Накануне выборов. Кто станет новым предстоятелем УПЦ МП
После смерти митрополита Владимира Украинская православная церковь оказалась перед лицом больших потрясений. Ее предстоятель был гарантом хрупкого единства в мирное время. Сохранить его во время войны намного сложнее
В начале мая священник УПЦ МП отец Виталий Эйсмонт отслужил совместную литургию с представителями Киевского патриархата, за что и был зачислен в ряды церковных "раскольников". В наказание за самоуправство ему на месяц запретили совершать богослужения. Срок запрета истек, но возвращать Эйсмонта к таинству священнослужения УПЦ не спешит. Рассказывая Фокусу о причинах своего поступка, отец Виталий говорит, что все произошло из-за церковного руководства, которое проигнорировало аннексию Крыма. "Еще месяца три назад я и помышлять не мог о служении с так называемыми "раскольниками", а теперь пошел на этот шаг сознательно", – отмечает Эйсмонт. Сейчас он остается клириком Московского патриархата, однако не исключает своего перехода в УПЦ КП, если позиция руководства его церкви не изменится.
Это далеко не первый тревожный звонок для самой большой в Украине православной церкви. В начале июля стало известно, что под начало Киевского патриархата перешел один из приходов УПЦ МП в Херсоне, того же потребовали верующие одного из приходов в Тернопольской области. Правда, представители УПЦ МП уверяют, что поводов для беспокойства нет. "Отдельные случаи переходов от одного патриархата к другому случались на протяжении многих лет, но сейчас их стало меньше", – заявил Фокусу спикер УПЦ МП, протоиерей Георгий Коваленко.
Однако в том, что подобная тенденция все же набирает обороты, уверен аналитик Религиозно-информационной службы Украины Анатолий Бабинский. Ее основная причина – желание руководства Украинской православной церкви не замечать конфликт с Россией. "Если война продолжится, сохранить единство клириков в этой церкви будет сложно", – отмечает он. Это особенно заметно на фоне духовников Киевского патриархата, руководство которого с самого начала украино-российского противостояния открыто заняло проукраинскую позицию.
Отец Виталий уверяет, что многие священники готовы последовать его примеру, но пока дожидаются назначенных на 13 августа выборов нового предстоятеля УПЦ МП. "В случае избрания пророссийски настроенного архиерея следует ожидать массовый отток священнослужителей и приходов в Киевский патриархат", – уверяет священник. И хотя опрошенные Фокусом эксперты в своих оценках не столько категоричны, все они сходятся в одном – будущему лидеру предстоит очень сложная задача сохранить единство Церкви. "Статус-кво давно в прошлом. Или церковь научится жить в новой реальности, или же ее будет ждать маргинализация", – резюмирует Бабинский.
Дипломатичный митрополит
Вместе с войной, расколовшей на два лагеря епископат, священников и прихожан еще одной угрозой единства УПЦ МП стала смерть ее предстоятеля митрополита Владимира, управлявший Церковью более 20 лет. Отец Георгий Коваленко рассказывает, что, несмотря на кризис, Владимир сумел не только сохранить УПЦ МП, но и существенно ее увеличил. Если в 1992 году Московский патриархат имел около 5 тыс. парафий, сейчас эта цифра достигает 12,7 тыс. Возросло и число монастырей, семинарий и воскресных школ.
Богослов и доктор философских наук Юрий Черноморец успехи Владимира объясняет его личными качествами – среди прихожан, священников и епископата он пользовался огромным уважением. К тому же митрополит был искусным дипломатом и умел находить общий язык с оппонентами даже в случаях непримиримых противостояний. Правда, единственным политическим кризисом за последние 20 лет, который грозил единству Церкви, была Оранжевая революция. После которой, по словам Анатолия Бабинского, курс митрополита стал мягко проукраинским.
Тогда же в одной из своих речей ныне покойный предстоятель впервые осмелился заявить, что в УПЦ МП есть две идентичности: одна из них, скорее, проевропейская, а другая склоняется к Москве. От шага в ту или иную сторону Владимира удерживала та самая вилка идентичностей, в которой оказалась церковь, окончательно втянутая в политику.
Именно политика стала оказывать ключевое влияние на религиозные предпочтения верующих, о чем говорится в исследовании Центра Разумкова "Украина-2014: общественно-политический конфликт и церковь". Согласно ему, число украинцев, относящих себя к прихожанам УПЦ МП падает, начиная с 2010 года. Получится ли остановить этот процесс, во многом будет зависеть от личности нового предстоятеля.
Борьба за место
Наиболее вероятным претендентом на пост главы УПЦ МП богослов Юрий Черноморец называет нынешнего местоблюстителя Киевской кафедры, митрополита Онуфрия. За его спиной, по словам Черноморца, уже сформировалось епископское большинство. На руку ему играет его незапятнанная скандалами репутация ревностного монаха, а также стремление оставаться на удалении от групп влияния в среде церковных иерархов.
Однако хорошая репутация Онуфрия, по словам Бабинского, вовсе не гарантирует, что он сможет быть успешным менеджером. Его монашеский образ жизни не способствовал развитию административной ловкости, необходимой для управления сложным механизмом УПЦ МП. Нет и должной харизмы, которая бы привлекала верующих. В этом плане выгодно отличается митрополит Антоний, умеющий говорить простым, понятным языком, и занимающий сейчас должность управляющего делами Церкви.
Накануне выборов нового предстоятеля в адрес двоих самых вероятных претендентов на это место звучат обвинения в близости к патриарху РПЦ Кириллу (Онуфрий) и "духовному наставничеству Януковича" (Антоний). За киевскую кафедру могут побороться еще два особо лояльных к Москве митрополита: Павел и Агафангел. Правда, эксперты, опрошенные Фокусом, сомневаются, что им удастся одержать победу. По словам богослова Юрия Черноморца, выбор подобного кандидата будет означать катастрофу для УПЦ МП и откроет дорогу для ее раскола.
Сами иерархи о внутренней борьбе за кафедру предстоятеля церкви предпочитают молчать. Спикер церкви протоиерей Георгий Коваленко просит лишь молиться за будущее Церкви.
Чемодан без ручки
Даже если борьба за умы верующих остается за закрытой церковной дверью, внутренние противоречия УПЦ никуда не делись. С одной стороны зависимость от Москвы заставляет ее руководство максимально дистанцироваться от происходящего на востоке страны, с другой стороны отстраненная позиция клириков Московского патриархата вызывает все больше вопросов. Вот, что отвечают в самой УПЦ устами своего спикера Георгия Коваленко: "Церковь борется не только за свое единство, но и за единство Украины. Мы умоляем стороны опустить оружие и сесть за стол переговоров".
Тем не менее, немало священников, среди которых и отец Виталий Эйсмонт, считает, что нынешнее руководство Церкви на события в Крыму и Донбассе должным образом так и не отреагировало. "Молчаливая реакция со стороны украинских иерархов, в особенности ее управделами митрополита Антония и местоблюстителя митрополита Онуфрия, была воспринята мной как предательство своей Церкви, своей паствы" – отмечает Эйсмонт.
С тем, что в ситуации войны с Россией нынешнее руководство УПЦ МП сделало минимум из того, что для Украины могла бы сделать ее самая большая церковь, соглашается и Бабинский. По его словам, в момент агрессии даже попытка сохранить нейтралитет воспринимается как действие в пользу агрессора. Дальше оставаться "над схваткой" невозможно, и обстоятельства будут толкать Церковь в сторону большей независимости от Москвы.
Для того чтобы автокефалия стала реальностью, Украинской православной церкви нужно получить разрешение российского патриарха. Желание следовать этому канону сдерживает даже тех клириков УПЦ МП, которые выступают за ее независимость, хотя все прекрасно осознают, что Москва Киев никуда не отпустит. "Российский патриарх Кирилл понимает, что его идея Русского мира фактически накрылась, – говорит Юрий Черноморец. – УПЦ МП стала для него чемоданом без ручки. Контролировать ее он уже не может, но и давать свободу пока не собирается".
Поиски канонического выхода из ситуации Бабинский называет пустой тратой времени. Правила, написанные почти тысячу лет назад, дать выход из ситуации, которая происходит в наши дни, не могут. Да и конфликты в Церкви всегда решала добрая воля, а не каноны. "Поэтому новый предстоятель сможет получить доверие в обществе, только если будет готов к предметному разговору об объединении с УПЦ КП", – уверен Бабинский.