Тройка, пятерка, вуз. Чем закончится реформа высшей школы

Министерство образования и науки взялось за реформу высшей школы. Государство намерено очистить рынок от мелких частных вузов и изменить систему госзаказа

Два десятка полуголых девиц пританцовывают, подпирая телами спортивные машины, припаркованные у центрального входа в Киевский национальный университет культуры и искусств. На "грандиозной и звездной" КНУКиМ-party ко Дню знаний актер Богдан Бенюк поздравляет студентов со сцены. "Ви будете і народними артистами України", – обещает актер присутствующим.

Это "и народные" выглядит оговоркой по Фрейду – особенно в свете недавнего заявления замглавы администрации президента Анны Герман о том, что университет Михаила По­плавского – "рассадник китча, безвкусицы и голых девушек", наносящий колоссальный вред украинской культуре. Г-жа Герман призвала "сократить безвкусицу", закрыв сомнительное, с ее точки зрения, учебное заведение.

Если проект закона "О высшем образовании" будет принят Верховной Радой, ближайшие два года для многих украинских вузов станут не самыми спокойными. Идея реформы высшей школы возникла не сегодня – еще год назад Кабмин поддержал инициативу тогдашнего министра образования и науки Ивана Вакарчука. Нынешняя власть решила воспользоваться наработками предшественников в удобное для себя время.

Сигнал Поплавка

Бывший скрипач и преподаватель консерватории, а ныне завкафедрой менеджмента шоу-бизнеса Кирилл Стеценко на работу к Поплавскому перешел в разгар кризиса 90‑х. "Контингент здесь поначалу был криминальный: в лучшем случае выпускники ПТУ, в худшем – настоящая зона, – вспоминает он. – Но посмотрите на студентов сейчас – талантливые, умные, со знанием языков. Если раньше мне было стыдно здесь работать, то теперь – отнюдь". Впрочем, он не скрывает, что университет по‑прежнему не ассоциируется с академическим образованием.

Неакадемичностью украинских вузов, увеличением их количества и, как следствие, "размножением дилетантов" озаботились в Кабмине и недавно посвятили этим вопросам специальное заседание. Министр образования Дмитрий Табачник уже огласил ряд грядущих поправок в закон "О высшем образовании" – по его словам, изменения коснутся фактически каждой из 72 статей. В их числе – объединение мелких вузов в большие учебные комплексы. Под удар, по приблизительным подсчетам, попадет не менее сотни высших учебных заведений. Также в планах Министерства образования и науки до 2012 г. переподчинить себе все вузы, как это уже случилось с Киево‑Могилянской академией, до того находившейся в ведении Кабмина. Известно, что сейчас ведомству подчиняется лишь половина вузов страны, остальными управляют 35 профильных министерств и ведомств. Цена вопроса – миллиарды гривен. Только в этом году на содержание высших учебных заведений государство выделило 6,9 млрд. грн. и еще 1,6 млрд. – на техникумы и колледжи. Вне надзора профильного министерства оставят только университеты и колледжи МВД, СБУ, Минобороны и МЧС.

Два насоса

Ректор Черноморского госуниверситета им. П. Могилы Леонид Клименко не противник предлагаемых реформ. Хотя шесть лет назад чуть не потерял автономию собственного университета – в правительстве решили, что его многотысячный вуз следует объединить с Николаевским государственным университетом имени Сухомлинского. "Это было как смерч: вдруг решили, вдруг начали объединять. Но я‑то понимал, что это политический ход. За неделю мы отбили атаку", – вспоминает он.

Эксперты опасаются, что укрупнение вузов приведет к уменьшению конкуренции в регионах. "Как на судне – всегда есть два насоса: основной и запасной. Если вместо трех факультетов филологии в регионе останется один, какой смысл расти, ведь конкурировать не с кем", – отмечает г-н Клименко. Количество преподавателей в большом консорциуме хоть и не уменьшится, но доходы многих упадут – негде будет подрабатывать, особенно если это касается провинции.

С другой стороны, объединение удобно и для вузов, и для студентов. Через несколько лет после попытки насильственного объединения Клименко без нажима сверху принял решение вступить в консорциум трех университетов. "Это лучшая форма существования, – говорит он, – каждый из нас самостоятельное юридическое лицо, но финансы общие. Нам дешевле обходится издание методичек, программ и книг".

Как станут определять кандидатов на объединение, уже известно. Оцениваться будет квалификация коллектива, научная база и количество студентов. Ректор Леонид Клименко считает, что последний критерий – самый ненадежный. "Я видел, как обстоят дела в США, – рассказывает ректор. – Вузы, где якобы учатся 80 тысяч студентов, на деле состоят из 20–30 кампусов, в которые входит еще 30 колледжей. А в колледже – от 300 до 2–3 тысяч студентов. Можно и десять человек учить, главное – качественно".

Много корочек – мало толку

В Киевском государственном институте декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М. Бойчука учится всего 1300 студентов, включая заочников. Даже учеба здесь начинается на месяц позже – с 1 октября. "По нормативу у нас должен быть один преподаватель на 5 студентов, – поясняет и. о. ректора Ринат Салимов. – Ведь мы воспитываем людей творческих – художников, дизайнеров, мастеров народного искусства. А это товар штучный, требующий индивидуального подхода". Такую роскошь, по новым поправкам смогут позволить себе только университеты и колледжи искусств. Прочие обязаны соответствовать нормативам – не менее 8 тысяч студентов для университета, не считая заочников, и тысяча студентов для колледжа.

Выживут ли в таких условиях частные вузы, а тем более их региональные филиалы – неясно. По данным министерства, есть частные заведения, куда в этом году поступило по 2–3 человека. Тем не менее частников обещают не закрывать принудительно. "Но условия их работы будут жесткими – либо подтягивайтесь, либо – опускайтесь до уровня колледжа", – объясняет Фокусу политику министерства исполняющий обязанности начальника Департамента высшего образования Юрий Коровайченко.

Помимо сокращения количества вузов, Минобразования задумало реформу ступеней высшего образования. Если раньше, отучившись четыре года, студент получал корочку лишь о базовом образовании и проблемы при трудоустройстве, то теперь бакалаврат будет считаться полным высшим образованием. А выпуском магистров займутся только самые крупные и успешные с научной точки зрения вузы. "Программа бакалаврата будет выглядеть так: минимум общих гуманитарных предметов, максимум практических знаний, – говорит г-н Коровайченко. – В магистратуру в итоге пойдут лишь самые стойкие, те, кто планирует заниматься наукой. Это не более 20–30 % выпускников".

Филологи за свой счет

"Я как раз получаю лицензию, если назовете мое имя, могут быть проблемы, – начинает разговор с Фокусом ректор одного из крупных вузов страны. – В свете реформ, боюсь, лицензии будут выдаваться очень выборочно". Попросивший не называть его фамилию ректор возмущен тем, что госзаказ оформляется "с потолка". "Его нет в частных вузах, хотя они платят огромные налоги государству. Например, мы ежегодно отчисляем 3 млн. гривен в казну. Нет госзаказа и во многих государственных вузах. То есть непонятно, кому государство оплачивает образование".

В Минобразования признают его правоту. Юрий Коровайченко говорит, что отныне госзаказ станут формировать исходя из потребностей рынка труда. "Если мы и дальше будем делать необоснованный госзаказ, то скоро на бюджетные деньги начнем готовить безработных", – признается чиновник. Министерство планирует оплачивать бюджетное обучение в основном по экономическим и техническим специальностям. "Инженеры, технологи, строители. А вот большинству гуманитариев за себя придется платить, государство поддержит только будущих педагогов и медиков", – подчеркивает г-н Коровайченко. Хотите быть художником, социологом или танцором – нет проблем, но только за свой счет.

Задание на год

Дмитрий Табачник о реформе высшей школы

Объединение вузов

Ни один вуз закрыт не будет. Это не магазин, просто взять и закрыть его нельзя. Но можно создать большие учебные комплексы, чем мы и займемся.

Основание? Более ста университетов в этом году не получили и сотни заявлений на поступление от абитуриентов. Есть ряд государственных вузов, в которых вообще нет госзаказа. А если они не финансируются, то и без нас им придется с кем‑то объединяться.

Госзаказ

Госзаказ мы будем концентрировать в тех вузах, где лучшие научные успехи. Например, в таком вузе должен быть конкурс на магистратуру не только среди выпускников бакалаврата этого вуза, но и среди людей, отучившихся в других местах.

Диплом европейского образца

В этом году мы впервые предложили выпускникам вкладыш европейского образца. Заказать такой диплом могут и выпускники прошлых лет. Меня разочаровало, что немногие захотели это сделать. А ведь с таким вкладышем можно смело ехать в аспирантуру хоть в Италию, хоть в Англию.

Евгения Даниленко, Фокус