Дом белый – Барак черный: $2,4 млрд. потратили кандидаты за время предвыборной гонки в США

В США подходит к концу президентская гонка. Эта почти двухгодичная мыльная опера стала самой скандальной, драматичной, непредсказуемой и, несмотря на глубокий финансовый кризис, наиболее дорогостоящей за всю историю Америки

Related video

2,4 млрд. долларов – именно столько потратили кандидаты в борьбе за Белый дом. И это несмотря на то, что в стране разразился финансовый кризис и сотни тысяч избирателей потеряли не только свои рабочие места, но и крышу над головой.

Барак Черный Орел
Среди прочих рекордов – необычная активность молодых избирателей и афроамериканцев: и те, и другие массово регистрируются накануне выборов. Этот электорат симпатизирует Обаме, и Маккейну вряд ли удастся за считанные дни перетянуть их на свою сторону. А после раскрытого на днях заговора двух американских неонацистов, готовивших на Обаму покушение, наверняка полку темнокожих сторонников демократа прибавится.

Бараку Обаме симпатизируют не только афроамериканцы. В мае во время одной из предвыборных поездок он стал почетным членом племени индейцев, которое насчитывает 12 тысяч человек. Индейцы нарекли нового брата Барак Черный Орел. Обама в ответ пошутил, что ему надо будет попрактиковаться в произношении своего нового имени. И в благодарность за оказанную честь пообещал взять в администрацию советника-индейца, чтобы покончить с игнорированием Белым домом проблем коренных американцев.

За время кампании случались и другие курьезы. Так, на одной из радиостанций Детройта руководство уволило ведущую Карен Динкинс, которая во время репортажа о предвыборной поездке сенатора была одета в футболку с портретом Обамы. Она проработала на радиостанции 13 лет.

Если руководство радиостанции хотело подчеркнуть, что журналисты должны быть беспристрастными во время освещения выборов, то печатные издания, напротив, открыто объявили о поддержке одного из кандидатов. Здесь тоже не обошлось без неожиданностей: впервые за всю историю своего существования демократа поддержали ведущие американские газеты Los Angeles Times, Chicago Tribune. К коллегам по перу примкнули The New York Times и Washington Post. А журнал Time, казалось, вообще игнорировал Маккейна и только пару раз под конец кампании со скрипом поставил его фото на обложку, в то время как сияющая улыбка Обамы почти не сходила с титульного листа издания.

Стоит отметить, что у Джона Маккейна имеются весьма одиозные сторонники. Как сообщила британская The Times, в октябре на одном из экстремистских сайтов появилось заявление в его поддержку, подписанное "Аль-Каидой". Сами террористы объяснили свой выбор так: поскольку Маккейн обещал не прекращать священную войну, пока в стране не закончатся солдаты, именно этот кандидат поспособствует окончательному краху США.

Фактор Брэдли
По данным ведущих социологических институтов США, лидирует в гонке Обама. Даже электорат ключевых штатов (таких как Огайо, Флорида, Пенсильвания) готов голосовать за него. Но население этих штатов, которые в народе называют "перевертышами", часто колеблется и в последний момент может передумать и отдать голоса Маккейну.

Джон Маккейн, судя по опросам, пока отстает от своего соперника. Но разрыв в 4–5% не дает демократам повода предвкушать победу. Вашингтонские старожилы обсуждают сегодня так называемый фактор Брэдли, который, несмотря на радужные перспективы соцопросов, может сыграть с темнокожим кандидатом злую шутку. Это понятие появилось в 1982 году, когда на пост мэра Калифорнии баллотировался афроамериканец Томас Брэдли. Данные опросов обещали ему победу. Но он проиграл своему белому сопернику, ведь в кабинках для голосования наедине со своими убеждениями и предрассудками граждане более откровенны. И хотя с тех пор прошло более 20 лет, многие эксперты уверены: расизм в Америке все еще существует. Особенно тверды в своих взглядах пожилые люди, сельские жители и члены профсоюзов. При этом свое нежелание голосовать за Обаму они могут демонстрировать вполне открыто, списывая выбор на неопытность кандидата.

Аты-баты шли дебаты
Американские аналитики любят сравнивать каждую новую президентскую кампанию с предыдущими и искать в них закономерности. Они вычислили, что Белый дом, как правило, занимает кандидат, более выгодно подавший себя во время дебатов. И тут опять преимущество на стороне Обамы: все три публичных состязания в красноречии он у Маккейна выиграл. Зрителям понравилась уверенность Обамы и его экспромты, а вот постоянные личные выпады Маккейна в сторону соперника публика расценила как нежелание отвечать на провокационные вопросы.

Не лучше шли дела на дебатах и у соратницы Маккейна, губернатора Аляски и кандидата в вице-президенты Сары Пэйлин. Она должна была стать одной из главных козырных карт Маккейна – привлечь женский электорат Хиллари Клинтон, а также компенсировать возраст Маккейна, который, если победит на выборах, станет самым старым президентом США. Но справиться в поставленной задачей ей так и не удалось.

Дебаты двух кандидатов в вице-президенты – Сары Пэйлин и Джо Байдена побили все мыслимые рекорды по телевизионным рейтингам. Даже недавняя Олимпиада не вызвала у американцев такого ажиотажа. Но мать пятерых детей, верующая христианка, осуждающая однополые браки, и любительница охоты спасовала перед умудренным опытом Байденом. Пэйлин выглядела нервной, постоянно повторяла заученные фразы и неудачно шутила.

Для Байдена, который сам еще недавно боролся за президентское кресло, но снял свою кандидатуру в январе, дебаты не стали испытанием. Кандидат в вице-президенты прекрасно ориентируется в вопросах внешней политики и ратует за превращение Ирака в децентрализованную федерацию трех регионов – суннитского, шиитского и курдского. Биография демократа, в отличие от его соперницы, вполне благопристойная – никаких принуждений к увольнениям бывших родственников или скандалов с беременностью незамужней дочери. Байден женат второй раз. Первая жена погибла с маленькой дочерью во время автокатастрофы. От первого брака у него двое взрослых сыновей, от второго – дочь. В коррупционных скандалах замечен не был.

Женский бунт
За пару недель до дня Х в предвыборном штабе республиканцев обстановка накалилась до предела. В команде стали жаловаться на то, что Пэйлин взбунтовалась против советчиков. Имел ли место бунт на самом деле, неизвестно, но Пэйлин не раз делала заявления, которые в штабе одобрить не могли. Она уверяла избирателей, что в случае прихода Обамы к власти Владимир Путин нападет на Украину. Объяснять причинно-следственную связь этого демарша она не стала.

– Для меня было шоком то, что выбор Маккейна пал на губернатора Аляски, – пишет на сайте Politicsforum американец heartbeatfast. – Хотя наблюдать за тем, как Пэйлин не может связать пару предложений, было забавно. Жалко, что Хиллари проиграла гонку.

Очевидно, яркой внешности и принадлежности к женской половине мало для тех, кто хотел видеть в Белом доме Хиллари Клинтон. Они не желают отдавать Пэйлин свои голоса.

Многие избиратели очень болезненно отреагировали на тот факт, что Национальный комитет Республиканской партии выделил на гардероб Пэйлин и ее семьи $150 тыс., сумму, вдвое превышающую годовой доход средней американской семьи. Только макияж и консультация парикмахера обошлась кандидату в $4 100. Это выглядело для многих как пир во время чумы. Чтобы как-то сгладить неприятное впечатление, Пэйлин пообещала по окончании кампании раздать вещи.

Не обошлось без скандалов и в лагере Обамы. Газета New York Post написала о том, что якобы Мишель Обама заказывала в номер гостиницы Waldorf-Astoria черную икру, омаров и шампанское. Правда, потом газете пришлось опубликовать опровержение.

Но журналистские происки – это цветочки по сравнению с судебными решениями. И тут снова не повезло республиканцам. На днях суд признал, что сенатор-республиканец Тэдд Стивенс был замешан в коррупционном скандале. В свое время Стивенс помог Пэйлин выиграть губернаторские выборы на Аляске. Дружба с таким персонажем может серьезно ударить по и без того невысокому рейтингу Пэйлин.

Работяга Джо
Иной раз лучи славы, освещающие предвыборные поездки кандидатов, падают и на простых смертных.

Во время одной из поездок к Бараку Обаме обратился один из избирателей, который очень переживал по поводу будущего повышения налогов. Избиратель назвался Джо Вюрцельбахером, сказал, что работает водопроводчиком. Знал бы Джо, какой ажиотаж поднимут СМИ и кандидаты вокруг его имени. Маккейн стал обращаться к этому собирательному образу простого работяги-американца, чтобы заклеймить позором налоговое бремя от демократов. Впрочем, тут Маккейн откровенно кривил душой – в программе Обамы четко прописано, что налоги для людей со средним и маленьким достатком снизятся, а таких в стране – 95%.

Во время теледебатов водопроводчику Джо оба кандидата посвятили немало времени. Так что он успел стать одним из самых ярких образов избирательной кампании. Самому Вюрцельбахеру так понравилось быть в центре внимания, что он заявил о своем желании баллотироваться в Конгресс в 2010 году.

После этого по всей Америке как грибы после дождя стали появляться Сэмы-электрики, Мигели-строители и Томасы-штукатуры. Рабочий класс, страдающий от кризиса, хочет, чтобы будущий президент их услышал.

Американцы хотят перемен. В свое время Альберта Гора, по мнению некоторых экспертов, не выбрали именно потому, что его многие воспринимали как преемника Билла Клинтона. Но золотой век Америки при 42-м президенте по необъяснимым причинам стал для избирателей чрезмерно приторным. Тогда им тоже захотелось перемен. В лице Буша-младшего они получили их в полной мере. Теперь американцы снова хотят изменить свою жизнь. На сей раз – вполне оправданно.

11 сентября 2001 г.Осенью 2001 г.В январе 2002 г.В марте 2003 г.В 2003 г. В марте 2004 г.В августе 2005 г.В ноябре 2006 г.В феврале 2007 г.В мае 2008 г.В августе 2008 г.