Дело Якира. Почему учитель математики не советует искать формулу счастья и алгоритм успеха
Учитель математики Михаил Якир рассказал Фокусу о том, почему не все способные дети становятся успешными, как патологоанатом может помочь осознать ошибку, а также о талантах, интеллигентах и жлобах
Михаил Якир из тех учителей, которых или любят, или ненавидят. Он преподает математику в школе почти 40 лет, из них 24 — в Киево-Печерском лицее №171 "Лидер". Еще он автор более 50 книг и брошюр по математике.
Мы сидим в конференц-зале лицея, и он оборачивается к висящим на стене портретам всех президентов Украины. "Каждый из них мне что-то вручал. Первый наградил заслуженным, — он показывает рукой на Кравчука. — Второй дал третий орден "За заслуги", третий — второй орден, этот — звание народного учителя, а последний — орден "За заслуги" первой степени. Но зачем мне нужно все это? Я просто люблю свою работу, у меня нет амбиций".
Якир похож одновременно на безумного ученого и на человека, с которым не успеешь моргнуть, как окажешься в горах у костра с гитарой. В ходе разговора выясняется, что и то и другое — отчасти правда. Он безумно любит горы, скоро собирается в Непал, а собственным научным открытиям предпочитает обучение тех, кто сможет их совершить через пару десятков лет.
Я не математик. Я учитель математики. Это разные профессии. Совершать открытия — непростое занятие. Но моя профессия не проще.
Я никогда не пытался уйти в науку. Меня это просто не интересовало. Еще когда учился в школе, понял, чем хочу заниматься, и поэтому пошел учиться в пединститут.
Легко ответить на вопрос: "Почему вы стали олигархом?" "Почему вы стали учителем?" — гораздо сложнее. Наша профессия никогда не была престижной. Даже в США учитель в среднем зарабатывает $45 тысяч в год. Это немного. Кроме того, всегда считалось, что те, кто хорошо учится, должны идти в науку, а те, кто плохо, — в учителя. Это такой стереотип.
Хороший учитель никогда не работает в рамках учебника. Я говорю это как человек, который пишет учебники. Если бы человеческое слово не было нужно в обучении, давно придумали бы какой-то автомат, который выдавал бы информацию. Но этого ведь не произошло.
Нет никакого секрета в том, как заинтересовать детей. Вот как влюбить в себя человека? Конкретного алгоритма нет.
Я не верю в учителя, о котором у всех учеников одинаковое мнение. Если его все любят или не любят, значит, с ним что-то не то.
Иногда дети говорят: "Я не буду делать домашнее задание. Я знаю, что могу решить эти задачи, и мне неинтересно". Но в любом деле есть компонент рутины и приобретения навыков. Невозможно учить кого-то математике и оперировать при этом только идеями. Знания — это сочетание идей и навыков. Все должно быть сбалансированным.
Я бы не хотел употреблять словосочетание "талантливые дети". Мне больше нравится слово "способные". Так вот, способных детей не всегда замечаешь сразу. Все зависит от темперамента ребенка. Одного будущего двукратного призера международных олимпиад я увидел где-то через полгода. Сейчас он профессор в Бостоне, закончил аспирантуру в Гарварде. Другой ученик проявил себя в 10-м классе, спустя два года после того, как я начал у него преподавать. А есть яркие ученики, которых замечаешь уже на вступительном экзамене.
Не из всех способных детей вырастают выдающиеся люди. Если бы все призеры международных олимпиад добивались успеха в жизни, это значило бы, что существует конкретный механизм. Но этого не может быть.
Есть много причин, почему не все становятся успешными. Столько же, сколько и ответов на вопрос, почему не все люди счастливы. Имеют значение обстоятельства, разочарования и даже особенности внутреннего мира детей. Способные дети — они ведь психически подвижны. Они подвержены разным влияниям, которые могут отвести их в сторону от намеченной линии. Ну и, конечно, нельзя забывать про судьбу. Она тоже играет роль.
Одновременно способные и простые в общении дети — это исключение. Я таких не видел. Возможно, обычным людям их реакции и проявления покажутся, мягко говоря, странными. Поэтому так важно создать в классе атмосферу, при которой любому ребенку будет комфортно, где никто не будет тыкать пальцем, смеяться или спрашивать: "А есть ли у тебя айфон?"
У детей все так же, как и у взрослых. Есть интеллигентные дети и жлобы. В математических классах, как правило, учатся первые. Невоспитанным детям у нас тяжело, и они уходят.
Самые кошмарные родители — те, кто реализовываются за счет детей. У них нет своей жизни. Такие родители приходят и говорят: "Вы знаете, у меня гениальный ребенок! Он должен выиграть олимпиады по математике, физике, химии и китайскому языку. Мы хотим, чтобы у него весь туалет был завешен дипломами". Такие родители мешают и мне, и ребенку.
Михаил Якир: "Если бы человеческое слово не было нужно в обучении, давно придумали бы какой-то автомат, который выдавал бы информацию. Но этого ведь не произошло"
Бывают дети, которые пытаются поставить себя выше меня. Я нормально к этому отношусь. Более того, если я не воспитал к 11-му классу детей, которые решают задачи лучше меня, значит, я халтурил.
Как врач может залечить, так и учитель может заучить. Достаточно просто показать ребенку предмет, к которому у него есть способности, с неприглядной стороны. За 40 лет работы в школе я видел случаи, когда по вине учителя талант пропадал.
Наверняка я тоже совершал профессиональные ошибки — не заметил кого-то или что-то сделал не так. Но учителю сложно понять, где и когда он совершил ошибку. У врачей все намного четче. Если с пациентом начал работать патологоанатом, значит, что-то пошло не так.
Не знаю, как у других, но на мою жизнь математика никак не влияет. Вы думаете, что я обладаю каким-то специальным математическим типом мышления и поэтому мне легче принимать решения? Это совсем не так.
Если у меня спросят: "Кто ты?" Я отвечу: "Большой разгильдяй" Мне тяжело что-то планировать, просчитывать, откладывать деньги. У меня ничего не разложено по полочкам. Я бы просто умер, если бы кто-то сказал: "Миша, положи это на место"
Если что-то ломается, я не могу догадаться, в чем именно неполадка и как это починить. Если что-то случается с машиной, максимум, на что я способен, это ударить по колесу. Мои руки могут только гладить женщин и стучать по клавиатуре.
Я не делю людей на физиков и лириков. Делю на романтиков и других. Романтики — те, кто верит не только в материальное. Я из таких.
- Читайте также: Самый большой кошмар для меня после потери Украины, это потеря математики, — профессор Богдан Рублев
Я люблю застолья, водку, спорт, горы. Люблю жить. В мире есть много всего интересного, кроме моей профессии. Но в то же время нельзя достичь чего-то в профессии, не живя ею.
У меня нет формулы счастья. Его нельзя разбить на компоненты. Если вы будете искать алгоритм счастья, это приведет к неудаче. Не идите этим путем.
Фото: Александр Чекменев