И тишина. Почему 50-летие кровавой Культурной революции Китай отмечает молча

Фото: nybooks.com
Фото: nybooks.com

The Guardian o том, почему Пекин позаботился об отсутствии каких-либо упоминаний о полувековом юбилее погромов, инициированных Мао Цзэдуном

Related video

50-ю годовщину одного из самых разрушительных и судьбоносных событий ХХ века Пекин проигнорировал, сообщает корреспондент The Guardian Том Филлипс. 16 мая 1966 года Коммунистическая партия Китая объявила, что контрреволюционные интриганы затеяли сговор с целью заменить партию "диктаторством буржуазии". Вслед за этим развязывающим руки заявлением последовали годы потрясений и кровопролитий, в экономике КНР наступил период стагнации, который закончился лишь после смерти Мао в сентябре 1976-го. Полвека спустя после начала Культурной революции, 16 мая 2016-го, китайские СМИ и словом не обмолвились об этой годовщине.

Подконтрольный партии таблоид The Global Times, полностью проигнорировав трагическую дату, поместил на первые страницы материал о недовольстве Пекина обнародованным Пентагоном отчетом с подробностями мелиоративной деятельности КНР в Южно-Китайском море.

Газета The Beijing Morning Post опубликовала материалы, посвященные Дональду Трампу и лондонскому экс-меру Борису Джонсону, сравнившему ЕС с Гитлером. Места для заметки о Мао Цзэдуне или о его массовой кровопролитной акции на страницах издания не нашлось.

В The Beijing Times тоже "позабыли" о годовщине, посвятив первую страницу усилиям, прилагаемым полицией для розыска пропавших без вести детей.

В китайской провинции Сычуань до сих пор продаются значки с изображением Мао Цзедуна. То, что президент Си Цзиньпин до сих пор никак не прокомментировал юбилей Культурной революции объясняется боязнью навредить репутации Мао

Китайские СМИ, находящиеся под пристальным контролем правительства, не сообщили о каких-либо официальных мероприятиях в память о трагедии. А ученым запретили высказываться о сложном периоде. "Ни один исследователь не имеет возможности согласиться на интервью, связанное с Культурной революцией", — признался один из них ежедневной канадской газете The Globe and Mail.

"Считается, что если мы покажем темную сторону Культурной революции, люди поставят под сомнение эту политическую систему", — сообщил The Guardian Ван Юцинь, автор материала "Жертвы Культурной революции".

Родерик Макфаркуар, который занимается изучением Культурной революции в Гарварде, утверждает, что президент Си Цзиньпин настороженно отнесется к любому, кто попытается использовать Культурную революцию, чтобы "обсудить неудобные факты" партийного прошлого.

Fullscreen

Пропагандистская дружина, а также старшеклассники и студенты размахивают "Маленькой красной книжицей" Мао Цзедуна, 1966. (Фотo: Жан Винсент /AFT/Getty Images)

Особенно нежелательным было бы отражение центральной роли Мао в организации погромов, которые, по оценкам экспертов, забрали до двух миллионов жизней.

"От чего действительно становится не по себе и что, в частности, не может переварить даже Си Цзиньпин — роль Мао [в культурной революции]", — поясняет Макфаркуар. И добавляет: "Мао ведь фактически упивался хаосом. Ему нравилась сама идея гражданской войны… Последнее, чего хочет Си Цзиньпин, — обсуждать что-либо, связанное с Культурной революцией, потому что это неминуемо повлияет на репутацию Мао".

Только в Гонконге, который хоть и является частью Китая, но имеет гораздо больше политической свободы благодаря договору о его возвращении под китайский контроль в 1997-м, СМИ смогли написать о болезненном юбилее.

В одной из авторских колонок, опубликованных в Тhe South China Morning Post, говорится о том, что "прошло пятьдесят лет, а партия так и не смогла обеспечить хотя бы какое-то правосудие в этом трагическом событии". "Если партия боится раскрыть всю правду о собственном прошлом и отказывается извлечь из него урок, как можно говорить о каком-либо четком представлении касательно будущего движения в правильном направлении?" — добавляет автор.

Fullscreen

Мао Цзэдун с Чжоу Эньлай (слева) и министр обороны Линь Бяо держат по экземпляру "Маленькой красной книжицы". Фото сделано во время осмотра военного парада в Пекине, 1967. (Фото: STR/AFP/Getty Images)

Даниэль Лиис из Фрайбургского университета, который тоже исследует последствия эпохи Мао, утверждает, что одним из результатов трагических событий стало появление в Китае лидеров, стремящихся к полной политической стабильности.

"С точки зрения партии, один из главных уроков состоит в том, что ничего никогда нельзя выпускать из-под контроля, нужно всегда сохранять за собой командные позиции, а деление на фракции внутри партии — вещь абсолютно недопустимая. Сегодняшние лидеры по-прежнему утверждают, что "то десятилетие не может считаться периодом полной анархии, ведь, в конце концов, у руля стояла партия", — поясняет Лиис.

По словам Макфаркуара, автора книги "Последняя революция Мао", за полвека роль рядовых китайских горожан в насилии, творившемся на улицах, все еще недостаточно изучена: "Думаю, самым ужасным аспектом Культурной революции является даже не то, что председатель в одночасье погрузил всю страну в хаос. Хуже всего, что, словно по сигнальному выстрелу из стартового пистолета, китайцы стали вести себя чрезвычайно агрессивно по отношению друг к другу. Это не сравнить с приказами нацистского лидера уничтожить 6 миллионов евреев. Люди сами шли и дрались друг с другом, убивали друг друга. Это тот случай, когда людям позволили сорваться с поводка и они этим воспользовались".

Люди сами шли и дрались друг с другом, убивали друг друга. Это тот случай, когда людям позволили сорваться с поводка, и они этим воспользовались

Китайские левые радикалы, которые рассматривают Культурную революцию как золотой век социального равенства и идеологической справедливости бросили вызов попыткам Пекина преуменьшить значение этой круглой даты.

В провинции Шаньси на одном из памятных мероприятий неомаоисты подняли красные знамена с надписями "Мысли Мао непобедимы!" и "Да здравствует Великая пролетарская культурная революция!".

В северо-восточном китайском городе Даляль митингующие размахивали портретами Мао и баннерами, на которых можно было прочесть: "В море не обойтись без Кормчего".

Чжан Хунлян, известный ученый-маоист, заявил о попытках недоброжелателей партии манипулировать юбилеем с целью добиться дестабилизации нынешнего режима в Китае: "[Их цель] не только отказаться от Культурной революции ... они используют эти 10 лет для того, чтобы полностью обесценить руководство Коммунистической партии Китая, — прокомментировал Хунлян. — Даже если это была противозаконная кампания, прошло уже 40 лет с момента ее окончания, этого времени достаточно для того, чтобы люди отпустили трагедию и двигались дальше".

Историк Ван Юцинь утверждает, что подобным мыслителям нельзя разрешать и дальше на весь мир отрицать кровопролитие и страдания.

Она жалуется, что, в отличии от Камбоджи, где трибунал расследовал преступления красных кхмеров, совершенные под руководством Пол Пота, жертвам Культурной революции было отказано в восстановлении исторической справедливости. "Шокирует то, что прошло 50 лет, а мы до сих пор не имеем детального отчета о том, что тогда происходило. Это позор". Исследователь убеждена, что обычные люди могли бы исправить ситуацию, если бы имели возможность делиться воспоминаниями и записями о событиях того десятилетия.

"Все изменится, — убеждена она. — Если мы приложим усилия, если будем говорить правду, люди выслушают".

По материалам: The Guardian
Перевод Анны Синящик