Термоядерное чучхе. Как Северная Корея шантажирует весь мир
Северная Корея в нарушение международных запретов испытывает ядерное оружие и запускает баллистические ракеты, и никто не знает, как ее урезонить
"Соединенным Штатам, нравится им это или нет, придется свыкнуться со статусом КНДР как державы, обладающей ядерным оружием" — с таким заявлением в пятницу, 5 февраля, выступил представитель северокорейского министерства иностранных дел. И пообещал, что ядерные силы страны будут всячески совершенствоваться, чтобы иметь возможность достойно ответить на "непрекращающиеся провокации", исходящие из Вашингтона. А в воскресенье, 7 февраля, был осуществлен запуск на орбиту спутника. И бог с ним, со спутником: важно то, что ракета, использованная для запуска, бьет на девять тысяч километров.
Что в сочетании с наличием ядерного оружия у КНДР очень неприятная новость. В зоне потенциального удара не только Восточное побережье США, но и практически вся Европа, за исключением Пиренеев.
Просто праздник какой-то
Человечество давно перестало радоваться появлению новых искусственных спутников на орбите Земли, после того как в 1957 году закинуло туда первый. Дело поставлено на поток, и сейчас ближний космос просто замусорен действующими аппаратами и остатками вышедших из строя. В прошлом году насчитывалось около 17 тысяч искусственных объектов, кружащих вокруг Земли, из них четыре тысячи в рабочем состоянии. Кто на них вообще внимание обращает?
Но в Северной Корее не разучились организованно веселиться по указанным партией и вождем поводам. Вот и свежее космическое достижение отмечали массовыми уличными мероприятиями и фейерверками. "Мы надеемся, что будущее нашей космической технологии будет расцветать, как эти фейерверки в небе", — торжественно комментировало государственное телевидение. "Попытки других стран препятствовать такому прогрессу — не более чем щенячий лай на луну", — прокомментировал заместитель министра обороны КНДР. И все северокорейцы с восторгом отмечали величайшую роль, которую сыграл в этой исторической победе руководитель Ким Чен Ын, лично спланировавший запуск.
Правда, ведет себя свежезапущенный спутник "Кванменсон-4" неправильно: наблюдатели фиксируют его хаотическое вращение, и нет уверенности, что его орбитальная траектория соответствует заданным параметрам. Никаких сигналов он также пока не подает.
Можно было бы понять радость северокорейцев, если бы это был их первый спутник, так нет. После неудачных попыток, первая из которых приходится на 1998 год, им удалось в 2012 году вывести на орбиту аппарат "Кванменсон-3", который должен был снимать Землю и передавать на нее песни о чучхе на частоте 470 мегагерц. Но тот спутник тоже предательски отказался петь.
"В зоне потенциального удара не только Восточное побережье США, но и практически вся Европа, за исключением Пиренеев"
Может прилететь
Сколько бы ни иронизировали по поводу технологического прогресса Северной Кореи, главную цель тамошние специалисты выполнили. Под видом космических исследований ведется доработка баллистических ракет дальнего радиуса действия. В основу положена советская ракета Р-17 "Скад", которую придумали еще в конце 50-х, а поставили на вооружение в 1962 году. В процессе совершенствования шеститонная одноступенчатая Р-17 превратилась в 90-тонную трехступенчатую "Ынха" — "Млечный путь".
Как только стало известно о предстоящем пуске (КНДР уведомила соответствующие международные органы), Япония тут же разместила на территории министерства обороны в Токио зенитно-ракетный комплекс Patriot, а корабли ВМФ, оснащенные системой противоракетной обороны Aegis, привели в повышенную боевую готовность. Мало ли что? Наверняка соответствующие меры приняли и другие страны региона, в первую очередь Китай.
Предотвратить запуск попытались своими грозными заявлениями руководители Южной Кореи и Японии, а после о карающих мерах задумались в ООН: КНДР грубо нарушает запрет Совета безопасности на использование баллистических ракет.
Общая тревога обусловлена еще и тем, что в конце прошлого года состоялись уже не заявленные пуски баллистических ракет с подводной лодки "Корэ" — один неудачный, 28 ноября, а 21 декабря якобы успешный. А 6 января провели испытания водородной бомбы — первые в истории Северной Кореи. Тут уже не до шуток.
Папин Ын
Активная разработка ядерной программы была начата Ким Чен Иром, отцом нынешнего лидера. Он же заложил и тактику общения по этому поводу с обеспокоенным мировым сообществом. Сейчас бы ее назвали гибридной: когда слова и действия сильно не совпадают, но работают на одну задачу — всех обмануть.
Еще в 1985 году КНДР присоединилась к международному Договору о нераспространении ядерного оружия, но уже в 1993 году из этой неимоверно закрытой страны стали просачиваться сведения о его нарушении. Через год северокорейцы в обмен на обещание закрыть свою ядерную программу выторговали у США помощь в строительстве двух АЭС.
"Армия и народ КНДР больше не противостоят ядерному оружию США с винтовками. Нет, они непобедимы и оснащены наступательными и оборонительными средствами, неизвестными миру"
Из заявления официального представителя Национального комитета обороны КНДР, 16 августа 2015 года
В 1999 году даже допустили международных инспекторов на ядерные объекты в обмен на поставки картофеля. Инспекторы не нашли признаков работ над оружейными программами, но в 2002 году США уже располагает обширными данными о ядерной программе Ким Ир Сена и публикует часть из них. В Пхеньяне обижаются и выходят из Договора о нераспространении.
Начинается новая череда угроз и торговли за очередную помощь. Пока идут эти разговоры, работа не прекращается: 4 июля 2006 года следует пуск ракет дальнего радиуса, правда, неудачный, а 9 октября того же года — первый подземный ядерный взрыв. Мир в шоке, а в Пхеньяне выторговывают помощь в $400 млн в обмен на новое обещание прекратить ядерную программу. Следует даже демонстративный демонтаж системы водяного охлаждения на одном из атомных объектов. Но 25 мая 2009 года следует второе испытание атомной бомбы, а эксперты утверждают, что КНДР располагает оружейным плутонием на 4–5 зарядов.
После смерти отца в 2011 году молодой Ким Чен Ын в точности повторяет отцовские шаги: в 2012 году Северная Корея соглашается на мораторий по ядерным и ракетным испытаниям, а к концу года запускает первый спутник, понятно, с помощью ракеты, а в 2013 году проводит третьи ядерные испытания.
Теперь вот дуплетом: водородная бомба и космический запуск. И хотя у специалистов большие сомнения, была ли бомба, взорванная в январе, водородной, как утверждают в Пхеньяне (уж больно мала зафиксированная магнитуда), ни у кого уже нет сомнений, что если все пойдет и дальше так, как идет, то сбудутся самые кошмарные ожидания. Никакие запреты не мешают этому экзотическому и страшноватому режиму получить самое разрушительное оружие. Сейчас его ядерный потенциал оценивается в диапазоне от 12 до ста зарядов.
Российский след. По данным южнокорейской разведки, ключевые детали, которые КНДР использовала для строительства ракет, российские
Найти управу
Пока ООН думает, какие бы санкции ужесточить, США заявляют о срочном развертывании в Южной Корее системы противоракетной обороны: разговоры разговорами, а так надежнее.
Еще в 90-е годы американцы прикидывали варианты силового решения, в этом признался тогдашний министр обороны Уильям Перри. А в 2006 году в The Washington Post вышла совместная статья Перри и нынешнего министра обороны Эштона Картера под названием "Ударить и разрушить, если это необходимо". Картер тогда не занимал государственных постов и потому был свободен в выражениях. В то же время нельзя отрицать, что подобные материалы, наоборот, стимулировали северокорейских лидеров развивать свой ракетно-ядерный арсенал. Вот же они, империалистические козни и угрозы!
Самая большая проблема связана с тем, что чрезвычайно бедную страну невозможно испугать санкциями: им, собственно, нечего терять, в отличие от других, кому очень даже есть что терять в случае применения КНДР ядерного оружия.
Главный источник мало-мальской экономической стабильности режима — торговые и гуманитарные связи с Китаем. Китай легко может устроить быстрый коллапс северокорейского государственного хозяйства, но есть обстоятельства, которые не позволяют ему это сделать.
Во-первых, существуют гуманитарные соображения: в XXI веке не принято морить людей голодом, а резкое свертывание Китаем отношений с КНДР приведет именно к такому результату. Во-вторых, Китай кровно заинтересован в сохранении статус-кво: крах Северной Кореи обернется наплывом многомиллионной армии беженцев именно в Китай. Оно ему надо? Точно так же в Пекине не заинтересованы в гипотетическом объединении двух Корей под эгидой Сеула: это укрепит политические и военные позиции Соединенных Штатов под самым боком у Поднебесной. С другой стороны, северокорейская ракетно-ядерная угроза уже привела к усилению военного присутствия американцев на Корейском полуострове: разворачивается система ПРО, а на базу Иокота в Японии переброшены 12 современных боевых самолетов пятого поколения F-22 Raptor.
Ким Чен Ын отлично понимает это замешательство своих врагов-кормильцев и готов взять с них очередную плату за страх.
Трудно сказать, учитывал ли Владимир Путин опыт Ким Чен Ира и его сына в своей международной тактике. Но очевидны трудности, которые испытывает международное сообщество в урезонивании лживых и агрессивных правителей, которые шантажируют соседей и остальной мир, бряцая оружием массового поражения. У России-то его побольше, чем у КНДР. Правда, и терять россиянам все еще есть что. Найди мир ключи к северокорейскому кейсу, глядишь, и с Россией будет понятнее как поступить.