимую связь с прошлыми эпохами, побуждая современных художников к переосмыслению и включению элементов догу в свое творчество. Влияние выразительной эстетики дога резонирует в различных видах искусства, от скульптур и керамики до авангардных инсталляций, плавно пересекая пространство веков.

Ранее Фокус писал о "фантастическом кладе": в Уэльсе нашли золотые монеты возрастом более 2 тыс. лет.