Секретарь Донецкого горсовета: При штурме облсовета без жертв не обойтись
Секретарь Донецкого городского совета Сергей Богачев – о численности и настроениях протестующих, донецкой милиции и путях решения конфликта
Донецк сейчас стал главной горячей точкой в Украине. Здание облгосдминистрации третий день находится под контролем пророссийских протестующих. Их главное требование – проведение референдума о самоопределении Донбасса не позднее 11 мая. За последние сутки сепаратисты укрепили позиции, окружив ДонОГА баррикадами и заготовив коктейли Молотова, местная милиция пока не предпринимает активных действий. О ситуации в Донецке по состоянию на вечер 8 апреля Фокус.ua расспросил вице-мэра города Сергея Богачева.
Какая сейчас ситуация в Донецке?
Очень сложная. Захвачено здание Донецкой облгосадминистрации и облсовета. Также было захвачено здание СБУ в Донецке и часть оружия, которое там находилось. В результате вчерашних переговоров удалось уговорить тех, кто захватил это здание, покинуть его и сдать оружие. Я очень надеюсь, что вариант мирного разрешения конфликта существует. Хотел бы предостеречь горячие головы, которые призывают к зачистке здания ДонОГА силовым путем. Вчера мы вместе с народным депутатом Николаем Левченко и Ринатом Ахметовым сделали все, чтобы это предотвратить. Оружие сдано, есть возможность ведения диалога.
Вы постоянно контактируете с захватчиками здания?
Да, мы встречаемся два раза в день, обсуждаем какую-то конкретную проблему и пытаемся ее решить. Так, например, городская власть обратилась к операторам телевидения с просьбой включить ранее отключенные российские телеканалы.
Это было одним из требований?
Да. Другое требование – проведение референдума. Но это лежит вне компетенции городских органов самоуправления. Но и эту проблему можно решить. Мы предлагаем провести в день президентских выборов 25 мая опрос жителей региона по тем темам, которые их волнуют. Тогда будут работать избиркомы, и дополнительно никого не надо будет задействовать. Пока это наше предложение не подержано, но я надеюсь, что мы найдем компромисс.
Этот опрос будет иметь сугубо консультационный характер?
Любой опрос, официальный или неофициальный, всегда имеет консультационный характер. Это не решение сессии местных или центральных органов власти, это способ узнать настроения избирателей и принять их как руководство к действию уже в правовой плоскости.
Сколько всего захватчиков и насколько радикально они настроены?
По моим наблюдениям, в здании находится около двух тысяч человек. Их поддерживают местные жители, приносят еду и одежду. Под зданием тоже до двух тысяч людей, которые построили баррикады из шин, обмотали их колючей проволокой, на козырьке над входом заготовлены коктейли Молотова. То есть, они основательно подготовились к отпору. Если будет штурм, без жертв не обойтись.
Эти люди настроены находиться в ДонОГА столько, сколько потребует ситуация, добровольно сдаваться они не намерены. К ним постоянно подходят новые группы, многие из которых настроены еще более радикально. Управляемость слабая, есть опасность криминализации протестующих.
Какие планы у местных силовиков?
Этот вопрос стоит задать силовикам. С гражданскими властями по этому вопросу они откровенности не проявляют.
Все же, по вашей оценке, силовики делают все от них зависящее, чтобы разрешить конфликт?
Я не хотел бы отвечать на этот вопрос, поскольку полностью не владею информацией, доступной правоохранительным органам. Но из разговоров с личным составом я сделал вывод, что их моральный дух достаточно низок и на радикальные меры, как мне кажется, донецкая милиция не пойдет. Но есть и подразделения милиции из других городов.
Вы видите российский след в текущих событиях, как заявляет центральная власть?
Я не исключаю этого. Но фактов у меня нет.
Протестующие – это местные жители или приезжие?
Это и донетчане, и люди из других городов Донецкой области и даже из других областей. Есть группы из Павлограда, есть группы из Лисичанска, то есть, это довольно разношерстная компания.
А гости из России есть?
Я таких не видел.
По вашей оценке, ситуация накаляется или затухает?
Ситуация однозначно накаляется. И количество протестующих увеличивается.
Милан Лелич, Фокус