Бои за правила. Украинцы все чаще самостоятельно решают социально важные проблемы
Пока одни украинцы жалуются на жизнь, власть и плохие дороги, другие – находят единомышленников и заставляют систему работать
Вместо комплекса жертвы – активная жизненная позиция. Возможно, в этом одно из главных отличий гражданина развитой страны от жителя развивающейся. По данным научного руководителя Фонда "Демократические инициативы" Ирины Бекешкиной, среди украинцев лишь 5% участвуют в общественной жизни, состоят в негосударственных организациях и занимаются благотворительностью. В странах старой демократии этот показатель составляет 20–30%.
"Большинство украинцев одобряют гражданскую активность, но только на словах, – говорит руководитель подразделения Trendwatching Ukraine Михаил Черняк. – Хотя последние полтора года тренд заметно растет. Пользователей интернета становится больше, а значит, проще найти единомышленников". Бекешкина подтверждает: "Все еще сказывается наш инстинкт: чуть что – обращаться к царю. Но движение к гражданскому обществу заметно невооруженным глазом. Украинцы уже начинают понимать, что сила в массовости". Массовость, однако, начинается с отдельных примеров, которые являются образцами для подражания.
В Novus лишь четверо активных членов. Работают на энтузиазме и благодаря небольшому финансированию международных организаций, поэтому основное место трудоустройства не покидают. Но это не помешало им за год реализовать несколько проектов. Последний – сервис "УкрЯма" (ukryama.com), где водители вместе борются с плохими дорогами. Размещают фотографии ям, пишут заявления в ГАИ, и если через месяц выбоину не устраняют, отправляют жалобу в прокуратуру. "Государство сдирает с нас налоги, требует по полной, не жалея никого. Почему тогда мы не требуем выполнения их обязательств?" – объясняет свою позицию Белоусов.
Финансами, необходимыми для создания такого ресурса, он не располагал. Но связался с основателями проекта "РосЯма", и они помогли запустить аналогичный сервис. Павел говорит, что главная сложность – стереотипы украинцев. "Одни ошибочно считают, что ГАИ этим не занимается. Другие машут рукой, дескать, госслужбы просто отпишутся: нет денег. Остальные не верят, что их жалобы будут рассматривать, – вздыхает Белоусов. – На самом деле механизм работает, надо только захотеть отстаивать свои права".
Он рассказывает случай, когда пользователь "Укр-Ямы" пожаловался на опасную яму в центре Алушты – дорожные службы прокладывали кабель и, как обычно, схалтурили. Месяца три водители проклинали это место, даже местные СМИ писали о проблеме, но лишь сотрясали воздух. А на жалобу "УкрЯмы" гаишники ответили, и через три недели дорогу отремонтировали. Сайту меньше двух месяцев, но здесь уже указаны более 400 дефектов дорог, подано более 200 жалоб в ГАИ и по каждой десятой проведены ремонтные работы.
Получается, украинцы даже активней россиян – лишь каждый третий пользователь "Рос-
Ямы" подает жалобу. "Наверное, мы более требовательны и меньше боимся госорганов, –
рассуждает Павел. – Причем таких людей становится все больше. Активные делятся своим положительным опытом, остальные читают и начинают задумываться: "А чем Луганск хуже Алушты? Чем я хуже того, кто добился своего?"
"Застройщик уже возвел один дом, а на оставшейся территории планировал обустроить сквер, но затем план вдруг исчез, – рассказывает Левицкий. – И началась подготовка к новому строительству". Его и других жильцов возмутило то, что новый дом уничтожал спортивную площадку школы, да и слишком близко располагался бы к другим высоткам. "На нашей улице уже есть пример здания, начавшего разрушаться из-за соседней стройки", – добавляет военный пенсионер.
Вскоре в подъездах близлежащих домов появились приглашения на общественные слушания. Но застройщик, по словам Левицкого, провел их в совершенно другом месте и на час раньше, нежели планировалось, – жильцы едва успели, застав набитый строителями зал. Но сделали фотографии проекта и приступили к "войне". Разместили в подъездах свои объявления –
проект застройки и приглашение на сборы, где выбрали инициативную группу. Затем собрали почти 600 подписей и отправили жалобу во всевозможные инстанции. На удивление, уже через неделю приехала комиссия. А спустя еще несколько дней строители начали убирать забор, технику и облагораживать сквер.
Левицкий говорит, что не боялся мешать бизнесу с миллионными оборотами. "Бояться надо, когда делаешь что-то незаконное, – считает он. – А мы ведь правы по всем статьям. И были готовы снести забор, если бы не удалось добиться мирного решения".
Управа на суд
Три года назад киевлянин Сергей Юрченко взял в рассрочку автомобиль. Специально искал кредит в гривнах, чтобы не зависеть от колебаний курса доллара. Но когда начался кризис, банк заметно поднял процент, сумма долга за оставшиеся годы возросла на 18 тыс. гривен. "Да хоть на одну гривну, неважно. Я тогда мог погасить всю задолженность, просто планировал иначе потратить деньги, – возмущается 37-летний IT-специалист. – Но пошел на принцип. Раз они поставили цену услуги, значит, учли все риски и все равно остались в выгоде, к чему тогда повышение? Я не хочу платить за ошибки других".
Когда юристы начали разбираться в договоре, нашлось сразу несколько пунктов, которые не позволяли финансовому учреждению изменить условия сделки. И Сергей решил судиться. "Сам бы, наверное, не стал этого делать – и шансов меньше, и дороже, и сложнее. А несколько человек могут более внимательно изучить договор, набивать шишки на чужих заседаниях суда", – поясняет Юрченко, собравший на форуме автоклуба еще 11 пострадавших.
Оболонский суд назначил им четырех разных судей, но все выносили одинаковые вердикты на первых же заседаниях. По сути дела – отказы в требованиях. "При этом они позволяли себе кричать, хамить, игнорировать наши аргументы, не знакомиться с делом, – вспоминает Сергей. – Судья открытым текстом говорила: мол, вы хотите, чтобы я это еще читала?! И не делали аудиозапись заседания. Все смахивало на то, что судьи исполняют чье-то указание".
Апелляционный суд тоже не помог, и компания единомышленников начала распадаться. "А меня это еще больше возмутило. Решил идти до конца", – смеется Сергей. В Кассационный суд он уже подавал жалобу на работу предыдущих инстанций. "Там, разумеется, мелкими делами заморачиваться не любят. Поэтому отказ меня не удивил, – продолжает Юрченко. – Но произошло вот что: суд не удовлетворил наши требования, зато и не обязал выполнять условия банка. Я продолжил платить по старой ставке и ждать иска".
Сергей и несколько его коллег, не пожелавших сдаваться, прекрасно понимали, что кредитору невыгодно судиться с ними еще раз. Так и произошло. Юрченко даже узаконил сохранение изначальных условий – случай помог. Банк ошибся с начислением очередной ежемесячной суммы, два месяца изводил "должника", его родственников и соседей. А когда разобрался, выслал новый график платежей – со старыми процентами. "Я их предупредил, что они меня достали окончательно, пригрозил прокуратурой. И этот график выглядел как извинение, не захотели снова связываться, – довольно улыбается Сергей. – Хоть так, но мое упорство победило. Даже нашу прогнившую судебную систему".
Сергей Болотников, Фокус