Назовите свое имя

Киев посетил знаменитый Стивен Спилберг.  Он прибыл на презентацию фильма о Холокосте в Украине – картины Сергея Буковского «Назовите свое имя», продюсером которой выступили сам Спилберг и Виктор Пинчук

Related video

Презентация фильма проходила в бывшем Октябрьском дворце. По этому случаю здание напоминало международный аэропорт, в котором ведется работа по обнаружении. Террористов. Металлоискатели у входа, досмотр сумок, "фейс-контроль" на нескольких этапах, охранники с рациями у каждой колоны, служебная овчарка, бегающая по коридорам, -- все торжественно подчеркивало: сегодня фильм о Холокосте в Украине будут смотреть не только Стивен Спилберг и примкнувшие к нему простые смертные.

На встрече с создателями документальной ленты присутствовали Президент Виктор Ющенко с супругой, тесть г-на Пинчука Леонид Кучма, Виктор Янукович с Александром Морозом, послы США, Израиля, а также несколько сотен известных политиков, представителей бизнес-кругов, творческой интеллигенции. Когда объявили, что в зале находятся некоторые из героев фильма: "выжившие" евреи и "те, которые рисковали" (украинка из Тернополя Ирина Максимова) – элита встала.

Автор "Списка Шиндлера" и меценат Пинчук выделили почти два часа на общение с прессой. Представитель московской телекомпании долго выяснял у режиссера, неужели он всерьез надеется своими картинами изменить мир, после чего залепил: "Для чего был сделан фильм "Назовите свое имя"? В чем цель фильмов, снимающихся по заказу фонда "Шоа"? Уважаемый кинематографист интеллигентно сообщил, что никогда в жизни, ни одним своим фильмом не пытался изменить мир (мол, любой, замахивающийся на подобное, тут же заканчивается как режиссер: надо просто снимать о том, что у тебя болит – и все). "Но такие ленты, как "Назовите свое имя", должны менять мир. Они уже его меняют. И этот, и другие фильмы, снятые при участии "Шоа" (в переводе с иврита – "Катастрофа"), привлекают внимание миллионов людей к трагедии Холокоста. Важно, чтобы о ней знали в самых разных странах". Важно, по мнению Спилберга, именно потому, что такие фильмы призваны излечивать от ксенофобии, которая, как и ненависть, возникает от страха.

"Когда человек сталкивается с другим, непохожим на него, человеком, иной культуры, он боится: это – чужой, а значит, опасный. Сегодня коммуникации между народами налажены тесно, но люди все равно не сблизились. Культура любого общества может произрастать из ненависти, а может – из любви. Поэтому толерантность по отношению к "чужим" необходимо прививать еще в детском возрасте. Этот фильм будет показан в школах многих стран мира".

Украинские журналисты изводили главу фонда "Шоа" вопросами о Голодоморе. Дескать, не хочет ли снять фильм на эту тему, ведь Голодомор – тоже трагедия. Спилберг сказал, что не хочет, потому что сравнивать Холокост и Голодомор нельзя. А вообще об ужасах искусственного голода снимать необходимо: "мир должен знать, что вы пережили". Но об этом следует побеспокоиться прежде всего самим украинцам. Виктор Пинчук поделился идеей объединить кинотрилогией главные катастрофы Украины XX века – Голодомор, Холокост и Чернобыль.

Естественно, что у "топового" голливудского режиссера, чьи предки родом из Одессы, поинтересовались, а чего это он так долго не мог добраться до исторической родины? Ответ долгожданного гостя всех утешил: "Я хотел приехать в уже бывший СССР всю свою жизнь, но не получалось. Я знал, что меня об этом спросят, и понимаю, что оправдания мне нет. Все мои дедушки и бабушки по папиной и маминой линии – из Украины (по одной линии его предки носили фамилию Шпильберг, по другой – Познер). На семейных ужинах бабушки и дедушки говорили на идиш и на русском, и благодаря их рассказам я очень хорошо представлял жизнь в Украине. Сойдя с трапа самолета в Киеве, я воскликнул: наконец-то я дома!"

Радость от встречи потомку украинских евреев несколько подпортил современный вид Бабьего Яра. "У меня возникли сложные чувства. Меня обескуражило, что в месте массовых расстрелов теперь находиться станция метро и никаких следов истории я не увидел. Было трудно представить, как это место выглядело 60 лет назад. Но мне показали документы и фотографии, после чего я смог сложить для себя картину Бабьего Яра 1941 года".