Жизнь вождей Северной Кореи: Кимом единым
Жители самой закрытой страны в мире получают рис по карточкам, а обожаемые ими вожди купаются в роскоши
В Австрии вышла книга мемуаров о роскошной жизни северокорейских вождей. На фоне усиливающегося противостояния КНДР, Южной Кореи и Запада это издание вполне может стать бестселлером. О своей службе у диктаторов КНДР австрийским журналистам рассказал северокорейский шпион Ким Чон Рюль. Он бежал из КНДР и долгие годы прятался в Австрии от местной полиции и спецслужб Северной Кореи, но недавно решил нарушить молчание и рассказать о том, как живут руководители самого закрытого в мире государства.
После окончания курса средней школы и института Ким Чон Рюля вместе с прочими благонадежными студентами отправили на учебу в ГДР. Он получил несколько спецзаданий от руководства и после их успешного исполнения вошел в круг приближенных Ким Ир Сена. На службе у "великого вождя" и его сына и преемника, "великого руководителя" Ким Чен Ира ему приходилось заниматься обеспечением безопасности и комфорта диктаторов.
За быт отвечала отдельная структура – Министерство защиты личности, созданное Ким Ир Сеном. Оно насчитывало 100 тыс. сотрудников. Эта армия обеспечивала безопасность вождя на улицах городов, в зданиях, где он бывал, и в его резиденциях. Поначалу Ким Чон Рюлю поручили следить за техническим обслуживанием автомобилей Ким Ир Сена. В 1970 году его автопарк состоял из 1000 машин, в числе которых были Cadillac, Lincoln, Ford, Citroen класса люкс, а также бронированные Mercedes. Любую прихоть диктатора следовало выполнять в кратчайшие сроки, поэтому механики часто работали по ночам. Однажды им пришлось встроить в одну из машин кровать.
Коньяк на полмиллиона
Ради удовлетворения запросов "великого вождя" иногда приходилось ехать на Запад. Технику и предметы быта покупали за пределами КНДР, как правило, в Австрии. Благодаря дипломатическому паспорту Ким Чон Рюль мог без досмотра вывозить из страны наличные. Но за раз удавалось провезти не более $400 тыс. Если этой суммы не хватало, он делал несколько ходок. Все операции осуществлялись через подставную компанию Korea Machinery General.
Вожди в желаниях себя не ограничивали. К примеру, требовали купить устройство для слежки или позолоченное огнестрельное оружие. Заказывали товары и попроще: шелковые скатерти, мебель, ковры. Резиденции северокорейского лидера были напичканы западной продукцией, причем львиную долю составляли предметы роскоши. Но один заказ больше всего удивил Ким Чон Рюля – ему поручили приобрести рюкзак с реактивным двигателем. Очевидно, фантазии "великого вождя" далеко опережали технический прогресс.
Особое внимание Кимы всегда уделяли кухне. От бдительного ока спецслужб не ускользало ни одно зернышко риса, попадавшее в тарелку вождей. Личные повара Ким Ир Сена отправлялись в лучшие кулинарные школы Европы для повышения квалификации. Сын "великого вождя" перенял многие его привычки. Когда Ким Чен Ир сменил отца у руля власти, в КНДР появился Институт долгой жизни. Один из его личных поваров через Пекин частенько летал в Токио и там покупал одно из любимых лакомств вождя – рисовое печенье с начинкой из полыни. Известно, что Ким Чен Ир – большой поклонник марки Hennessy, в лучшие времена он ежегодно тратил на этот коньяк до $500 тыс. Теперь, когда здоровье стало ухудшаться, Ким Чен Ир перешел на красное французское сухое вино.
Пока "великий руководитель" наслаждался роскошными блюдами в своих шикарных резиденциях, партия внушала народу, что добропорядочному корейцу следует переходить на двухразовое питание. В начале 90-х годов положение в Северной Корее стало критическим: бестолковая экономическая политика привела к мору населения. По официальным данным, в 90-х от голода погибло 3 млн. человек, по неофициальным – 15 млн. С тех пор страна сидит на игле иностранной продовольственной помощи. Основные продукты – рис, бобы, кукуруза – распределяются по карточкам. Норма в день – 700 г риса на взрослого, 300 – на ребенка. В 1998 году, в самый разгар мора, разразился скандал. Ким Чен Ир на деньги, полученные по линии международной гуманитарной помощи, заказал в Германии мерседес.
Несмотря на еще не забытые голодные годы, северокорейский народ свято верит, что живет в лучшей стране в мире. С малых лет дети зубрят на память легендарные биографии вождей. По всей стране установлено огромное количество памятников Ким Ир Сену и Ким Чер Ину и стел с их изречениями. СМИ неустанно повторяют: девиз вождя – поклоняться народу, как небу.
Карманная экономика
Пока международное сообщество пытается найти способ наказать КНДР за недавнее потопление южнокорейского военного судна, еще один бежавший на запад высший чиновник КНДР Ким Кван Чжин советует просто перекрыть потоки твердой валюты в эту страну.
Главный источник, по которому КНДР получает валюту, – оборонная промышленность и поставки оружия Ирану и Сирии. Все деньги идут в карман вождю и используются для финансирования его быта, а также на армию и разработки ядерных и ракетных технологий. Кроме того, валюта поступает от продажи полезных ископаемых Китаю.
Западные разведслужбы недавно обвинили сыновей северокорейской элиты в распространении поддельных стодолларовых банкнот и торговле наркотиками. Подделки, говорят в разведслужбах, печатают не где-нибудь, а на государственном монетном дворе Пхеньяна. Валюту через Китай и Макао вывозят в страны Юго-Восточной Азии и обменивают на настоящие банкноты по курсу 5:1. В этой истории замешан и вероятный наследник Ким Чен Ира, его третий сын Ким Чен Ун.
Но международное сообщество не в силах изменить ситуацию, разве что может загнать северокорейских деятелей назад в их страну. Любые военные действия против КНДР обречены на провал, уверены эксперты, поскольку народ слишком фанатичен и предан вождю. И переубедить миллионы северокорейцев невозможно.
Яна Седова, Фокус