Луна, сверхновая
Фото: NASA | Разгадка тайны сверхновых скрывается на Луне: ученые выяснили, как ее обнаружить

Новая технология может помочь узнать больше о жизни и смерти массивных звезд при изучении лунной пыли.

Авторы исследования, опубликованного в журнале, Nuclear Science and Techniques, считают, что ключ к разгадке тайны взрывов сверхновых скрывается в пыли на Луне. Они создали новую технологию для поиска ключей к разгадке этой тайны. Это может помочь ученым получить более четкое представление о том, как умирают массивные звезды и как они засеивают космос материалом, необходимым для создания нового поколения звезд, пишет Space.

Созданная учеными технология основана на улучшенном обнаружении редкого изотопа железа, обнаруженного в очень малых количествах в лунной пыли. Этот изотоп был создан во время смерти звезд в результате взрыва сверхновой и был выброшен в космос. Как полагают ученые он также оказался и на Луне.

Астрономы называют все химические элементы, тяжелее водорода и гелия, металлами. Самые первые звезды во Вселенной, возникшие в период между 200 и 400 млн лет после Большого взрыва состояли в основном из водорода, небольшого количества гелия и в них почти не было каких-либо металлов. когда они взрывались, то наполняли космос созданными в их недрах более тяжелыми элементами. Ими наполнялись следующие поколения звезд.

луна Fullscreen

Известно, что массивные звезды, которые как минимум в 8 раз больше Солнца по массе заканчивают свою жизнь взрывом сверхновой. Перед этим в течение своей жизни в своем ядре они создают тяжелые химические элементы, самым тяжелым из которых является железо. Когда звезда взрывается, то кроме того, что она оставляет после себя огромное количество новых элементов, также она превращается или в нейтронную звезду, или в черную дыру. Таким образом выброшенные элементы позволяют новым поколениям звезд становится все более обогащенными металлами.

Ученые, которые заинтересованы в изучении секретов жизни и смерти звезд, решили, что нужно изучить индикатор этих звездных взрывов в лунной пыли, который не является химическим элементом. Этот редкий изотоп железа создается во время взрыва сверхновой.

сверхновая Fullscreen
Фото: Nature Noon

Когда происходит это событие всего за несколько секунд выделяется столько энергии, сколько потребуется Солнцу выделить за миллиарды лет. Это обеспечивает условия, необходимые для получения тяжелых радиоактивных изотопов. Авторы исследования решили улучшить способы поиска радиоактивного изотопа железа под названием железо-60 в лунной пыли.

Железо-60 имеет ядро, содержащее 26 протонов и 34 нейтрона, а период его полураспада составляет около 2,3 млн лет. Хотя сверхновая может создать железо-60 в количествах, примерно в 10 раз превышающих массу Земли, производство этого изотопа в Солнечной системе незначительно.

Обнаружение железа-60 на Луне является хорошим индикатором взрыва сверхновой относительно близко к Солнечной системе в пределах 100 световых лет, говорят ученые.

Однако малое количество железа-60 и влияние других, более распространенных элементов, сделали его обнаружение на Луне чрезвычайно трудным для низкочувствительных спектрометров. Поэтому ученые создали новую технологию, которая позволит спектрометрам работать намного лучше.

Таким образом, как считают ученые обнаружение железа-60 в лунной пыли может значительно улучшить понимание природы звезд, погибших в результате взрывов сверхновых.

Как уже писал Фокус, китайский модуль отправил образцы с обратной стороны Луны на Землю. Посадочный модуль миссии "Чанъэ-6" отправил аппарат с собранными образцами лунной породы на орбиту, после чего они полетят на Землю для дальнейшего изучения.