экзопланета
Фото: Universe Today | Странная планета размером с Сатурн озадачила астрономов своим поведением: что обнаружили

Астрономы выяснили, что несмотря на очень близкое расположение к своей звезде, огромная экзопланета не теряет свою массу очень быстро.

На сегодняшний день астрономы обнаружили уже более 5 тысяч экзопланет в других звездных системах. Но среди них очень мало миров размером с Нептун, которые находятся близко к своим звездам. Авторы нового исследования, опубликованного на сервере препринтов arXiv, изучили планету размером с Сатурн, которая находится близко к своей звезде и должна быстро терять массу, но это этого не происходит. Изучение этого мира предлагает новое понимание формирования экзопланет во Вселенной, пишет Universe Today.

Отсутствие экзопланет с массой Нептуна, расположенных близко к своим звездам, остается загадкой для астрономов. Их отсутствие объясняют либо фотоиспарением, то есть уничтожением излучением звезды атмосферы планеты, либо миграцией этих планет.

Чтобы разобраться с этими двумя возможностями, астрономы изучили происхождение экзопланеты TOI-1259 A b с массой и размером Сатурна. Она вращается вокруг звезды оранжевого карлика, который меньше Солнца по размеру, на расстоянии 385 световых лет от нас. Орбитальный период планеты составляет всего 3,48 земных дня, а это значит, что она вращается на очень близком расстоянии от своей звезды под названием TOI-1259 A. Особенность этой звездной системы состоит в том, что у основной звезды есть компаньон – звезда белый карлик, которая появилась в результате смерти другой звезды размером с Солнце.

экзопланета Fullscreen
TOI-1259 A b вращается вокруг звезды оранжевого карлика, который меньше Солнца по размеру, на расстоянии 385 световых лет от нас. Орбитальный период планеты составляет всего 3,48 земных дня, а это значит, что она вращается на очень близком расстоянии от своей звезды. Иллюстрация
Фото: Universe Today

Астрономы считают, что, учитывая низкую плотность планеты TOI-1259 A b, она должна быть уязвима к фотоиспарению. Но наблюдения, проведенные учеными, показали, что атмосфера этого мира действительно рассеивается под влиянием излучения звезды, но с гораздо меньшей скоростью, чем ожидалось. Скорость потери атмосферных газов слишком мала, чтобы существенно изменить массу планеты, даже если бы она сформировалась в своем нынешнем месте.

Поэтому авторы исследования предполагают, что присутствие белого карлика TOI-1259 B могло заставить планету мигрировать внутрь системы после формирования. Анализ орбитальных параметров планеты и двойной звездной системы показывает, что миграция является гораздо более вероятным объяснением.

Планетарные миграции такого рода могут оставить след в виде химических элементов в атмосфере планеты. Количества H2O, CO, CO2, SO2 и CH4 должны находиться на том уровне, когда их можно увидеть в атмосфере TOI-1259 A b. Ученые считают, что такое наблюдение покажет, где в протопланетном диске сформировалась планета. Чтобы окончательно ответить на этот вопрос, потребуются дальнейшие исследования.

Как уже писал Фокус, в NASA приняли важное решение, определившее дальнейшую судьбу марсохода Curiosity. Марсоход NASA продолжает исследовать остатки возможной древней реки на Красной планете.

Также Фокус писал о том, что космический аппарат "Юнона" сделал фотографию спутника Юпитера Амальтея, который является пятым по размеру среди подобных объектов, которые вращаются вокруг газового гиганта.