Послевоенная легализация средств не должна быть ослаблением мониторинга их происхождения - эксперт

Related video

Программа легализации накопленных средств, в которой может нуждаться Украина после войны, не означает ослабление мониторинга происхождения этих средств. Такое мнение соосновательница первой в Украине финтех-экосистемы Concord Fintech Solutions Елена Соседка высказала в эксклюзивном комментарии УНН.

"Программа легализации никак не означает ослабление мониторинга происхождения средств. Действующие правила финансового мониторинга – это одна история, а программа легализации — другая. До войны уже был введен порядок легализации средств и методика действий для клиентов и банковских учреждений, но, насколько я знаю, она сработала с достаточно скромными результатами", — отметила она.

Сейчас, считает эксперт, необходимо переосмыслить, почему так произошло – "или условия были предложены такими, что не заинтересовали население, или война стала препятствием, или действующие условия рынка были такими, что не формировали у населения потребности воспользоваться предложенной программой". По словам Елены Соседки, сейчас страна направляет усилия всех соприкасающихся органов власти на усиление контроля за финансовыми потоками и ужесточает правила финансового мониторинга по операциям как населения, так и бизнеса.

"Комплексный результат приведет к усилению ценности легализации наличных средств, имеющихся у населения, и, соответственно, к внедрению программы легализации. Считаю, что должна быть разработана комплексная программа на определенный период времени и введено налоговое декларирование для всех физических лиц", — подчеркнула соучредитель Concord Fintech Solutions.

Она считает, что такие меры обеспечат контроль и выявление потенциально незаконных действий и их финансирования. Но, по мнению эксперта, важной составляющей такой системы должна быть прозрачная и объективная оценка каждого случая, основанная на доказательствах и фактах.

"Она может включать в себя сотрудничество с международными организациями и экспертами по финансовой безопасности для обеспечения соответствия международным стандартам. Это не революция или открытие — это подтвержденная практика развитых цивилизованных государств", — подчеркнула Елена Соседка.

Говоря о дифференцированной системе подхода к этому вопросу, с возможным установлением пороговой суммы декларирования и сумм, которые будут подлежать налогообложению, она отметила, что "это должно быть комплексное системное решение, построенное на макроэкономических расчетах и сформированных целях государства".

"Какую денежную массу государство хочет вывести из теневого оборота, какие поступления в бюджет получить за счет этого, какого эффекта мультипликатора может достичь за счет появления этих средств в официальном обороте. Ответы на эти вопросы дадут возможность сформировать условия системы дифференцированных порогов сумм легализации. Что касается методики процесса легализации – то только через банки или финансовые учреждения, имеющие право на обслуживание счетов физических лиц", — пояснила Елена Соседка.

При этом она считает, что нет никакой необходимости менять уже действующие правила финансового мониторинга в отношении покупок. Сейчас те же машины или недвижимость покупаются исключительно путем оплаты с банковского счета, а при внесении наличных на счет действуют установленные правила подтверждения происхождения средств.

"Итак, система должна работать следующим образом: первый этап — прохождение легализации через установленные правила. Второй этап — зачисление легализованных средств на счет, после чего осуществление желаемой покупки по уже действующей и отработанной системе правил финансового мониторинга", — резюмировала соучредитель Concord Fintech Solutions.