Мнение: Как рекламировать свои вузы - берем пример с Китая
В чем разница между крысой и хомяком? Все дело в пиаре. Украинские университеты даже не пытаются создать себе доброе имя за рубежом
Если вы просмотрите все международные рейтинги, связанные с образованием, то увидите, что учебные заведения Восточной Европы практически нигде не представлены. В топ-200 рейтинга вузов The Times (ежегодный рейтинг Times Higher QS World University Rankings, издаваемый компанией QS, – один из наиболее авторитетных в мире. – Фокус) их можно сосчитать на пальцах одной руки. А украинских вузов нет и подавно. Я родом из России и знаю еще с советских времен, что наше образование если не превосходит в некоторых специальностях западное, то, по крайней мере, ему не уступает.
В этом году мы пошли на то, чего никогда не делали: разослали в университеты Восточной Европы приглашения на участие в рейтинге. Даже устроили учебные сессии по телефону или в личном режиме для тех, кто проявил интерес. Но ни один из четырех приглашенных украинских университетов так и не подал заявку. В одних случаях это было связано с внутренней бюрократизацией вуза, в других – с отсутствием интереса к самому проекту. Но я надеюсь, что в ближайшие пару лет ситуация изменится. Во всяком случае, мы пытаемся достучаться до ректоров вузов и Минобразования, в чем нам помогает компания СКМ, разъясняя академическому сообществу Украины полезность подобных рейтингов.
Один из самых сложных параметров рейтинга для украинских вузов – индекс цитирования. При его оценке учитываются ссылки на научные работы украинских профессоров. Единственное условие – эти работы и ссылки на них должны быть на английском языке, поскольку международные эксперты мониторят англоязычные источники.
Зачем вообще нужно участвовать в рейтингах? Западные университеты прекрасно понимают их значение, у них это уже давно стало одним из приоритетных направлений работы. От позиции в рейтинге зависит приток денег от студентов и компаний, репутация в академическом и деловом сообществах и многое другое. Иными словами, основная причина – сугубо коммерческая: если университет хочет пригласить иностранного профессора прочитать цикл лекций, то большинство звездных лекторов скорее согласятся приехать в университет, о котором они хоть что-нибудь слышали или читали. В незнакомый вуз в малоизвестной стране профессор либо не поедет, либо запросит бешеные деньги за лекцию.
Еще одна причина – Украина недостаточно известная в академических кругах страна. Если правительство хочет поддержать позиции своих университетов на международной арене, оно начинает вкладывать деньги в эту индустрию. Например, в 2005 году руководство Китая обратило внимание на то, что вузы страны оказались, мягко говоря, не в первой сотне. В результате инвестиции в образование выросли, а перед ректорами поставили задачу сделать руководимые ими университеты конкурентоспособными на международном уровне. В том числе и для того, чтобы китайская молодежь не уезжала учиться в другие страны.
Вот, собственно, и третья причина – забота о выпускниках, об их карьере. Например, на столе у кадровика в парижском офисе компании Lanсome лежат два резюме: выпускника хорошего украинского университета и выпускника средненького учебного заведения Франции, которое присутствует в рейтингах. Конечно, кадровик отдаст предпочтение второму соискателю. И не потому, что образование первого не устраивает, а потому, что кадровик никогда не слышал об этом украинском вузе. Так что для выпускников конвертируемость их дипломов – очень важный залог начала успешной карьеры.
И, наконец, четвертая причина – международное сотрудничество: программы обмена студентами, научный обмен, когда профессора украинских вузов имеют возможность поработать в университетах Нью-Йорка, Парижа или Лондона.
Иногда складывается впечатление, что восточноевропейские университеты просто боятся. Они думают: вот сейчас мы отправим заявку, а вдруг не попадем в топ-200. Но в мире десятки тысяч университетов, и оказаться даже в топ-500 – это не так уж плохо.
Зоя Зайцева, руководитель QS World MBA Tour в Европе