Четыре драйвера для сохранения духа стартапа

2019-05-31 12:00:00

199 0
Четыре драйвера для сохранения духа стартапа

Юрий Антонюк, вице-президент, глава EPAM CEE

За последние пару десятков лет шансы компаний в быстром достижении миллиардных оборотов выросли в разы. Благодаря агрессивному использованию технологий цифровой эпохи и новому подходу к ведению бизнеса Snapchat, Whats App, Uber и другие компании стали наглядными примерами именно такого взрывного роста

Профильная литература пестрит рецептами построения быстроразвивающегося бизнеса. Мы их изучаем, экспериментируем, иногда ошибаемся, но продолжаем бежать, чтобы не упустить возможности масштабирования бизнеса. Забывая, что обладаем собственным уникальным опытом в данном вопросе. И о нём вряд ли напишут в книгах.

25 лет назад двое белорусских программистов-одноклассников запустили в США стартап EPAM Systems, основанный на инженерной экспертизе, что и стало ДНК бизнеса. Парадокс: изменения — это константа сегодняшнего времени. Я сотрудничаю с EPAM Systems более 18 лет и наблюдаю за устойчивым развитием большой компании, гибкой несмотря на размеры.

Формирование новой экспертизы занимает 5–10 лет, что в эпоху высоких скоростей достаточно много. При покупке готовой экспертизы на интеграцию уйдёт 1-2 года, таким образом, бизнес ускорит своё развитие. За последние шесть лет EPAM приобрела более 10 компаний с готовыми компетенциями в продуктовом инжиниринге, дизайне, инновационном консалтинге и т. д. Таким образом, нам удалось соединить инженерный подход и постоянную трансформацию бизнеса.

Я, как и другие управленцы, нахожусь в постоянном поиске ответов на современные вызовы: как быстро и эффективно адаптироваться к переменам и успешно конкурировать, обеспечивая компании надежный рост; каким образом находить и реализовывать креативные идеи и удерживать таланты.

Ответов на все вопросы у меня, увы, нет, а бизнес-литература не предлагает универсальных рецептов. Но на основе своего опыта я усвоил несколько рецептов, которые однозначно помогут бизнесу устойчиво развиваться.

1. Доверяйте интуиции и используйте проверенные подходы

Поначалу мы выстраивали бизнес-процессы, полагаясь на здравый смысл, опыт и деловое чутьё, этот подход давал неплохие результаты. Но когда компания вырастает до международного уровня, для дальнейшего развития необходим сильный системный базис. Использование проверенных бизнес-методологий помогает за достаточно короткое время избежать хаоса и упорядочить структуру.

Перед выходом на IPO в 2012 году компания провела серьёзную внутреннюю перестройку. В этом нам помогли консультанты из Института Адизеса. Мы не изобретали с нуля то, что было придумано до нас, а максимально адаптировали готовые решения под потребности бизнеса. На языке программистов это звучит так: использовали формальный фреймворк и трансформировали его.

2. Откажитесь от вертикалей и иерархий

Чем крупнее бизнес, тем важнее в организации процессов и их контроле структура компании. Она должна быть негромоздкой, но эффективной. И неслучайно структура ЕРАМ горизонтальная.

Вертикальная система с двадцатью уровнями иерархии и небольшим количеством позиций на «вершине пирамиды» нам не подходит априори. Наши специалисты — люди творческие, стремятся драйвить процесс, а не быть винтиками в системе. Горизонтальная структура даёт им возможность создать практику, возглавить её и развивать далее. Новые направления у нас появляются каждый год, и это реальный шанс стать управленцем. Мы поддерживаем такую инициативность. Ограниченные возможности для карьерного роста приводят к нездоровой конкуренции и профессиональному выгоранию.

3. Сочетайте в себе управленца и специалиста

Любой руководитель должен быть специалистом в своей отрасли. Для меня показателен пример моих родителей — врачей. Больницу, в которой они работали, возглавлял хирург-практик. До последнего дня он проводил операции, за что его безмерно уважали в коллективе. Отсюда простая истина: нельзя быть главврачом, не будучи практиком.

Успешный топ-менеджер должен отлично разбираться в рабочих процессах. Важно, чтобы в его календаре было время для встреч с клиентами, коммуникации с командой и подготовки презентаций.

Делегировать полномочия необходимо, но перекладывать работу на подчинённых и лишь раздавать указания — не наш подход.

4. Привлекайте и удерживайте талантливых специалистов

Как и в других сферах, в IT-индустрии довольно актуален кадровый вопрос. Многие компании по-прежнему пытаются его решить исключительно с помощью системы денежных бонусов. Этот метод оправдывает себя лишь на марафонских дистанциях. Финансовая мотивация чрезвычайно важна, но людей удерживают и другие составляющие.

Идеальная формула — сочетание достойной оплаты труда, корпоративной культуры, обучающих программ, профессионального роста и глобальных перспектив (релокация, постоянная или временная).

Мы пользуемся возможностями и неоспоримыми преимуществами большой компании, которой стали за эти годы. Ведь именно инвестиции в образование и IТ-комьюнити создают условия для развития талантов в Украине.

Loading...