Потерянный остров. Первые последствия отделения для Крыма
Перебои с поставками продуктов питания и бензина, уход банков и страховых компаний, экспроприация имущества — лишь первые последствия отделения Крыма
После появления российских войск в Крыму у генерального директора небольшой крымской сети продуктовых магазинов Андрея Иванова (имя изменено по его просьбе) стало одной проблемой меньше. Впервые за последние три года в его компании нет отбоя от желающих наняться в продавцы и грузчики, отдел кадров ломится от безработных. В основном это те, кто рассчитывал заработать на отдыхающих — сезонные работники, предприниматели-частники и даже владельцы недвижимости: большинство из них понимают, что "высокий сезон" 2014-го, скорее всего, окажется низким.
Но избыток кадров, пожалуй, единственная хорошая новость для Иванова. С первых чисел марта выручка в его магазинах упала на 20%, поставки продуктов с материка под угрозой. "Одни поставщики отказываются отправлять товар в Крым в принципе, другие — привозят только по 100-процентной предоплате, — сокрушается предприниматель. — А ведь у нас нет стратегических запасов на складах, распределительный центр работает с колес".
Происходящее в крымском бизнесе можно охарактеризовать одним словом — паника. Продажи сокращаются, перевозчики отказываются доставлять грузы, посевная на полуострове под угрозой срыва. "Аграрии — двойные заложники ситуации, — говорит финансовый директор крупной восточно-украинской агрокомпании. — В Крыму мы рискуем в любом случае. Посеял — можешь потерять урожай, потому что неизвестно, кому и как продавать. Не посеял — потерял год работы".
Чем отделение Крыма чревато для украинского бизнеса и каковы планы у компаний, владеющих филиалами на полуострове, Фокус выяснил сразу по окончании воскресного референдума.
Призрачная стабильность
О том, что в Крыму нет никаких проблем с продуктами питания или топливом, говорят и в Симферополе, и в Феодосии, и в Ялте. Если делать покупки в крупных супермаркетах, то по сравнению с "дороссийским периодом" картинка действительно практически не изменилась. "Наши магазины в Крыму работают в обычном режиме, — сообщили Фокусу в сети супермаркетов "АТБ", владеющей 59 магазинами на полуострове. — Поставки продуктов питания производятся в полном объеме". Крупные перевозчики просто не стали отказываться от "жирных" клиентов, хотя и подняли тарифы на доставку товара в Крым — некоторые сразу на 50%.
Причина не в топливе. Серьезных проблем с бензином, по словам замдиректора НТЦ "Психея" Геннадия Рябцева, в Крыму пока нет — зимой, не в сезон, топливо потребляется в значительно меньших объемах, чем летом. Правда, бензин в Крыму все-таки поднялся в цене и стоит теперь на 7–10% дороже, чем в среднем по Украине. Но причина роста скорее в "премиях за риск" — на протяжении последнего месяца никто из перевозчиков не знал, какими потерями может завершиться рейс на полуостров и завершится ли он вообще.
С точки зрения многих риск был оправдан. К примеру, в сети электроники Comfy Фокусу рассказали, что серьезного падения продаж в Крыму компания пока не наблюдает. Но это правило работает не для всех. У конкурента Comfy — интернет-магазина Rozetka.ua — совсем другая статистика. "Во-первых, мы не можем ничего доставить в Крым, — говорит основатель компании Владислав Чечеткин. — Во-вторых, мало верим, что получим деньги от проданных заказов". Итог: крымских продаж у Rozetka с начала марта ноль. Разговор с Чечеткиным состоялся в понедельник, 17 марта. Но уже во вторник, 18-го, на сайте магазина появилось объявление, что доставка в Крым возобновлена. Правда, с оговоркой: "на пропускных пунктах при въезде в АР Крым усилена охрана и возможна проверка содержимого отправлений". Скорее всего, менеджеры Rozetka.ua сменили часть подрядчиков-перевозчиков, выиграв в цене, но оставив за собой право на форс-мажор.
Серьезнее проблемы у небольших компаний, обеспечивавших курортную инфраструктуру. По словам Ольги Зимарковой, директора компании "Лия Соап" (производство и продажа средств по уходу за кожей), крымские санатории и SPA-центры сейчас массово отказываются закупать продукцию. "Люди возвращают путевки, нет заезда постояльцев", — говорит Зимаркова. Продажу косметических средств на полуострове она прекратила еще 5 марта.
Не лучше обстоят дела и у банков. "Есть на полуострове некоторые проблемы с наличностью из-за длительного отсутствия инкассации", — аккуратен в выражениях предправления Платинум Банка Грег Краснов. Проще говоря, в последние недели в Крым не завозится наличная гривна, в результате многие банки ввели лимиты на снятие наличных в банкоматах.
Зато риелторы Крыма констатируют начало неожиданного бума в сфере недвижимости. К примеру, по словам Елены Белоущенко из АН "Фаворит", резко возрос спрос на дома и квартиры в Евпатории: и украинцы, и россияне ожидают, что после вступления Крыма в РФ местная недвижимость подорожает. Аналогичная ситуация и в других городах на побережье.
Что дальше
Впрочем, уже через два дня, 19 марта, ПриватБанк заявил, что приостановил работу своих отделений из-за неопределенности юридического статуса банковской системы полуострова.
Основная сложность украинских финструктур в Крыму — необходимость регистрировать новый бизнес. По российскому законодательству, иностранные банки и страховые компании не имеют права работать в России. Украинские банкиры в основном пока молчат, предпочитая не раскрывать свои планы относительно крымских филиалов. Но даже полная потеря бизнеса в Крыму для них будет некритичной: по данным Простобанк Консалтинга, кредиты и депозиты крымчан и жителей Севастополя занимают около 4% в банковской системе Украины. Большинство банков не покупали помещений под отделения — бросить тамошний бизнес они могут без существенных потерь. Тем более что проблемой возврата депозитов в таком случае придется заниматься уже российской или крымской власти.
"Локальных страховых компаний в Крыму только две, и обе небольшие, — говорит советник президента СК "Стройполис" Вячеслав Черняховский. — Львиная доля продаж приходится на филиалы крупных страховщиков с центральными офисами в Киеве и других городах Украины". Будут ли они пытаться сохранить свой бизнес в Крыму? Черняховский думает, что вряд ли. Это подтверждает и генеральный директор страхового общества "Доминанта" Алексей Румянцев. "Мы будем работать в Крыму, пока там есть наши клиенты и действуют законы Украины", — сообщил он Фокусу.
Нефтепродукты. Дефицит топлива Геннадий Рябцев обещает Крыму уже в начале делового сезона, то есть с мая–июня. "Практика последних лет свидетельствует: летом в России ощущается острый дефицит светлых нефтепродуктов, — говорит Рябцев. — Сомневаюсь, что при уменьшении поставок бензина из Украины в Крым россияне смогут перекрыть дефицит".
В Крыму работает несколько локальных сетей. Плюс на полуостров неизбежно придут российские сети. Поэтому, даже если киевские или западноукраинские сети АЗС откажутся поставлять бензин в российский Крым, закрытых заправок на полуострове не будет.
Кстати, юристы рекомендуют переоформить права собственности на АЗС (а также любые другие торговые и промышленные объекты) сразу же, как только прояснится соответствующая процедура. "Как будет проходить перерегистрация бизнеса, пока не понятно, — размышляет юрист ЮК AstapovLawyers Олег Мальский. — Ясно лишь одно: если этого не сделать, крымская власть наверняка попытается экспроприировать объекты собственности". Кстати, партнер ЮФ "Астерс" Роман Костенко не исключает возможности реприватизации частных компаний вслед за нацио-нализацией гособъектов.
Агросектор. Руководитель аналитического департамента консалтингового агентства "ААА" Мария Колесник считает, что на работе крупных украинских агрокомпаний потеря крымских земель почти не отразится. Тем более что земля не принадлежит компаниям, а арендуется у местного населения, поэтому терять на полуострове практически нечего. "По итогам прошлого года в Крыму из общего украинского объема кукурузы выращено 0,3%, ячменя — 2,9%, пшеницы — 1,6%. Это мизерные объемы", — говорит она, добавляя, что потери Крыма очевиднее: неясно, кто теперь будет покупать крымскую продукцию, поскольку Россия сама себя обеспечивает зерновыми. Гендиректор "Украинского клуба аграрного бизнеса" Владимир Лапа добавляет еще один штрих в невеселые перспективы сельского хозяйства полуострова. По его словам, непризнание международными парт-нерами статуса Крыма означает, что ни один из них не купит произведенную в Крыму агропродукцию.
Ритейл. Что будут делать ритейлеры с крымским бизнесом? "Это зависит от покупательной способности населения Крыма, — отвечают в Comfy. — Если она снизится, смысла в развитии сетей электроники на полуострове не будет. Пока мы при любых раскладах планируем увеличить число магазинов в Киевской области и во Львове".
Кстати, не все крупные компании восприняли новость об отсоединении Крыма с пессимизмом. Начальник отдела по работе с инвесторами "Мироновского хлебопродукта" (ТМ "Наша ряба") Анастасия Соботюк говорит, что МХП готова к работе в российском законодательном поле: как раз недавно компания приобрела
40 га земли и несколько элеваторов в Воронежской области. "По сравнению с Украиной в России выше доход на душу населения, поэтому мы рассчитываем на увеличение нашей выручки в результате выхода на российский рынок", — говорит Соботюк.
Полон оптимизма и совладелец севастопольского винного завода "Инкерман" Валерий Шамотий. Он утверждает, что компания адаптируется к любой бизнес-среде. "Главное — сохранить производство", — говорит он. Удастся ли это в полной мере? Ответа сейчас нет ни у кого. Ни в Украине, ни в Крыму, ни в России.
Максим Бутченко, Елена Шкарпова, Фокус