Конченное высшее

Качество высшего образования в Украине не устраивает ни студентов, ни работодателей. Однако пренебрегать дипломами не рискует никто. Что заставляет поступать в вузы?

Related video

В прошлом году Юлия Деружинская окончила Киевский национальный лингвистический университет и вскоре нашла работу по специальности – переводчик в столичном молодежном центре труда. При этом девушка уверена: за трудоустройство стоит благодарить вовсе не альма-матер.
– Если бы не самообразование и не багаж знаний, полученный до поступления в университет, работала бы я вахтершей в брачном агентстве, – иронизирует Юлия.

Свой вуз она считает никудышним, однако признается, что никогда даже не думала бросить учебу, потому что уверена: переводчик без диплома о выс­шем образовании если и сможет найти работу, то будет получать копейки.

Диплом влияет на уровень доходов не только в Украине. По данным отчета Организации экономического сотрудничества и развития, в США специалисты с высшим образованием получают на 72% больше, чем их коллеги со средним образованием. Можно, конечно, найти работу и без университетского диплома. Легче всего – в Исландии: почти 80% исландцев без проблем устраиваются на работу сразу после окончания школы. В Польше и Венгрии этот показатель составляет 38%.

В нашей стране без "корочки" найти приличную работу удастся едва ли. Специалист в сфере рекрутинга Виктор Закотий отмечает, что аббревиатура ВО присутствует в требованиях к практически любой вакансии, несмотря на то что для самих работодателей вопрос образования – зачастую формальность.

– Сегодня даже в банковские кассиры не берут без вузовского диплома, – говорит рекрутер. – Однако соискателя вакансии, как правило, не спрашивают, какой именно университет он окончил, а показать диплом просят лишь изредка. Больше внимания уделяют все же опыту работы.

Хлебно-соленое
Позиция украинских работодателей объяснима: наличие университетского диплома не всегда свидетельствует о высоком уровне профессионализма. Управляющий партнер компании по подбору гостиничных менеджеров Hotel Business Agency Олег Сергеев рассказывает, что отели мировых сетей, приходящие на украинский рынок, не интересуются выпускниками наших университетов. Как утверждает г-н Сергеев, отельеры прекрасно знают: то, чему учат наших студентов, – день позавчерашний, не имеющий ничего общего с современной индустрией госте­приимства.

Вопросы по поводу качества высшего образования в Украине возникли не вчера: еще в 2006 г. заместитель министра образования и науки Михаил Степко заявлял, что уровень преподавания в университетах падает по мере их стремительного размножения. Если раньше в вузы поступали 30% выпускников школ, то в прошлом году – почти 80%. Институты, квартирующие в детсадах и школах, породили шутку: "Сколько вузов в Украине? Я не знаю, сколько их на моей улице!".

Новый министр образования Иван Вакарчук уже заверил журналистов, что его ведомство займется проверкой таких учебных заведений: и те из них, что не смогут повысить уровень образовательных услуг, будут лишены лицензий.

Тем временем на выставке "Современное образование-2008" в Киеве было представлено несколько сотен учебных заведений. Экс-министру образования Василию Кременю спокойно ознакомиться со стендами не удалось – представители вузов встречали его поистине с диким восторгом, а некоторые даже с хлебом-солью, явно приготовленным для министра Ивана Вакарчука, не явившегося на выставку в день открытия.

Широкое на узкое
В беседе с корреспондентом Фокуса Василий Кремень отметил несколько пунктов, по которым отечественная система образования проигрывает европейской.
– В Украине высшая школа так и не стала приоритетной отраслью. Современное образование требует все больших ресурсов, а наши университеты работают на материально-технической базе старого образца. Мы не можем готовить человека к жизни в современном мире, Сейчас знания нужны не только для того, чтобы ими владеть, а затем, чтобы с их помощью жить – уверен бывший министр образования.

Говорить о последних технологиях не приходится: туго с элементарными учебниками. По словам начальника отдела экспертизы учебной литературы Министерства образования и науки Аллы Кривошеи, на закупку литературы для высшей школы выделяется 5 млн. грн. в год, в то время как по плану необходимо 20 млн.

Главным преимуществом отечественного образования привыкли называть его широкую специализацию: выпускник-инженер немного владеет английским языком, может пофилософствовать, а в некоторых случаях обучен основам педагогики. Зарубежные университеты, напротив, готовят узкопрофильных специалистов: студенты сами составляют программу обучения и не тратят времени на лекции, которые считают для себя бесполезными.

Надежда на болонку
Украина постепенно перенимает европейские стандарты. В 2005 году наша страна присоединилась к Болонскому процессу, обязавшись изменить национальную систему образования: разделить ее на две ступени, оставить одну научную степень (доктора), ввести единую систему оценок – академических кредиты ECTS (за семестр студент набирает определенное количество баллов, которые складываются из посещения лекций и семинаров, контрольных работ и т. д.). Вузы, не принявшие требования Болонской конвенции, лишаются государственного финансирования и аттестации.

До 1 июня Верховная Рада должна получить на рассмотрение новую редакцию Закона Украины "О высшем образовании". Ожидается, что изменения в законе помогут студентам, собирающимся за границу: тому, кто отправляется на полгода учиться за рубеж, больше не придется брать академотпуск или забирать документы из своего вуза.

– Болонский процесс повысит качество образования в Украине: появится конкуренция, – говорит представитель Университета экономики и права "Крок" Олег Белоконь. – Студент перестанет быть заложником вуза, ему будет несложно перейти в другой университет, и он это сделает, если поймет, что его вуз не дает достойного образования.

Диплом как цель
Если допустить, что украинской системе удастся втиснуться в европейские стандарты, подавить коррупцию и повысить уровень подготовки специалистов, университетский диплом вернет утраченные позиции. Ведь получить его будет не так просто, как сейчас. По словам председателя Совета молодых ученых Одесского национального политехнического университета Юрия Свинарева, украинские вузы способны выпускать высококлассных специалистов, но сегодня зачастую вынуждены работать на холостых оборотах. По оценке г-на Свинарева, 40% его студентов учатся исключительно ради диплома, не собираясь работать по специальности.
– Это люди, которые пошли учиться просто потому, что в их семьях всегда говорилось: ты должен. А зачем, они и сами не знают. Получают диплом, как бумажку, – возмущается он.

Увы, таким контингентом не пренебрегают университеты среднего пошиба: стоимость высшего образования в Украине сегодня составляет в среднем 25 тыс. грн., и жертвовать таким кушем в обмен на репутацию готовы не многие вузы. Впрочем, замечает доцент Свинарев, на студенческой скамье найдутся и те, кто ценит свою будущую специальность, – такие учатся усердно.

Киевлянка Ирина Сидоченко четко знает, что будет архитектором. Сегодня она получает второе высшее образование на архитектурном факультете Киевского университета строительства и архитектуры. Первую специальность Ирина освоила в этом же вузе, на факультете изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

– Сразу не выучилась на архитектора, потому что думала, будто интереснее заниматься живописью и работать с цветом. Но когда устроилась дизайнером интерьеров, столкнулась с архитектурой и поняла, что это мне ужасно нравится, – рассказывает она.

Ирина предпочла учиться в Киеве и не жалеет об этом: здесь хорошая программа и интересные задания, однако расширять кругозор и получать драгоценный опыт будущий архитектор намерена все же в США или Японии. Самые смелые архитектурные проекты воплощают в жизнь там.

О будущей профессии тут задумываются сразу, как только меняют подгузники на первые джинсы. И затем годами оттачивают свою специализацию до остроты осиного жала. Чем бы вы ни решили здесь заняться – хоть психоанализом королевских пуделей, страдающих от депрессии, – всегда найдется, по меньшей мере, несколько тысяч профессионалов, успешно занимающихся этим не первый год. Мало выбрать себе нишу и обозначить в ней свою территорию. Нужно день за днем оттачивать и шлифовать свое мастерство, если хочешь, конечно, остаться на плаву.

Подобная предельно узкая специализация регулярно приносит большие деньги не только нью-йоркским графическим дизайнерам, но и нашим славянским острословам задорновской школы, собирающим полные залы готовых послушать очередную байку об американской глупости. Да, может быть, не все американцы знают, в каком году было восстание Спартака и было ли оно вообще. Но и они, в свою очередь, не понимают, как можно, к примеру, работать дизайнером и не знать при этом в совершенстве хотя бы пять-шесть графических пакетов, а также поименно всех значительных дизайнеров XX века и их работы.

Я приехал сюда и сразу же оказался в самом центре этой бесконечной гонки за первенство в своей нише. Ритм учебы – сумасшедший. Первые три дня – по десять-двенадцать часов лекций. Затем практические занятия, когда боль в глазах и в кисти пишущей руки воспринимается как приятный релакс. В моей группе – семь человек. Между нами мало общего: рекламист, актриса культового в Америке сериала Low and Order, профессорша, мечтающая снять документальный фильм о яблоке, студентка чикагской киношколы и пара ребят из Гарлема, снимающих клипы для начинающих звезд рэпа. Каждый ждет от курсов чего-то своего. И каждый может это получить, если у него найдется достаточно желания, а главное – энергии. Все лекции проходят в форме диалога с преподавателем, а основной принцип Академии – практика учит гораздо эффективнее теории – работает на то, чтобы каждый студент получал нужное именно ему. Главное – держать ритм.

Когда-то Дарвин открыл миру, что суть эволюции – выживание сильнейших. Чуть позже в своей менее известной работе он добавил, что без сексуальности тоже не обошлось. А проживи он еще дольше – наверняка бы написал о homo tempo или о Человеке Ньюйоркус. Выживают здесь только самые шустрые. Улицы Нью-Йорка выглядят так, будто тут случился пожар во всех кафетериях сразу – все куда-то бегут с ошалевшими лицами, со стаканчиками кофе и пончиками в руках. Остановиться и просто перекусить – на это времени нет. Некоторые из моих одногруппников умудрялись совмещать занятия на курсах и с основной работой, и с посещением всевозможных галерей и выставок, и с походами в спортзал. Хотя мне не совсем понятно, зачем нужен спортзал с таким-то ритмом жизни.

Самые востребованные в Украине специальности>>>