Рак под куполом. Как церковь спасала души с помощью астрономии
Интернет-издание Atlas Obscura о том, как многовековая вражда между наукой и католицизмом завершилась примирением на линии меридиана
"По полу собора перемещается сгусток света. Мрамор на его пути вспыхивает глубокими цветными вихрями насыщенного бордового, сливового, карамельного и охрового оттенков. Поверхность здесь гладкая, почти зеркальная, а в воздухе пахнет дымом, парафином и совсем чуть-чуть духами проходящего мимо туриста", — так в своей статье описывает атмосферу одного из итальянских соборов корреспондент Atlas Obscura Джефф Маноух.
Светящийся сгусток, о котором он пишет, появляется здесь благодаря небольшой аккуратной дыре в крыше здания. Это отверстие работает по принципу кинопроектора. Поток дневного света, попадая в щель, превращается в тонкий луч, видимый лишь при наличии дыма или пыли. По словам Маноуха, увидев его, вы невольно начинаете думать о чем-то потустороннем, вынужденном на время принять материальную форму.
Дизайн меридиана Джованни Кассини в базилике Сан-Петронио в Болонье
Пока снаружи солнце медленно движется по своей небесной траектории, здесь, в храме, проецируемый луч сантиметр за сантиметром ползет по мраморному полу. Ровно в полдень, когда светило окажется в зените, сгусток света доберется до длинной прямой линии инкрустированной латунью и медью. Ее длина — около 68 м, или две третьих длины поля для американского футбола. "Эта линия следует исключительно своей геометрической логике, и это несмотря на то, что она простирается более чем до половины собора", — рассказывает Джефф Маноух. Длинная косая линия, обрывающаяся между двумя колоннами, действительно выглядит странно, посмотрев на план здания, можно подумать, что кто-то попытался его перечеркнуть.
Однако на этом чудеса только начинаются. По обе стороны от загадочной латунной линии прямо на каменном полу высечены слова и астрономические изображения. На полу собора смешались римские цифры, отметки о солнцестоянии и даже изображения 12 знаков зодиака, включая Водолея, доставляющего кому-то воду, мохнатого Козерога с рогами и хвостом морского существа, Стрельца, прицеливающегося для выстрела из лука, и пухлых губастых Рыб. Первый вопрос, который возникает: как такое вообще возможно? Неужели язычникам удалось не только оставить свой след в столь заметном месте, но и обезопасить его от нескольких поколений религиозных фанатиков? И как католические священнослужители могли допустить в стенах храма остатки старой веры?
"Эти символы оказались здесь не ради популяризации гороскопов и уж точно не для заклинаний, — поясняет Джефф Маноух. — Они служат церковной администрации и астрономии". Итальянский собор с необычными символами, привлекший внимание корреспондента Atlas Obscura, — это болонская базилика Сан-Петронио, которая одновременно является одной из самых точных солнечных обсерваторий в мире. Знаки зодиака — лишь часть инструмента для определения солнцестояний.
"Расположенное высоко над головами посетителей почти невидимое в арке собора крохотное отверстие впускает в здание луч солнечного света. Именно этот пучок света позволяет меридиану выполнять свою функцию".
Джефф Маноух
Одним из первых, кого всерьез заинтересовал этот вопрос, стал Джон Хайлброн, профессор истории Калифорнийского университета в Беркли. В разговоре с корреспондентом Atlas Obscura о том, с чего началась работа над монографией, 82-летний ученый вспоминает так легко, словно это произошло вчера: "Мне стало любопытно, зачем нужна была в здании католической церкви латунная линия в мраморном полу, да еще со всеми этими цифрами и отметками. Я решил разобраться и извлек для себя урок: находясь в храме, и верх, и низ нужно рассматривать одинаково внимательно".
В 1999-м профессор Хайлброн опубликовал книгу "Солнце в церкви: Соборы как солнечные обсерватории". Она стала первым серьезным англоязычным исследованием астрономических инструментов, "вшитых" в архитектуру европейских соборов. Базилика Сан-Петронио — возможно, самый точный, но далеко не единственный пример меридиана. Свои грациозные прямые линии есть в римской базилике Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, в парижской церкви Сен-Сюльпис, во флорентийском соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, в кафедральных соборах Милана и Палермо. Кроме того, изношенные остатки такой линии до сих пор заметны в английском Даремском соборе.
Знак зодиака Рак на меридиане римской базилики Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири. Джин-Пол Грандмонт
Исследуя этот феномен, профессор Хайлброн обнаружил, что служители католической церкви с энтузиазмом сотрудничали с представителями эзотерических научных обществ. Религия прекрасно совмещалась с наукой, архитектурный дизайн — с христианским календарем, а точность астрономических наблюдений — с католической литургией.
"Многие наши современники удивились бы, узнай они о существовании связи между астрономическими наблюдениями и католической церковью, — заверяет корреспондент Atlas Obscura. — Не бывает более непохожих вещей, чем алтарь и телескоп, собор и меридиан. Достаточно вспомнить, как в XVII веке церковь преследовала Галилея за его утверждение о том, что Земля не является центром космоса". История несправедливого обвинения астронома в ереси положила начало распространенному мифу о бездонной пропасти между религиозной верой и рациональным научным исследованием.
Однако так было не всегда. По мнению профессора Хайлброна, церковь поддерживала астрономию в течение более чем шести столетий, от средневековых времен до эпохи Просвещения.
Начерченный Джованни Кассини план базилики Сан-Петронио,
на котором виден меридиан
Дату празднования Пасхи, к примеру, определяет не только церковная литургия, но и астрономические обстоятельства. Первый Никейский собор, созванный в июне 325-го императором Константином I, постановил, что Пасха должна праздноваться не в один и тот же день, а в первое воскресение после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Для определения даты без астрономических данных не обойтись. Как пишет в своей книге профессор Хайлброн, вопрос был очень значимый: неправильно определенная дата празднования могла привести к серьезным последствиям. Проблема была не надуманная — во второй половине XVI века в календарях церквей существовал разрыв в 10 дней. Прийти к компромиссу удалось лишь в 1582-м, когда Папа Римский Григорий XIII реформировал календарь.
Григорианская реформа за одну ночь "списала" десять дней западноевропейского календаря. Люди засыпали 4 октября 1582 года, а на следующее утро обнаруживали, что наступило 15 октября. Непонятная мирянам реформа была введена специально для того, чтобы праздновать весеннее равноденствие 21 марта. Однако оказалось, что астрономическое равноденствие не всегда наступает в этот день. Церковникам нужно было точно и заранее определять будущую дату Пасхи, поэтому они взяли на вооружение малозаметный, но астрономически точный инструмент — меридиан.
Перевод Анны Синящик
По материалам Atlas Obscura