Патриархат или митрополия. Каким будет статус будущей Украинской поместной православной церкви

Вселенский патриарх Варфоломей / Фото: Алексей Даничев (РИА Новости)
Вселенский патриарх Варфоломей / Фото: Алексей Даничев (РИА Новости)

Украина в ожидании 15 декабря, когда состоится Объединительный собор, на котором должны провозгласить о создании независимой Украинской поместной православной церкви. Что мы получим "на выходе" – полную автономность или новую зависимость, разбирался Фокус

Томос – решение священного Синода Вселенского патриархата об автокефалии, - уже готов и заверен мокрой печатью. Грамоту получит в руки избранный на соборе предстоятель новой церкви. Церемония пройдет в Константинополе после совместной литургии предстоятеля с патриархом Варфоломеем. Ожидается, что на вручении, как и на самом соборе, будет присутствовать президент Украины Петр Порошенко.

До торжественного момента текст Томоса и всех документов, которые готовились или согласовывались в Константинополе, священники держат в строгой тайне. Это оправдано, но не может сдержать мирские языки. После того, как в СМИ просочился фрагмент проекта устава будущей церкви, политологи и религиоведы дискутируют, что же мы получим "на выходе" – полную автономность или новую зависимость.

Меньше прав, чем было

Несмотря на то, что Российская православная церковь, частью которой является УПЦ МП, объявила о прекращении евхаристического общения с Константинополем, Вселенский патриарх Варфоломей лично пригласил Онуфрия и его иерархов на Объединительный собор. Подчеркнув тем самым, что РПЦ отдельно, а "в Киеве другие митрополиты, законные и канонические, были последовательно и неустанно поставляемы Вселенской патриархией, поскольку Киевское духовенство и миряне не приняли своего подчинения центру в Московии".

Известно, что Онуфрий вернул Варфоломею приглашение. На соборе будет присутствовать только несколько иерархов от УПЦ МП, которые представляют проукраинское крыло под условным предводительством митрополита Александра Драбинко – в прошлом личного секретаря Киевского митрополита Владимира (Сабодана). Но не в этом суть. Поставленный Варфоломеем акцент некоторые эксперты воспринимают как доказательство тому, что Константинополь намерен возродить свое управление Украинской православной церковью. В проекте устава – если принимать на веру подлинность утечки информации – речь идет о предстоятеле новой церкви митрополите Киевском. Не патриархе.

Устав новой церкви предоставляет ей куда меньше прав, чем сейчас

- Константинополь признает только свой патриархат, – говорит религиовед Юрий Решетников. – Отменив действие синоидального письма 1686 года, которое передавало Киевскую митрополию в Московский патриархат, Константинополь возвращает ее в свое подчинение. Устав новой церкви предоставляет ей куда меньше прав, чем сейчас имеет непризнанный Киевский патриархат.

Каноничность, Томос и – подальше от Москвы

Эксперт обращает внимание на несколько знаковых положений. Во-первых, новая церковь не сможет варить свое миро, а будет брать его для таинств в Константинополе. Во-вторых, не сможет канонизировать своих святых. В-третьих, открывать приходы в диаспоре. В-четвертых, создавать монастыри со своим уставом.

– Все важные решения будут принимать в Фанаре (район Стамбула, где расположена резиденция Вселенского патриарха), – говорит Юрий Решетников. – В таком контексте трудно говорить о том, что новая Украинская православная поместная церковь будет независимой.

Но есть и более оптимистичная точка зрения.

– Для нас важны в первую очередь три вещи: каноничность, Томос и – подальше от Москвы! Как назовут новоизбранного предстоятеля, не имеет большого значения. Внутри церкви он может величаться патриархом, – говорит религиовед Игорь Козловский. – На самом деле предстоятели всех 14 автокефальных православных церквей, а украинская станет 15-й в этом сестринском ряду, являются епископами. И будет только хорошо, если мы будем брать миро в лоне Святой церкви.

Что касается канонизации, то Игорь Козловский отмечает, что таким правом обладают даже епископы местных приходов.

– Если святого хотят признать на уровне поместной церкви, это решается на Синодальном соборе. Если на уровне всей Православной церкви, то свое слово должен сказать Синод Вселенского патриархата, – отмечает Игорь Козловский.

Менеджмент разный, устав один

Простой верующий вряд ли будет задаваться вопросом, что для него лучше: патриархат или митрополия. Важно объединение церквей, которые раньше называли "раскольничьими", и их признание.

– Автокефалия – это самоуправляемость, – говорит завотделом философии и истории религии Института философии им. Сковороды НАН Украины Людмила Филипович. – Она существует в разных формах: архиепископат, митрополия, патриархия. До 1686 года в Украине была митрополия и я не вижу ничего страшного в том, что мы вернемся к исходной точке. Московская церковь, что бы там ни говорили, тоже не имеет патриаршего статуса и ей не вручали Томос в Константинополе. Мы же получим Томос, чтобы расстраиваться и развиваться.

Константинополь намерен возродить свое управление Украинской православной церковью

Ученая напоминает, что в единство войдут три церкви, которые ранее были отделены друг от друга, – УПЦ КП, УАПЦ и часть УПЦ МП.

– У трех церковных структур разный менеджмент, им еще предстоит прийти к общему знаменателю, научиться жить по общему уставу. Вполне логично на первом этапе иметь наставника в лице Вселенского патриархата, – считает религиовед. – Нельзя также забывать, что Украине нужна не просто соборная, а собороправная церковь. Те церкви, которые действуют сейчас на постсоветском пространстве и построены по постсоветскому образцу: решения принимает патриарх и его советники, использование средств закрыто. Эту систему нужно перестраивать по принципам коллегиальности и прозрачности. Я думаю, что учреждая Годовой синод (форма руководства новой церковью согласно проекту устава, – прим. Фокуса.), в Константинополе хотели, чтобы была ротация, чтобы все архиереи прошли через управление новой церковью, приобретая таким образом опыт.

Имущественный вопрос

Одна мысль об украинской автокефалии вынудила Русскую православную церковь разорвать единство со Вселенским патриархатом. Трудно поверить, что после провозглашения новой церкви настроения изменятся. По мнению политолога Алексея Якубина, со стороны сторонников УПЦ МП могут проявиться протестные настроения в виде Крестных ходов, которые вызовут неприятие другой стороны.

– Обысками в Киево-Печерской лавре, возвратом Почаевской лавры в собственность заповедника государство уже показало, что будут конфликты вокруг имущества, – отмечает Алексей Якубин.

Религиовед Антон Чернязовской не исключает, что разногласия могут возникнуть и в вопросах таинств.

– В УПЦ КП обещают, что поместная украинская церковь признает все таинства, которые совершались в других православных церквях. Перекрещиваться, перевенчиваться никому не придется. Но как поведет себя Московский патриархат? Мы уже имели прецеденты, когда священники МП отказывались отпевать крещенных в КП.

Не до конца понятно, как будет происходить переход верующих из одной церковной структуры в другую. Невоцерковленному человеку, прямо скажем, все равно, где ставить свечку. Для истовых верующих это вопрос преданности и измены.

"Как назовут новоизбранного предстоятеля, не имеет большого значения. Внутри церкви он может величаться патриархом"

– Позиция Филарета и Варфоломея такова, что все останется, как есть. Никто никого не будет тянуть силой. Если паства безоговорочно доверяет своему епископу, она пойдет за ним или останется. Но в большинстве случаев вопрос имущества придется решать церковным общинам, – говорит Людмила Филипович. – Храм в селе не принадлежит священнику, который в нем служит. Юридическим лицом является местная община, которая строила церковь и содержит ее на пожертвования. Решения будут приниматься на общем собрании большинством голосов или двумя третями – как записано в церковном уставе.

В спорных вопросах, по мнению Людмилы Филипович, священники могут проводить поочередное богослужение, пока оставшиеся в меньшинстве верующие построят новый храм. Впрочем, в 90-е попытки внедрить поочередное богослужение в 100% случаев заканчивались захватом храма одной из противоборствующих конфессий. Но в любом случае, последнее слово за прихожанами, которым следует запастись мудростью и терпимостью.