Попасть в десятку. Как киевский математик создал шлем для снайперов
Математик и автор технологии обучения снайперов Алексей Рубанов рассказал Фокусу об алгоритмах мышления, мозге как карте Вселенной, о религии XXI века, парадоксах лжи и преимуществах матриархата
Молодой украинский исследователь Алексей Рубанов, математик по образованию, за 8 лет изучения головного мозга человека пришел к выводу, что современный мир, в котором получение информации стало доступнее, чем когда бы то ни было, не стал более образованным. Люди так и не научились учиться. Технология обучения снайперов, разработанная Алексеем на основе исследований, которые были проведены в Мичиганском университете, позволяет устранить этот изъян. Однако, созданная для украинского Минобороны уникальная разработка пока не нашла применения в Украине, зато была успешно опробована чилийскими Вооруженными силами, а также оценена арабскими военными. Алексей признается, что не собирается сдаваться. Смерть близких друзей на войне не дает ему такого права. Сейчас он изменил подход и работает с конечными "потребителями" - снайперами, которые помогают ему совершенствовать технологию.
Рубанов — один из лидеров международного образовательного проекта Exosphere. Свою задачу он объясняет так: "Есть rool-skill — правила и навыки, вы их формируете для себя сами. А есть мета-skill и мета-roll — то есть правила формирования правил. И есть навык для обучения новым навыкам. Наша система улучшает мета-skill, то есть учит вас обучаться новым навыкам".
Алексей Рубанов рассказал Фокусу о зарождении новой религии программистов, с помощью метафор и математических закономерностей объяснил, что такое телевизионная пропаганда, как мозг отвечает на этические вопросы добра и зла, почему ложь может восприниматься людьми по-разному и как нынешние политические процессы влияют на развитие матриархата в мире.
О шлеме для обучения снайперов
У снайпера есть инструкция, ему сказали, как стрелять. Он задерживает дыхание, ложится правильно, смотрит в прицел, ждет, учитывает скорость ветра и нажимает на курок. Потом смотрит в бинокль, видит результат и делает вывод, хорошо он все сделал или нет.
Любимая книга: Дуглас Адамс. "Путеводитель для путешествующих по галактике автостопом"
Любимый фильм: Братья Люмьер. "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота"
Любимая цитата: Memento mori (лат. "помни, что смертен")
Жизненное кредо: делай что должен, и будь что будет
Для того чтобы правильно выстрелить и попасть в десятку, нужно все эти вещи, о которых ему говорит инструкция, выполнить правильно. Причем в инженерии последовательные части цепочки перемножаются. То есть неправильное выполнение каждого из необходимых элементов снижает на 5% выполнение результата. Если две ошибки, то вероятность выполнения результата снизится на 25%. Если добавится третья ошибка, результат равен нулю. Поэтому так сложно учиться самому. Однако если рядом с тобой тренер, у него опыт, и он видит сразу, какая часть системы неправильна, человек получает более точную телеметрию о своем обучении. В математике это называется "обучение с учителем". Такое обучение намного быстрее. Чем лучше тренер и точнее его советы, тем быстрее и качественнее ты учишься.
По сути то, что мы делаем, это автоматизация тренера. Мы снимаем телеметрию с мозга. Просмотрев, как разные снайперы выполняют выстрел, мы определили, что есть некий общий профиль того, как это делать. Он базовый, стандартный, но у него есть части. Подготовка к выстрелу, сам выстрел, после выстрела. Записав энцефалограмму мозга, можно увидеть, как ты будешь выполнять какое-то действие. И система просто покажет тебе, когда ты все сделал правильно. На шлеме загорится синий огонек, который подскажет снайперу, что он готов и может стрелять.
Когда я служил в армии, там был один молодой человек, у которого было нарушение передачи сигналов в мозг. Он не мог ходить строем. Представьте в армии человека, не умеющего ходить строем. Это катастрофа. Вот идет группа солдат, всем говорят "нале-во", все уже сделали шаг, а он только успел полшага. То есть сбивает строй. Думали, что он симулирует, чтобы его демобилизовали, а потом выяснилось, что у него редкое генетическое заболевание. Есть некий временной промежуток между тем, как вы приняли решение и что-то сделали. Для снайпера очень важно сфокусироваться и не делать лишних движений.
Представьте, что вы отстреляли 1000 раз. Из них 100 раз попали в десятку, 100 раз не попали. Система записывает все: отбирает худшие выстрелы, смотрит, чем они отличаются от ваших лучших выстрелов, и просто дает сигнал. Если на лучший — стреляй. На первом этапе обучения мы очень легко отсекаем у людей неправильные действия. Если кто-то неправильно начинает задерживать дыхание, это видно на энцефалограмме. По сути это экспресс-подготовка на практике.
В основе лежит алгоритм, который супервайзит вас. Он работает как наблюдатель. В буддизме это называется "создать наблюдателя". Когда вы создаете такого наблюдателя, скорость обучения возрастает. Потому что вы одновременно являетесь и тем, кто учится, и тем, кто наблюдает. Вы сами видите, что делаете неправильно. Судите не по результату, а по процессу. Это навык, который позволяет развивать любые навыки.
О гармонии природы и мозга
В моем представлении мозг — карта Вселенной. У всех она разная. Карты бывают разной детализации, а у кого-то закачан только один район. Человек отличается от животного саморефлексией и пониманием своего "Я", хотя животные тоже его могут достигать. Представьте, вы Маугли, идете на водопой с волком и ходите по известной вам дороге постоянно. И на этой дороге вдруг появляется стена. Что делает волк? Волк ее обходит, прокладывая новую дорогу, чтобы дойти до водопоя, то есть он корректирует свою карту Вселенной, в которой теперь появилась стена. Вы отличаетесь от волка тем, что имеете два варианта дальнейших действий. Вы можете поступить, как он, и обойти стену или можете ее разрушить. То есть вы можете либо изменить свою карту Вселенной под реальность, либо реальность подогнать под свою карту. У нас всегда есть выбор. Или учиться, или не учиться. Мы способны выбирать, что для нас правильно сейчас сделать — изменить природу вокруг себя или изменить себя в этой природе, чтобы войти с ней в гармонию.
О религии XXI века
Илон Маск недавно сказал, что все мы живем в симуляции. Вам это ничего не напоминает? Я имею в виду, что это ничем не отличается от байки о том, что Некто создал за 7 дней Вселенную и поместил нас сюда. Что нам говорит Илон Маск? Некто запрограммировал Вселенную. То есть для одних это бородатый дядька, для другого — программист. Просто сменили декорации. Принцип тот же. Это опасно, потому что новая религия, как новая метла, метет по-новому. С этими-то уже как-то научились жить, они хоть людей на кострах не жгут. Сейчас возникает новая каста: инженеры и программисты, которые перехватывают рычаги управления на всей планете, и им нужна будет религия, чтобы манифестировать свою позицию, чтобы делать то, что они хотят. Критически важным является количество осознанных, думающих людей, а не потребителей. Соотношение этих людей в момент смены парадигмы и будет решать, пойдем ли мы по кругу или перейдем на новый уровень и пойдем по спирали. Вопрос в том, будет ли сделан шаг вперед. И пойдет ли эта религия по пути старой, будет ли у нее своя инквизиция, будет ли она требовать, чтобы все приняли эту религию.
О мифе телевизионной пропаганды
Существование телевизионной пропаганды — самая большая ложь. Человек полностью контролирует то, что происходит, и всегда знает, когда его обманывают. Телевидение дает людям то, что они хотят. Просто люди хотят, чтобы их обманули. Люди могут делать вещи, о которых знают, что это плохо, но перекладывая ответственность на тех, кто им эти вещи дает. Это как в пикапе. Любой пикапер вам признается, что его техника действует только в 50% случаях, а если вы его разговорите, то скажет, что на самом деле это действует на тех, кто не против, просто требует к себе такого сложного отношения. Без согласия человека все эти техники не работают.
"Существование телевизионной пропаганды — самая большая ложь. Телевидение дает людям то, что они хотят. Просто люди хотят, чтобы их обманули"
Просто согласие вам может быть выдано в неявной форме. Приведу похожий пример. Вот люди боятся, что их слушает СБУ, или ЦРУ, или ФСБ. У каждого свое. На практике это ложь. Сколько в СБУ работает на прослушке? И сколько в Украине правонарушителей, которые по телефону общаются о своих преступных делах? Миллион. Потенциальных. Даже больше. Их невозможно прослушать. Для того чтобы запугать людей, запускается слух о всесильности спецслужб. Люди готовы в это верить и с радостью подхватывают эту тему, рационализируют ее для себя, оправдывая с ее помощью свою тревожность. Они же понимают, что совершают правонарушение, но не могут признаться себе в этом. Это противоречит их базовым установкам. Поэтому человек концентрирует свою тревожность на том, что его кто-то ловит, хотя никто его не ловит. 99,9% людей, думающих, что их слушают спецслужбы, недостойны того, чтобы государство тратило деньги на агентов СБУ, чтобы ловить таких правонарушителей. Это миф, запущенный и саморефлексирующийся. Так же и с телевидением. Люди придумывают оправдания, что их кто-то зомбирует, но человек сам лежит на диване, пьет пиво и смотрит сериал. А телевизору этот миф нравится, потому что он создает эффект мистичности, а люди в свою очередь находят оправдание, что это их зомбируют, а не они сами верят всему тому, что там говорится.
О творчестве
Творчество — следующий уровень обучения, "внезапное обучение". В обычной ситуации мы задачу разбиваем на части и последовательно учимся. Сначала мы учимся, например, держать равновесие при езде на велосипеде, потом учимся правилам дорожного движения, затем — пользоваться сигналом и фонариком, а творчество — процесс, когда ты схватываешь всю картину сразу. Сальвадор Дали, когда садился перед картиной, надевал на палец ключи, и, когда засыпал, рука расслаблялась, ключ падал с пальца, от звука он просыпался и тут же начинал рисовать. Смысл этой практики в том, что возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями. Когда человек не примешивает когнитивные функции, а видит картину целиком, ничто не мешает ему выражать свое "Я".
"Представьте, что вы отстреляли 1000 раз. Из них 100 раз попали в десятку, 100 раз не попали. Система записывает все: отбирает худшие выстрелы, смотрит, чем они отличаются от ваших лучших выстрелов, и просто дает сигнал. Если на лучший — стреляй"
Считается, что творчеством может заниматься только человек, но это неправда. Один из основателей кибернетики в Калифорнии доказал, что животные тоже могут творить. Вот дельфин, которому тренер дает рыбу, когда он делает какой-то правильный элемент. В какой-то момент, когда дельфин почти достиг совершенства, тренер начинает нарушать это правило. Рыбу начинает давать через раз. Это вызывает стресс у дельфина. Он не понимает. Вдруг человек, который ведет себя вроде как обычно, начинает себя вести так, как не понимает дельфин. Поскольку тренер видит, что дельфин начинает сдаваться, он снова при выполнении правильного элемента дает ему рыбу. Дельфин успокаивается. Так продолжается изо дня в день. Задачей тренера было раскачать дельфина. Наконец, первый раз на 21-й день занятий дельфин произвел какое-то невероятное сочетание элементов и трюков, которому его не учили. То есть в какой-то момент дельфин заколебался и решил проявить творчество. Поиск того, чего же от него хотят, привел к тому, что он начал пробовать новое. Это и есть процесс творчества, когда мы внезапно осознаем весь процесс и тут же его воплощаем в реальность, а не последовательно воплощаем свой замысел шаг за шагом. И поскольку мы это делаем эпизодически, мы не знаем последовательно, как творчество осуществляется нашим мозгом. Мы знаем четкую инструкцию, как делать машину, хотя сто лет назад, когда ее сделал Форд, она считалась произведением искусства, но пока не имеем инструкции, как творит мозг.
О добре и зле
В каждой точке Вселенной есть и добро, и зло. Везде. То есть они не происходят, они есть всегда. Человек что хочет, то и выбирает. Вот у вас плохое настроение, вы идете по улице, и вам кажется, что вам все мешают, что кто-то дорогу вам не уступил или еще что-то. И вам кажется, что все плохо. На самом деле вам просто физически плохо, и вы это рационализируете. Из внешних данных выбираете плохое и делаете вывод, что все плохо. Когда все хорошо, выбираете хорошее. Как такового добра и зла не существует. Оно появляется, когда человек его начинает рационализировать. Ученые называют это "наблюдатель". В науке есть фотон. Если человек смотрит на него, то это частица, если нет — волна. Любой учитель физики вам скажет, что человек вносит изменения в эксперимент. И это большая проблема в современной физике, потому что никто не может объяснить, почему так происходит, кроме того, что вводится новый объект — наблюдатель.
О красоте и уродстве
Японцы, когда строят объект культа с 8 колоннами, всегда сделают так, чтобы одна колонна была чуть кривовата. Любая идеальная красота человеку не очень приятна. Она теряет свой шарм. Красоту в идеальном объекте создает неточность, небольшая ошибка, какой-то изъян. Эстетика — то, что нравится человеческому мозгу, то, что вызывает восторг. Вопрос в том, что красивые вещи показывают одновременно добро и зло, уродство и идеал. Леонардо да Винчи считал, что все эти вещи нужно дать в золотом сечении. Вопрос в сочетании добра и зла, а это очень сложно, потому что баланс, или гармония, это сложный процесс, который при этом не статический, а динамический. Мы меняемся, и меняется наше представление о красоте.
Об эмоциях
Сейчас мы имеем косвенное подтверждение тому, что эмоций не существует. Эмоции были изобретены человеком, чтобы коммуницировать в группе, быть сильнее, побеждать диких кошек, которые являлись главным двигателем прогресса у приматов. Эмоции существуют на уровне придуманных конструктов. Представьте, что вы воображаете, что шевелите рукой, но не двигаете ею. Вот это движение — оно существует или нет? В этом смысле, не существует и эмоций. Они как некий воображаемый процесс у вас в голове, но в реальности их нет. Хотя при этом эмоции воздействуют на то, как вы будете действовать. Эмоции существуют как последствия. Самый яркий пример — известная история про то, как люди научились лечить боли в фантомной руке. Допустим, человек попал в аварию. Человек был без сознания. Ему ампутировали руку. Он просыпается и ему кажется, что его рука на месте, и она у него болит. А дело в том, что когда человек терял сознание, она у него болела, и он с той точки начинает представлять эту руку. При этом обычно у таких людей не просто фантомная рука, а скрюченная фантомная рука. То есть сжатая. Получается, такой фокус. Фантазия внутри фантазии. Мало того, что рука фантазийная теперь, еще внутри этой фантазийной руки есть фантазия, что она сжата. Доктор решил эту проблему с помощью зеркал, когда на мгновение вы подумали, что та рука, которая у вас есть, — это та рука, которой у вас нет. Доктор сказал тому пациенту разжать руку в зеркале. Он ее разжимает, а мозг думает, что он разжимает ту руку, которой уже нет. И все. Боль проходит.
В этом смысле не существует и эмоций. За ними не стоит никакого процесса. Наоборот, мы с помощью эмоций рационализируем процессы, которые с нами происходят.
О парадоксе лжи
Представьте себе ситуацию, что в стае обезьян альфа-самец узнает, что вскоре на это место прибудет другая стая обезьян, которая намного сильнее, и выбора нет. Нужно уходить, но место козырное. Никто не хочет. И альфа-самец понимает, что он не оратор и не убедит всех, поскольку у всех разные интересы. Самки скажут, что это место столько обживали, молодые самцы устроят драку. Он не то что боится, у него просто один-единственный интерес — сохранить стаю, и он понимает, что надо всех обмануть. Он приходит и говорит стае: "Там много вкусного". При этом старается максимально показать эмоцию, что он в восторге от нового найденного места и понимает, что так гораздо проще убедить что-то сделать, нежели запугать. Ложь — это то, что позволяет существовать лидерству. Вот президент наш — врет же. Но в целом его ложь соответствует общественным интересам, и мне все равно, какую белиберду он говорит. Он не совершает большую ложь, чем продавцы сникерсов. Это чистый маркетинг. И у меня моральных претензий к нему нет никаких. Предыдущий президент говорил такую же чухню, только он ее говорил, чтобы строить Межигорье. Принципиально и то, и другое — ложь, но ложь для общественного интереса — это добро, ложь для персонального интереса — это вранье.
О матриархате
"Сейчас возникает новая каста: инженеры и программисты, которые перехватывают рычаги управления на всей планете, и им нужна будет религия, чтобы манифестировать свою позицию"
Это естественный процесс. Дело не в мужчинах или женщинах. Имеет значение топология и геометрия. Когда разрешение внутренних конфликтов становится двигателем прогресса, наступает матриархат, потому что женщины по природы более эмпативны. То есть если в стае происходит конфликт между альфа-самцом и бета-самцом, это разрушает все внутренние процессы. У них нет способа решить конфликты, кроме как насилием. Женщины конфликты разрешают путем переговоров. Они могут пообещать бета-самцу, что его поддержат через 2 года, когда он подрастет, а альфа-самцу скажут, что он самый сильный. В итоге бета-самец получает перспективу, альфа-самец — стабильность. Каждый думает, что выиграл, а на самом деле выиграла вся стая. Но у этого прекрасного механизма есть большая проблема — матриархат гораздо более жесток. Когда две матриархальные стаи обезьян сходятся в какой-то битве за территории или еще за что-то, мир невозможен, пока не будет уничтожен один из двух кланов. Почему? Потому что в матриархальной системе самки настолько жестко объединены в горизонтальную структуру, что туда нельзя встроить самку из другого клана. Совместить два клана невозможно. В матриархате отстраивается очень сильная система сдержек и противовесов. Все самки друг другу должны, это и позволяет им вести переговоры, при этом две мужские иерархии самцов объединяются элементарно: тот, кто победил в драке, становится главным, ему подчиняются и те и другие. И иерархии сохраняются. Один становится решателем вопроса, и дальше по цепочке приказы спускаются остальным. В матриархате решение принимается на всех уровнях. Самка должна предложить такое решение, которое всех устроит. Главный вопрос в патриархате "сильнее ты или нет?", в матриархате — "доверяю я тебе или нет". А доверие отстраивается всю жизнь. Его нельзя отстроить, просто подравшись. Так вот, войны больше не нужны. Нужно все решать переговорами, поэтому матриархат — естественный процесс.