Прощай, школа. За 5 лет выпускники забывают почти все, чему их учили
В последние дни мая 427 тысяч украинских выпускников услышат последний звонок. Накануне праздника Фокус выяснял, как быстро они забудут все, чему их так долго учили в школе
Если что и объединяет выпускников, независимо от времени и места окончания школы, так это талант легко расставаться с лишними знаниями, после того как сданы все экзамены и выставлены все баллы. Встретить неспециалиста по математике, который перескажет теорему Виета, так же нереально, как и неисторика, готового назвать дату битвы при реке Калка.
Издержки всеобуча
Как показало исследование Международного центра социальных исследований CADIS, почти две трети украинцев уже через 5 лет после выпускного помнят лишь самое элементарное: чтение, письмо, в лучшем случае умножение и деление в столбик. Редкий физик назовет вам столицу Буркина-Фасо, а почти каждого гуманитария можно сбить с толку вопросом о правиле буравчика.
Эту тенденцию подтверждает и директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук. "Я не советую взрослым людям участвовать в демонстративном прохождении тестов и решении школьных задачек", – призывает он. По мнению заслуженного работника образования Украины, большая часть бывших выпускников не смогут пройти тестирование уже через три года после окончания школы. Г-н Ликарчук вспоминает случай, когда некий академик-биолог взялся писать школьный тест перед телекамерой и провалил его.
"Знания, которые мы получили в школе, либо растворяются без остатка, либо лежат мертвым грузом, – рассказывает психолог с 10-летним опытом работы в школе Сергей Никонов. – Хотите убедиться – сами полистайте учебники. Только не удивляйтесь, если вас поставит в тупик задачка для 3–4 класса".
Проверено на себе
Тестировать себя мы начали издалека – с учебника для 2-го класса "Я и Украина". Вопреки опасениям, все прошло гладко. Нам удалось быстро выполнить все задания, споткнулись лишь однажды – на вопросе "На кого похожи кролики?"
Следующий тур испытания прошел по учебнику математики для 4-го класса. От сюжетов задачек повеяло забытым: сельхозбригады, как и прежде, собирают на полях морковь и свеклу, трактористы вспахивают гектар за гектаром, рабочие мастерят детали, а школьники высаживают леса. Впрочем, изредка встречались и более актуальные задания. Такое, например: "Гетман украинского реестрового казачества Петр Сагайдачный умер 20 апреля 1622 года. Сколько прошло времени со дня его смерти?"
Если начальную школу удалось проскочить на одном дыхании, то контрольные задания по математике для 6-го класса заставили не по-детски задуматься. "Прямой угол следует поделить на три части так, чтобы одна часть была больше другой на 14 градусов, а третья меньше второй на 20 градусов. Вычислить градусную величину каждой части". Вместо того чтобы писать формулу, пытались изобразить на бумаге прямой угол и предположить, как будут выглядеть его части при соблюдении условий задачи. Полное фиаско.
Наплакались и с вопросами из учебника по этике для 6-го класса. Чего стоят проверочные задания к репродукции Рембрандта "Апостол Павел": "Как вам кажется, сколько лет изображенному персонажу?" и "Выглядит ли он счастливым?".
Чему-нибудь и как-нибудь
"Позорить меня будете?" – поинтересовался известный киевский галерист и музыкант Павел Гудимов, получивший аттестат зрелости в 1990 году. Тем не менее проверить знания согласился.
Для начала проходим курс информатики для 5-го класса. Задания несложные, но Гудимов справляется не со всеми. "Какой ярлык обозначает текстовый редактор? – рассматривает Павел картинки и отвечает верно. – Word". Но уже следующее задание он проваливает. Вопрос "Что означает кнопка Ж в текстовом редакторе?" вызывает колебания: то ли курсив, то ли подчеркивание, то ли полужирное написание текста.
Зато выполнять задания по математике для 10-го и 11-го классов Гудимов наотрез отказывается: "Что угодно, только не математика!" – настаивает он и радостно берется за контрольную работу по истории Украины. Правильно отвечает на вопрос о Крещении Руси и даже называет время создания Галицко-Волынского государства. Дружит бывший львовянин и со всемирной историей. По крайней мере, о пакте Молотова-Риббентропа, нападении на Польшу в 1939 году и о фашистской Италии Павел знает все.
Народный депутат Анна Герман окончила школу в 1976 году. Больше всего любила украинскую литературу и терпеть не могла математику. "Мне до сих пор снятся кошмары, как я проваливаю экзамен", – признается депутат.
На вопрос "Каким было первое письменное законодательство Украины" г-жа Герман отвечает без раздумий: "Руська правда". С провокационным вопросом для второклассников "Как одним словом назвать всех, кто живет в Украине?" депутат тоже справляется: "Украинцы". А вот дату принятия Всеобщей декларации прав человека народная избранница подзабыла. "А есть варианты ответов? – заволновалась она. – Пусть будет 1958 год". На самом деле этот документ был принят 10 декабря 1948 года.
Учись учиться
"Физика, химия, астрономия потерялись полностью, – рассказывает Фокусу хормейстер Неля Бармашенко. – География тоже испарилась. Разве что засело в голове, что Волга впадает в Каспийское море. Да и то благодаря рассказу Чехова "Учитель словесности".
У выпускницы киевской консерватории трое детей, из них двое школьниц – 8-летняя Сабина и 7-летняя Этель. "Я бы хотела видеть в программе больше спецкурсов, которые помогут детям быть независимыми от ритма современной жизни, – мечтает она. – Это может быть обучение техникам медитации или детский театр".
В отличие от жертв советского всеобуча, нынешним школьникам бывает трудно объяснить, зачем корпеть над бесполезными знаниями. 8-летнюю Соню Островую, которая учится по программе развивающего обучения "Росток", удивляет необходимость тратить силы и время на упражнения по каллиграфии. "Набирать текст в Word я и так умею, там все шрифты одинаково красивые", – парирует она все аргументы.
Психолог Виктория Островая – мать Софии – полагает, что советская система образования давала ребенку гораздо более целостную картину мира. Хотя и не отрицает, что большую часть своих школьных знаний растеряла уже ко второму курсу института. "Пока еще могу помочь дочери-второкласснице по всем учебным предметам, – говорит она. – Но со следующего года, говорят, по математике начнем изучать круги Эйлера, и здесь я уже не уверена в своих силах".
Между тем за последнее десятилетие акценты в среднем образовании заметно поменялись. "Перед учителем уже не стоит задача загрузить ребенка по максимуму, – рассказывает Фокусу старший научный сотрудник Института литературы НАН Украины и автор двух десятков школьных учебников по зарубежной литературе Евгения Волощук. – Важнее научить его алгоритму получения знаний. Телешоу вроде "Самый умный" – это зрелищно, но побеждают в нем те, чья голова больше других напоминает компьютер".