Дорога в Крым стала изнурительной и холодной. Репортаж
Пройдя границу на Чонгаре, корреспондент Focus.ua убедился, что отмена железнодорожного сообщения между Украиной и Крымом отбивает желание навещать полуостров
Поезд №28 раньше был севастопьским. Теперь его разжаловали: с 27 декабря составы крымского направления следуют только до Новоалексеевки. В вагонах все обсуждают, как теперь пересекать границу.
Мой сосед по купе – киевлянин Володя – мужчина лет 45, говорящий по-украински с мягким "западенским" акцентом. Ему нужно попасть в Симферополь, чтобы подписать доверенность на продажу какой-то лодки, и в тот же день отправиться назад. Володя заметно нервничает. "Как думаете, успею дважды пройти через границу?" - переживает он. Соседи успокаивают, говорят, что все получится.
Очереди на Чонгаре
В Новоалексеевку поезд приезжает около семи утра, из вагона выходят несколько человек: последний массовый исход пассажиров произошел в Запорожье. "Ну, теперь на старт – внимание – марш", - шутит один из пассажиров. У всех приехавших одна задача: как можно быстрее добраться до границы, чтобы в первых рядах пройти паспортный контроль, иначе придется померзнуть.
Для таксистов из соседнего Геническа настали хлебные времена. Взять машину можно за 250 гривен, от станции до границы на Чонгаре – около 20 километров. По дороге водитель Олег рассказывает, что отмена поездов была внезапной. В предновогодние дни на пропускном пункте собирались длинные очереди, люди часами стояли на принизывающем ветру. Сейчас уже полегче.
Действительно, на украинском пункте пропуска – около десятка людей и пара автомобилей. Вскоре подтягивается еще человек двадцать.
Хмурые пограничники делят прибывших на две группы. Затем направляют к вагончику с несколькими окошками, над которыми написано "паспортный контроль". Каждый оставляет свой паспорт, отходит в сторону и ждет. Вещи никто не проверяет. Один парень закуривает, ему говорят, что на границе курить запрещено. Он поспешно тушит сигарету.
Оформление документов занимает около 30 минут. Машины проезжают быстрее: каждая стоит не более десяти минут. Наконец, выходит пограничник с пачкой паспортов в руках, вручает их владельцам, первая группа направляется к шлагбауму, за которым начинается буферная зона. Здесь документы никто не спрашивает.
- А где русский пост? - спрашивает девушка в пуховике и с чемоданом в руках.
- Вон там – мост видите? – поясняют ей. До моста далековато. Серый Сиваш хмур, я невольно радуюсь, что накануне потеплело.
Четырехкилометровая прогулка
Буферная зона – около четырех километров. По ней все идут пешком - под ровный гул чемоданных колесиков, катящихся по асфальту. Раньше эта дорога была оживленной. Теперь нет никого, кроме вереницы людей, вышагивающих мимо заброшенного рынка, разбитых кафе и почему-то нетронутой большой гостиницы "Чонгар".
Четыре километра буферной зоны большинство людей, желающих попасть в Крым, преодолевает пешком
Я прохожу мимо поваленного билборда с надписью "Херсонская область". Весной россияне, увлекшись, заняли эту часть Генического района, отступили лишь недавно. Перед их аванпостом стоит броневик "Кугуар", рядом развевается украинский флаг.
Я делаю несколько фотографий.
Российский акцент
Через 50 метров дорогу преграждает знак "Стоп. Контроль". Возле него прохаживаются вооруженные молодые люди в российской форме.
- Миграционные карты берем, - говорит один.
- У меня крымская прописка.
- У тебя же на лбу это не написано, - раздражается военный. – Что ты здесь фотографируешь?
- Ну, просто интересно посмотреть, как вы тут живете, - отвечаю спокойно.
- Что, интересно украинский флаг поснимать?
- В том числе.
- Удаляй фотографии, съемка здесь запрещена!
Спорить я не стал.
На Чонгарском полуострове сейчас царит разруха
Пограничный пост россиян оказался похожим на украинский. Шлагбаумы, несколько вагончиков. Над одним из них – флаг, смахивающий на Андреевский: скрещенные белые линии на зеленом фоне.
- Что это за знамя, не подскажете? - интересуюсь у девушки в бушлате.
- Таможенной службы России, - отвечает она, явно удивленная вопросом.
Верх одного вагончика когда-то опоясывала сине-желтая полоса. Ее закрасили зеленым, но на весь периметр краски не хватило.
Процедура повторяется. Людей опять делят на группы, забирают паспорта. Через полчаса начинается перекличка. Некоторых просят снять головные уборы, чтобы сверить владельца паспорта с фото.
Багажом и здесь никто не интересуется. На посту работают россияне, это заметно по характерному акценту. Они доброжелательны, дают советы. Например, девушке с ветхим паспортом рекомендуют получить в Украине новый, чтобы не было проблем на границе.
Подъезжает автобус "Новоалексеевка – Симферополь". Выясняется, что проезд в нем стоит 250 гривен, но мест нет. Сразу за шлагбаумом стоят таксисты. Предлагают доехать до Джанкоя. Свои услуги таксисты оценивают в 800 рублей – около 200 гривен. Желающие находятся быстро – на автобусы надежды нет.
Стоимость услуг таксистов по обе стороны границы практически одинакова – около 200-250 гривен
Фотографировать пост не разрешают. Заметив камеру, меня окликает прапорщик с автоматом. Зовет капитана. Тот вполне корректно, и даже как будто извиняясь, просит воздержаться от съемки. Говорит, что снимать на режимном объекте можно только после получения аккредитации. Я опять не спорю.
Итоги
Спустя полчаса сижу в кафе в Джанкое. В ожидании машины подвожу итоги.
- Путь от Новоалексеевки до Джанкоя занимает около трех часов.
- Стоит захватить деньги на такси, чтобы быстрее добраться до места назначения.
- Въезжать в Крым все еще можно по украинскому внутреннему паспорту.
- С погодой на этот раз повезло, но все же лучше одеваться потеплее: с Сиваша дует сильный холодный ветер.
- Пригодился бы термос: никаких кафе на границе нет.
- Еще раз пережить нечто подобное желания нет.