Первый день KMW-2019

Новости партнеров

Related video

Первый день KYIV MEDIA WEEK стартовал с рассказа об успешном сотрудничестве британского телеканала и американского стримингового сервиса. В рамках секции "Криминальная драма ITV и Netflix "Марчелла" (Marcella): от идеи к экрану", организованной при поддержке телеканала "Украина", Никола Лардер (Nicola Larder), исполнительный продюсер сериала, рассказала о процессе разработки популярной детективной драмы. Особо интересным оказалось, например, то, как Лардер работает над сценариями. Ее партнером выступает шведский сценарист Ханс Розенфельдт (Hans Rosenfeldt), автор оригинального детектива "Мост" (Bron/Broen). И именно он пишет полный сценарий эпизода после обсуждения идеи и всех битов истории с Лардер. Причем пишет на шведском, который Лардер не знает, поэтому она привлекает знакомого переводчика родом из Скандинавии, и требует от того максимально точный перевод, чтобы не лишать сценарий авторской манеры и своеобразного "скандинавского нуарного" темпа, свойственного Розенфельдту.

Впрочем, бывает и такое, что приходится идти на жесткий компромисс. Так, по словам Лардер, Розенфельдт планировал сделать второй сезон мрачнее, чем тот оказался. В том числе планировал сделать жертвами детей и показать процесс убийства. Но Лардер посчитала это чересчур жестоким. "Дети и пожилые люди не должны гибнуть", иначе аудитория проекта может сократиться. К слову, рейтинг второго сезона слегка упал, и Лардер полагает, что причина тому – как раз повышение мрачности, по сравнению с первым сезоном.

"Зритель наелся шаблонного кино" – таким можно назвать девиз секции "Вишлист украинских вещателей", проведенной при поддержке издания Media Business Reports. Все без исключения участники дискуссии сошлись во мнении: несмотря на то, что сетки крупнейших медиагрупп пока не сильно изменились, перемены на рынке в целом либо уже произошли, но пока не проявились в значительной мере, либо вот-вот произойдут.

По данным исследования TNS, в 2018 году пользование интернетом в свободное время впервые превысило показатель смотрения ТВ – 72 % против 71 % опрошенных. По словам Юлии Гатитулиной, директора департамента планирования программ телеканала "Украина", зрители просто устали от шаблонности на ТВ и ищут чего-то нового, например, "больше драмы в мелодрамах". Также представители коммерческой и взрослой (55+) аудитории склонны "подсматривать" за молодежью: проекты для подростков – точнее тренды, показанные там – оказываются интересными взрослому поколению. Дмитрий Троицкий, директор дивизиона "Вещание" StarLightMedia, считает, что реалити-передачи (включая талант-шоу) больше не работают так, как пять лет назад: по его словам, будущее за сериальным контентом. Поэтому и каналы StarLightMedia ("Новый канал", ICTV, СТБ), и каналы других медиагрупп будут наращивать объемы сериальной линейки собственного производства. Уровень закупок иностранного контента особо увеличиваться не будет.

Тем временем генеральный директор международной аналитической компании The WIT (Швейцария) Вирджиния Муслер (Virginia Mouseler) на мероприятии "Глобальные тренды потребления контента от The Wit" говорила о будущем реалити: сегодня реалити-ТВ набирает популярность на платформах видео по запросу, став своеобразным guilty pleasure VоD-сервисов. Хороший пример – шоу Love Island, а также его локальные адаптации. Американская передача была перезапущена благодаря телеканалу CBS на его стриминг-платформе, а шоу Temptation Island нидерландского телеканала VIPS NL было эксклюзивно запущено на SVоD Videoland.

Fullscreen

Кроме того, вторую жизнь получили популярные передачи 2000-х: для аудитории миллениалов многие хиты рассматриваются как свежий контент. Основными же темами для документальных передач стало все, связанное с абьюзом, сексуальными отношениями и порно. В то же время интерес к шокирующим изображениям преступлений сменился интересом к передачам с социальным уклоном, целью которых является освещение определенной социальной проблемы с предложением ее решения.

Технологии настолько плотно вошли в нашу жизнь, что с их помощью можно не только создавать контент, но и предсказывать, как тот или иной продукт воспримет публика. Этим откровением поделился бывший ученый NASA и сооснователь компании Cinelytic Дев Сен (Dev Sen), рассказывавший на KMW об искусственном интеллекте (AI) и машинном обучении (ML). Впрочем, бояться технологий не стоит: ИИ и машины не заменят креативности человека. Они переберут на себя техническую работу, освободив время для творчества и креатива.

Еще одна передовая технология, которую не обошел вниманием KYIV MEDIA WEEK, – блокчейн. По словам Мануэля Баделя (Manuel Badel), основателя Badel Media и консультанта по цифровым медиа и блокчейну, блокчейн-технология не только дает возможность децентрализовать и упрощать многие процессы, связанные с передачей и производством контента, но также предполагает бОльшую интерактивность для зрителей.

Одним из показательных проектов в этой сфере является (Atari: Fistful of Quarters) – биографическая полнометражная игровая картина о Нолане Бушнелле (Nolan Bushnell), который прошел путь от мастера по ремонту пинбольных машин до СЕО легендарной компании Atari, в 70-х ставшей одним из основополагателей игровой индустрии как таковой.

Продюсеры картины выпустили так называемые токены Бушнелла (Bushnell tokens), обладатели которых получают не только долю от кассовых сборов, но и дополнительные возможности, вроде голоса, учитываемого при выборе финального варианта трейлера или второстепенного актерского состава.

В рамках первого дня KYIV MEDIA WEEK организаторы традиционно показали свежие телеформаты со всего мира. Если попытаться кратко описать подборку, то получится почти слоган: "детям – взрослую жизнь, мамам – снова 21 год, а ресторанный бизнес – в помощь людям, у которых диагностировали болезнь Альцгеймера".

Проект о ресторанах – шоу телеканала Channel 4 шоу "Ресторан, который делает ошибки (The Restaurant That Makes Mistakes), где пожилые люди с болезнью Альцгеймера выступают в качестве персонала – упоминался и на специальной презентации нового и популярного контента из Южной Кореи. Не удивляйтесь: для корейского телевизионного рынка форматы Slow entertainment вновь актуальны. А вслед за этой страной подобные тренды распространились и на европейский рынок – в частности, британский.

Рассказывать о новом и популярном телеконтенте из Южной Кореи приехали представители сразу четырех местных компаний – KBS Media, KSEEK, Pictionary Art Factory и MADMANPOST. В ходе скрининга гостям KMW презентовали корейские ток-шоу, мультсериалы, нон-скриптед и скриптед-форматы, а также продемонстрировали возможности их специалистов в области визуальных эффектов. Ивент был организован при содействии корейского правительственного агентства KOCCA.

Fullscreen

Традиционная пресс-конференция в честь открытия KMW на этот раз получила название "Время перемен". В ней – впервые в качестве министра – поучаствовал Владимир Бородянский, который рассказал о своем видении функционирования объединенного гуманитарного министерства, а также о будущем госфинансирования аудиовизуального контента. Помимо этого, глава Украинского культурного фонда Юлия Федив представила результаты работы своего ведомства за минувший год и поделилась планами на будущее; Ярослав Лодыгин описал свои главные задачи на посту генпродюсера Общественного вещания; Катерина Федорова поделилась уже существующими достижениями антипиратской инициативы "Чистое небо", а также ее приоритетами на ближайшее время; а исполнительный директор ИТК Игорь Коваль анонсировал грядущую конференцию "Телевидение как бизнес".

Тема телевидения как бизнеса, хоть и негласно, звучала на панельной дискуссии "Новые горизонты украинских сериалов", участники которой обсудили все направления работы – от создания многосерийных франшиз ситкомов до полноценного международного копродакшна. За последние несколько лет количество произведенных в Украине сериалов выросло почти в 4 раза: только в прошлом году наши вещатели и продакшны произвели 117 сериалов. В рамках панельной дискуссии были представлены три показательных кейса: 60-120-серийные ситкомы производства канала "НЛО TV", латвийско-украинская копродукция "Маркус", созданная по заказу телеканала "Украина", и сериал "Принцип удовольствия", объединивший сразу три страны – Украину, Польшу и Чехию. Не смотря на заметный рост украинских копродукций, глава Star Media Влад Ряшин отметил, что дальнейшее развитие упирается в принятый в первом чтении новый закон о ребейтах. Он обратил внимание на два момента: НДС для украинского подрядчика, снижающий процент ребейта с 25 до 5, а также исключение затрат на работу с ФЛП.

Третий год подряд на KYIV MEDIA WEEK внимательно присматриваются к контенту из Китая – в секции Focus On China. В этот раз гостям скрининга показали новые форматы из Поднебесной, чтобы продемонстрировать тенденции телевидения страны. Четыре проекта – два документальных и два игровых – представляли их создатели, которые затем обсудили в компании гендиректора компании The Wit Вирджинии Муслер. По ее словам, на сегодняшний рынок телешоу в Китае очень влияет распространение интернета, поэтому с каждым годом форматы должны становиться все интереснее, увлекательнее и уникальнее.

Еще одно событие первого дня KMW-2019 – case study сериала "Прятки" (HIDE AND SEEK) – криминальной нуарной драмы производства FILM.UA, которая в нынешнем году стала одним из десяти финалистов MIPDrama Buyers Summit. Более того: "Прятки" – это первый украинский сериал, представленный на этом престижном конкурсе. "Прятки" – концептуальный проект, который сочетает в себе жанр детектива и драмы, поднимает важные проблемы, актуальные для любого общества, в частности – проблему похищения детей. Еще до завершения съемок сериал покорил международного дистрибутора ZDF Enterprises, который приобрел права на дистрибуцию 8-серийной криминальной драмы за пределами Украины, России и СНГ. К слову, именно этот дистрибутор ранее представил миру международный нуарный хит – сериал "Мост" (THE BRIDGE). В рамках case study KMW "Прятки" представили креативный продюсер сериала Олеся Лукьяненко (креативный продюсер FILM.UA Group), копродюсер сериала Катерина Вишневская (руководитель отдела разработки и копродакшна FILM.UA), Мирела Настасе (Mirela Nastase), руководитель ZDFE.Drama, и Анастасия Штейнгауз (управляющий директор телеканала ICTV). Они рассказали о творческом процессе, международной и украинской стратегии продвижения, а также поделились своим видением перспектив развития концептуальных сериалов в Украине. Мирела Настасе подчеркнула, что дистрибутор принимал большое участие в девелопменте и продакшне проекта. Она подчеркнула, что сериал идеально вписался в каталог ZDFE, ведь для дистрибутора жанр криминальной драмы является приоритетным. Также Мирела рассказала о большой заинтересованности в этом проекте со стороны ведущих профильных фестивалей, которые буквально боролись за право первыми представить "Прятки" в своей программе. "Если бы "Прятки" появились 4-5 лет назад, то, возможно, у нас бы не получилось такого успешного сотрудничества. Но они появились именно в нужное время и в нужном месте", – резюмировала Настасе. Украинская – она же мировая – премьера "Пряток" должна состояться уже в октябре на канале ICTV.

Fullscreen

Уделили на медиафоруме внимание и странам Средней Азии. По словам Элины Каракуловой, директора представительства Интерньюс в Кыргызстане, телевидение в Кыргызстане остается основным источником получения информации. Важный виток в развитии телеиндустрии страны случился в 2014 году, когда был инициирован переход на цифровое вещание. По состоянию на 2016 год в Кыргызстане насчитывалось 60 локальных каналов, в прошлом же году началась активная работа по внедрению телеметрии, а также созданы Ассоциация вещательных компаний и Индустриальный медиакомитет. Ожидается, что формирование подобной инфраструктуры приведет к увеличению рекламного рынка, телевизионный сегмент которого на сегодняшний день составляет около $8-10 млн. Это, в свою очередь, позволит увеличить бюджеты производимых проектов. Среди зарубежных проектов наибольшей популярностью пользуются сериалы производства Украины, России, Турции, Южной Кореи, Индии и США.

Для рынка Азербайджана характерен уклон в сторону контента турецкого производства в связи со схожестью языков – азербайджанское телевидение ретранслирует около 200 турецких каналов. Как рассказал исполнительный директор Ассоциации участников ИКТ рынка Азербайджана Али Алиев, пять лет назад азербайджанским правительством был принят закон о запрете вещания зарубежных сериалов, что определенным образом стимулировало развитие локального производства. На сегодняшний день у азербайджанских компаний уже имеется опыт копродукции с турецкими и грузинскими коллегами.

Ситуация с двумя языками, кстати, характерна и для европейской Молдовы. В 2018 году правительство страны приняло новый кодекс, по условиям которого местные вещатели обязуются показывать не менее восьми часов контента локального производства в сутки. Как отметил генеральный директор Realitatea Media Думитру Цыра (Dumitru Tira), в связи с двуязычностью большинства населения, здесь успехом пользуется русскоязычный контент, но наиболее рейтинговыми остаются новости и ток-шоу. Несмотря на это, ежегодно на закупку зарубежного сериального контента вещатели тратят около $1 млн, также есть успешные примеры производства копродукционных проектов – сериал "Следователь Горчакова" был создан совместно с Украиной.

На локальный рынок Казахстана также влияет ситуация с двуязычностью. Но наиболее популярными на телевидении, по словам директора казахстанского "Первого Творческого Объединения" Николая Пака (Nikolay Pak), все же остаются мелодрамы на казахском языке. Среди зарубежного контента наибольшей популярностью пользуются сериалы и фильмы производства Украины или России. Кроме того, за последние несколько лет усилилось сотрудничество с украинской стороной – как кадрово с украинскими сценаристами, так и официально, примером которого является копродукционный проект "Касым".

День завершился хорошей новостью: в рамках международного медиарынка KYIV MEDIA WEEK стало известно, что FILM.UA Distribution продала права на кинотеатральный показ второй части одного из самых кассовых украинских фильмов – "Скажене весілля" – на территорию Польши. Впрочем, с кем именно заключена сделка, пока не сообщается.