Вероятность начала войны в Иране возрастает
В преддверии окончания президентского срока Джорджа Буша вероятность военной кампании США против Ирана становится высокой, как никогда
Международные приоритеты ведущих западных государств изменились. Франция во главе с президентом Саркози уже не занимает явно антиамериканскую позицию, как это было при Жаке Шираке. В прошлом месяце Саркози высказался за дальнейшие дипломатические переговоры, но предупредил, что выход будет один: либо иранская бомба, либо бомбардировка Ирана.
Французский министр иностранных дел Бернар Кушнер также поддержал дипломатические усилия международного сообщества, однако заявил, что Париж должен готовиться к возможному военному конфликту с Тегераном. Кушнер заметил, что Франция, когда-то поддержавшая программу по разработке ядерного оружия Израилем в 1950-х (Франция и Израиль проводили совместные работы по проектированию ядерной бомбы), не примет концепцию ядерного Ирана.
Генеральный директор Международного агентства по ядерной энергии (МАГАТЭ) Мухаммед Эль-Барадеи считает, что применение силы возможно только в случае полного провала переговоров. Но он уверен, что сегодня диалог еще возможен.
2500 целей
Администрация Буша на прошедшем недавно заседании ООН в Нью-Йорке в очередной раз призвала торговый и деловой мир к бойкоту непокорного Ирана. США также хотят заклеймить иранских "Стражей исламской революции" как террористическую организацию. Впервые военная сила, которая, по сути, противопоставляет себя террористам, сама может оказаться в черном списке, а это ни много ни мало 125 000 революционных штыков. Именно столько насчитывает армия иранского президента Махмуда Ахмадинежада.
Между тем иранский лидер в начале недели присутствовал на заседании ООН в Нью-Йорке и выступил в колумбийском университете на авторитетном форуме. Ахмадинежад в очередной раз заверил аудиторию в мирных планах Ирана по использованию ядерной энергии.
США все чаще обвиняют Иран, поддерживающий шиитов в иракском парламенте, в разжигании войны в Ираке. Министр обороны США Роберт Гейтс утверждает, что "Союз иранских стражей революции" тренирует иракских шиитов и снабжает их оружием, из которого потом убивают американских солдат.
Наблюдатели также отмечают, что президент Буш не захочет оставлять свой пост с осознанием того, что именно за время его работы в Белом доме Иран смог создать ядерную бомбу.
Сторонники жесткой политики в администрации президента США, такие как вице-президент Дик Чейни, поддерживают идею военной кампании, в то время, как госдепартамент и Пентагон, по данным британской газеты Guardian, выступают против: бюджет США попросту не потянет еще одну войну.
Именно поэтому наземное вторжение в Иран маловероятно. Несмотря на имидж супердержавы, потенциала для развязывания третьего военного фронта в довесок к Афганистану и Ираку у США нет.
Любая военная акция против Ирана скорее всего ограничится ракетно-бомбовыми ударами с воздуха. По сообщениям источников в Белом доме, Пентагон разработал план трехдневной военной акции и обозначил для себя 2500 целей, которые подлежат ликвидации в Иране. Эта стратегия может уничтожить военный потенциал Ирана, предотвратить ответную акцию и приостановить разработку военной программы в этой стране по меньшей мере на пять лет.
Основными объектами атаки станут ядерные и исследовательские лаборатории (большая часть которых расположена непосредственно в густонаселенном Тегеране), фабрика по переработке урана в Исфахане, экспериментальные реакторы и заводы по обогащению урана в Натанце – вот далеко не полный список мишеней. Еще одна цель – почти завершенный реактор в Бушере, строительство которого поддержала Россия после того, как Украина разорвала контракт с иранцами в конце 1990 гг. Украина тогда прекратила поддержку программы ядерных технологий в Бушере под давлением администрации Билла Клинтона и, надо сказать, потеряла на этом миллионы долларов.
Среди объектов, подлежащих уничтожению – радарные установки, командные пункты, военно-воздушные и военно-морские базы и объекты с военной инфраструктурой. Базы "Стражей" также включены в список мишеней.
Усидеть на штыках
Иран, в отличие от Ирака, уже объявил о готовности нанести ответный удар по США. В свое время режим Саддама Хусейна оказался не в состоянии дать отпор Америке, так как не имел поддержки среди шиитов на юге и курдов на севере Ирака. Как известно, население Ирака на две трети состоит из шиитов и на одну треть из мусульман-суннитов. Поддержку режиму Хусейна оказывало суннитское меньшинство.
Иран этнически не так разнообразен: 51% — это потомки персов, 24% — ассимилировавшиеся азери (обе группы принадлежат к шиитам), которые представляют курдское меньшинство в регионе, и также немного арабов. Иранский режим от любой внешней военной акции только окрепнет, и шиитское большинство сплотится вокруг теократии. Иран не верит, что США начнут атаку. Но Ирак при Хусейне думал так же. Весна 2008?го — наиболее вероятное время для старта военной кампании. Уже сегодня в Персидском заливе находятся два американских авианосца — "Джон Стеннис" и "Дуайт Эйзенхауер".
Альтернативой атакам может стать меньшая по масштабам военная акция Израиля против Ирана, направленная на его ядерные объекты. И хотя Иран географически дальше Ирака, у Израиля есть самолеты, способные быстро преодолеть это расстояние. Кроме того, на вооружении у Израиля состоит 500 бомб, способных уничтожать подземные объекты.
Если США не начнут кампанию против Ирана, Израиль вынужден будет вступить в войну в одиночку (как это уже было во время атак на Ирак и Сирию в 1981 и 2007 гг.). Тель-Авив не может позволить Ирану стать ядерной державой, ведь он стремится сохранить свой уникальный в этом регионе статус ядерной державы. Израиль относится к числу немногих государств, не подписавших договор о нераспространении ядерного оружия, а Иран в свое время к нему присоединился. Есть также подозрение, что Израиль ведет разработки ядерных боеголовок для субмарин.
Против кого дружить?
Реакция международного общества на американскую военную кампанию может быть разной. Главный вопрос — насколько откровенны и честны в своих заверениях иранцы? Но сегодня США и ЕС не очень верят в слова Тегерана и продолжают подозревать Иран в попытке создать ядерное оружие.
Россия и Китай, два постоянных члена Совета безопасности ООН, будут вполне предсказуемо противостоять любой военной акции и ветировать решения ООН, касающиеся военной операции.
Отношения России с Западом, и так не очень теплые, станут еще жестче. Россия, тем не менее, может выиграть от войны против Ирана, как это случилось после начала операции США в Ираке. С тех пор цены на нефть повысились в три раза.
Турция также станет противником планов США относительно Ирана. Последние десять лет отношения двух стран были крайне натянутыми. Причина — политика США в Ираке, ведь Турция рассчитывала на создание отдельного курдского государства на севере этой страны.
Если говорить об арабских правительствах Среднего Востока, которые так или иначе весьма автократичны, то они еще поставят этот вопрос на повестку дня. Несмотря на то, что им не нравится израильская монополия на атом, они не хотят видеть Иран, своего исторического врага, в качестве ядерной страны. Тем не менее антиамериканизм — идея, вполне способная сплотить мусульманский мир против Запада. И "ястребам" в вашингтонской администрации нельзя об этом забывать.
Если завтра война...