Храм или музей. Чем богослужения грозят памятникам культуры
Верховная Рада передала Андреевскую церковь, которая имеет статус музея, в пользование Вселенскому патриархату, а новая православная церковь Украины намерена проводить богослужения в соборе Святой Софии. Фокус выяснил, что это значит и смогут ли музейщики ужиться с клириками
В день святого Андрея, 13 декабря, представители Вселенского патриархата провели первое богослужение в Андреевской церкви. На утренней службе, которую проводили экзархи Илларион и Даниил, собралось немного людей — помещение церкви небольшое, к тому же перекрыто строительными лесами и полотнищами. Сейчас Андреевская церковь закрыта для посещения, так как здесь идет реставрация внутреннего убранства. Ее проводит государственный заповедник "София Киевская", в который входит и эта церковь.
Несмотря на то, что Андреевская является объектом культурного наследия, памятником архитектуры национального значения, в октябре Верховная Рада передала церковь в пользование Вселенскому патриархату. Более того, Объединительный собор с участием представителей Вселенского патриархата проводился в соборе Святой Софии, гораздо более древнем храме. И несмотря на то, что от идеи спикера парламента Андрея Парубия передать Софию новой православной церкви митрополит Епифаний отказался, здесь все равно будут проходить богослужения "в дни больших христианских праздников и в исторически важные для украинского народа даты". Фокус разбирался в том, что значат эти заявления власти и какие риски может нести для памятников архитектуры и истории возобновление в них богослужений.
Ценные памятники
"В таких храмах, как Святая София, нельзя проводить обычные богослужения — они просто разрушат этот памятник", — говорит религиовед Вячеслав Горшков. Это сооружение уникально, так как является самым древним не только в Украине, но во всей Восточной Европе. Поэтому оно внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Софийский собор был построен в XI веке, и, несмотря на все перипетии нашей истории, в нем сохранились оригинальные мозаики и фрески. Бесценным сокровищем киевской Софии являются купольные мозаики, которым почти тысяча лет, — изображения Христа-Вседержителя, или Пантократора, и также Оранты, Богоматери, поднявшей руки в жесте молитвы и защиты. Шестиметровая фигура Оранты является выразительным образцом насквозь символичного византийского искусства — она будто плывет в облаке золотой смальты. Единственным элементом реализма в мозаике является коврик, на который опирается Богоматерь. Хуже сохранились фрески собора, так как они были заштукатурены и закрашены в XVIII-XIX вв. Однако их отреставрировали и открыли, в частности, фресковые изображения князя Владимира и его семьи.
Здание и убранство такого возраста необходимо не только реставрировать, но и постоянно защищать — жестко выдерживать световой, звуковой и температурный режимы. Та же смальта для мозаик делалась из стекла с добавлением минеральных солей и окисей металла для разных оттенков. И если в здании будет жарко от свечей и громко от песнопений и, более того, от ударов в колокол, то кусочки мозаики просто упадут верующим на головы, и памятники древнего искусства буду разрушены. Поэтому в киевской Софии служб нет, единственное богослужебное мероприятие, которое там проводят, – это ежегодная молитва за Украину 24 августа, в которой принимают участие главы всех религиозных конфессий и представители власти. В начале 2016 года на территории Софии впервые за 70 лет возобновились регулярные богослужения. Их проводят представители УПЦ КП, но не в главном храме, а в Малой, или Теплой Софии, бывшей монастырской трапезной. Тогда общество было так обеспокоено сохранностью памятника, что Министерство культуры и заповедник "София Киевская" выпустили специальное разъяснение. В нем говорится, что внутреннее убранство храма, к сожалению, было уничтожено при СССР, а то, что осталось в алтарной части, надежно законсервировано, и богослужения не принесут вреда храму. Тем не менее новоизбранный предстоятель Православной церкви Украины, митрополит Епифаний имеет планы и на большой храм Святой Софии. На брифинге после своей первой службы в новом качестве он высказался о том, что там "будут проводиться богослужения в дни больших христианских праздников и в исторически важные для украинского народа даты".
Андреевская церковь – более поздний, чем София, памятник, она была построена в конце XVIII века по проекту итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Уникальность Андреевской в том, что в ней практически полностью сохранилось внутреннее убранство, ярко показывающее стиль барокко. Это и лепнина гипсовая с позолотой, и трехъярусный алтарный иконостас с 39 иконами, и фрески. Их сейчас реставрируют, в том числе и из-за последствий богослужений. До 2016 года, когда началась реставрация, в храме регулярно проводила службы УАПЦ. Из-за того, что часто горели свечи, копоть въелась в иконы, лепнину и резьбу, были повреждены фрески. И сейчас представители заповедника настаивают на том, что использование свечей во время богослужений нужно ограничивать. Но это не помешало представителям Вселенского патриархата обходить церковь с зажженными свечами, причем в непосредственной близости от строительных полотнищ, которые могли загореться.
Уладить формальности
В законе №9208 о передаче Андреевской церкви Вселенскому патриархату всего три статьи. В первой из них говорится, что это культовое сооружение передается в постоянное неоплачиваемое пользование для проведения богослужений, религиозных обрядов, церемоний и процессий. Во второй статье указано, что Вселенский патриархат должен придерживаться законодательства об охране культурных памятников. Третья статья говорит о том, что владельцем церкви, как и прежде, является государство, и с его представителем — заповедником "София Киевская" представители патриархата должны заключить договор о пользовании. В пресс-службе заповедника Фокусу рассказали, что такие договоры заключаются со всеми конфессиями, которые пользуются церквями-музеями. В них оговариваются условия пользования, они должны соответствовать требованиям охраны культурных памятников. И представители заповедника следят за их соблюдением. Правда, договор со Вселенским патриархатом еще не заключен, и музейщики пока не знают, как часто и какие мероприятия будут проходить в Андреевской церкви.
Как объясняет Вячеслав Горшков, практика передачи церквей государством – обычная в нашей стране. Во времена СССР культовые сооружения перешли в собственность государства, и те, что сохранились, использовались не по назначению. А с 1990-х их стали передавать религиозным организациям, но только для пользования, а не в собственность. "По моему мнению, это был верный ход. Ведь случалось такое, что церкви не очень уважительно относились к собственному наследию – в храмах могли закрасить старинные росписи или сделать "евроремонт". А так работники музеев имеют возможность заботиться о состоянии этих зданий, а религиозные организации могут ими пользоваться на определенных условиях", – говорит Горшков.
Религиовед считает, что Вселенский патриархат не станет слишком часто проводить богослужения в Андреевской церкви, это скорее будет церковно-дипломатическая платформа для будущего диалога церквей и общих богослужений. По сути, этот храм станет своеобразным посольством Вселенского патриархата в Украине. "С церковной точки зрения это очень важный момент – участие в общей литургии как проявление единства. Именно поэтому нужно как раз храмовое сооружение, и очень важно, чтобы оно было в собственности государства. Представьте, если бы храм забрали у одной религиозной общины и передали другой, – это был бы неприятный инцидент", – объясняет Вячеслав Горшков.
Идеология и дипломатия
Томос и создание Украинской поместной православной церкви – одна из главных тем на повестке дня. Этим занимается высший эшелон украинской власти, с небывалой активностью для государства, законодательно отделенного от церкви. Чрезмерное внимание проявляется и в таких вопросах, как передача Андреевской церкви Вселенскому патриархату. Это подтверждает Главное научно-экспертное управление аппарата Верховной Рады. В выводах по поводу закона №9208 эксперты говорят, что для такой передачи можно было бы и не писать отдельный закон. Для этого достаточно постановления Кабмина, который через профильное министерство управляет объектами государственной собственности. А Верховная Рада не имеет полномочий для такой передачи. Кроме того, управление предостерегает: закон №9208 может стать неприятным прецедентом, если его возьмут на вооружение религиозные организации, которые могут требовать в пользование другие храмы-музеи.
Впрочем, проводя церковно-дипломатические маневры, руководители Украины действуют в рамках законодательства. Они следуют 30 статье Закона "О свободе совести и религиозных организациях", которая гласит, что государство должно содействовать разным конфессиям в международных вопросах. По мнению Вячеслава Горшкова, сейчас власти одинаково толерантно относятся ко всем религиозным организациям. "Церквям не на что жаловаться — любая конфессия имеет поддержку, когда сотрудничает с государством", – говорит религиовед. А пристальное внимание к православной церкви обусловлено ее историческим и культурным влиянием на нашу страну. Кроме того, как считает Горшков, именно сейчас, во время противостояния с Россией, государству крайне важно защищать церковь от влияния враждебной Украине идеологии и не допускать, чтобы церковь становилась ее инструментом.