Доигрались. Почему украинский футбол заслужил наказание от ФИФА за неонацизм

Из-за нескольких неонацистов на трибунах наказаны все украинские болельщики — они не увидят ключевую игру своей сборной. Но так и не признают то, за что нас наказала ФИФА: "наци" среди футбольных фанатов были и есть

Related video

Решающий матч отбора на чемпионат мира – 2014 против Польши, который состоится 11 октября в Харькове, сборная Украины проведет при пустых трибунах. "Арена Львов" дисквалифицирована на отборочные поединки ЧМ-2018. А Федерация футбола заплатит штраф в 45 тысяч швейцарских франков. Так ФИФА наказала Украину за использование пиротехники и проявление неонацизма на матче Украина – Сан-Марино во Львове 6 сентября. Это уже второй случай наказания пустым стадионом в этом году — месяц назад киевское "Динамо" за аналогичное нарушение тоже провело матч квалификации Лиги Европы против "Актобе" без болельщиков.

Но украинский футбол взорвался. Федерация принялась оправдывать недостаточную работу с болельщиками и искать виноватых, кивая на прежнее руководство — нынешнего вице-президента УЕФА Григория Суркиса. Болельщики перевели проблему в плоскость "наших бьют!", сделав врагами всех: и ФФУ, и ФИФА, и обслуживающую ее ФАРЕ, которая следит за проявлениями неонацизма на стадионах. Фанаты решили, что Украину наказали за портреты Бандеры и красно-черные флаги на трибунах. Начали выдумывать альтернативное толкование нацисткой символики, искать того, кто стоит за ФАРЕ. И строить самые фантастические теории, почему ФИФА наказала именно нас и именно сейчас.

К подходам ФАРЕ и методам борьбы ФИФА действительно есть вопросы. Но даже если они неправы, это не означает, что неонацизма на украинских стадионах нет. Он есть, появился давно и спокойно существует до сих пор. Масштаб проблемы — количество неонацистов и их активность — не столь велики, чтобы считать Украину расистской страной. Но успешное проведение Евро-2012 не повод закрывать глаза на радикалов, наивно надеясь, что они исчезнут сами по себе.

Неонацизм как суслик
Тарас Павлив, один из лидеров ультрас львовских "Карпат", объяснил Фокусу позицию болельщиков, уверяя, что на украинских стадионах вообще нет неонацистов

Никто не обвиняет вас в использовании националистической символики. Речь о конкретных пяти проявлениях неонацизма — есть видео- и фотодоказательства.
Не было ничего. Парня в футболке 88 я лично не видел, и эти цифры еще не означают, что он нацист. Баннер Good night, left side — это просто привет таким организациям, как ФАРЕ, ищущим везде фашизм. Зиги и обезьяньи танцы на видео рассмотреть невозможно — слишком размыто и ничего толком не слышно. Могу подтвердить разве что баннер СС "Галичины", но мы не считаем это фашизмом — постоянно общаемся с непосредственными участниками тех боевых действий и знаем, в отличие от многих, что они воевали за Украину.

Не привязываясь к этому матчу, скажите, на украинских стадионах есть неонацизм?
Нет. По крайней мере, я никогда не замечал — ни во Львове, ни в других украинских городах, ни в Европе.

Похоже на суслика, которого никто не видит, а он есть. Самая старая группировка ультрас львовских "Карпат" носит название Wehrwolf, фанаты киевского "Динамо" во время оглашения состава не выкрикивают фамилии темнокожих игроков, кельтский крест можно увидеть в секторе ультрас каждого украинского клуба. Продолжать список?
Я сказал то, что сказал. Думайте, что хотите.

В целом ультрас не считают себя неонацистами. Вам не кажется, что легче признать: да, эти люди существуют среди нас, и мы готовы сами разобраться с ними?
Если мы что-то такое заметим, то будем бороться.

Вице-президент ФФУ Сергей Стороженко заявил, что в июле глава ФФУ Анатолий Коньков встречался с лидерами ультрас, в том числе львовских. Вы или какие-либо другие представители "Карпат" присутствовали на этой встрече?
Ни я, ни кто-то другой от "Карпат" никогда не встречался с Коньковым. Единственное, что пыталась сделать федерация, — однажды прислала своего человека. Но после первых же минут разговора стало понятно, что ничего из этого не получится: он вообще не ориентировался в теме.

Вы получили от ФФУ список запрещенных на стадионе символов?
Да, через делегата клуба.

И как часто вы замечали нарушения?
В мониторинговый отчет проявлений дискриминации на стадионах c 2009 по 2011 год попало больше 130 инцидентов в Польше и 60 в Украине.

Как вы работаете с ФИФА?
Наша задача — информировать. Какой-то вертикали информирования не существует. Каждый месяц на сайте ФАРЕ публикуются подборки случаев по всей Европе — ФФУ, ФИФА, УЕФА и все желающие могут с ними ознакомиться. Обращать на это внимание или нет, решают футбольные регуляторы.

Существует ли нормативный акт — перечень всех символов, которые ФАРЕ считает дискриминационными?
Дело не в формальных нарушениях. Важно понимать контекст. В Индии свастику можно посчитать древним символом, а в Европе у нее четкая ассоциация с нацизмом. Иногда нацизм проявляется вообще без использования известных символов. Например, недавно ультрас варшавской "Легии" на матче вывесили баннер с изображением Януша Валуса — польского расиста и ультраправого террориста, который в начале 90-х противостоял свержению апартеида в ЮАР и убил одного из соратников Нельсона Манделы. На баннере было написано "Оставайся сильным, брат". Януша Валуса не было в списках запрещенных символов, но баннер же расистский.

И все-таки Украину наказали за неонацистские проявления, а не за красно-черные флаги и изображения Бандеры с Шухевичем. Хотя в буклете ФАРЕ указаны и эти символы. Что это за буклет?
Это "Руководство по мониторингу оскорбительных и дискриминационных символов в европейском футболе". В нем указана не обязательно запрещенная символика. Это лишь набор признаков поведения людей, на которых стоит обратить особое внимание. К сожалению, неонацисты на украинских стадионах часто прикрываются красно-черными флагами.

Какие масштабы должно иметь нарушение, чтобы ФАРЕ его зафиксировало, — оскорблять кого-то должен один человек, десять, сто?
Любые проявления расизма и дискриминации. Но это не значит, что ФИФА решит применить санкции из-за одного человека.

Болельщики возмущаются тем, что другие команды, на стадионах которых неонацизма не меньше, остаются без вашего внимания. Как работает ФАРЕ? Ваши представители мониторят все команды, турниры или проводят какие-то отдельные рейды по географическому принципу?
Участники сети ФАРЕ как частные лица посещают сотни и тысячи матчей самых разных уровней по всему миру. Если они вдруг видят нарушения, то информируют об этом. Специально направлять официальных наблюдателей на матчи ФАРЕ начала недавно. Это матчи с повышенным риском проявления дискриминации, когда встречаются команды, болельщики которых уже "отличались" ранее, славятся ультраправыми группировками. Или матчи враждующих на национальной почве команд — например, поединки между хорватскими и сербскими командами, турецкими и греческими.

Почему к сборной Украины применены суровые санкции и могли ли они быть еще жестче?
В этом году УЕФА и ФИФА ужесточили санкции для преодоления всех форм дискриминации на стадионах. С весны в их уставах четко прописаны принципы и процедуры применения санкций. Шутки закончились, и штрафами уже не обойтись. Украина просто одна из первых, кто это почувствовал. Да, за первое нарушение предусмотрены не такие серьезные санкции, но это уже далеко не первый инцидент в Украине. На матче Польша – Украина в гостевом секторе был вывешен баннер с кельтским крестом. ФИФА, кстати, могла припомнить и другие инциденты с использованием пиротехники.

Может ли ФИФА изменить наказание?
Как показывает практика, УЕФА и ФИФА должны увидеть конкретные действия по преодолению проблемы — наказание виновных, план на будущее, категорическое осуждение и так далее. Так, например, в этом сезоне передумали наказывать хорватскую "Риеку". Но если и дальше все будут оправдываться и рассказывать, что верблюд — это всего лишь двугорбая лошадь, ничего хорошего из этого не выйдет.

Мы не одни
Только в этом году за проявление неонацизма на трибунах и использование пиротехники на международных матчах было наказано девять команд, не считая киевского "Динамо" и сборной Украины
"Динамо" Загреб
Два матча без болельщиков, один из них — условно. Штраф 70 тыс. евро.
Один матч без болельщиков на трибуне ультрас. Штраф 25 тыс. евро.

"Легия" Варшава
Два матча без болельщиков, один из них — условно. Штраф 150 тыс. евро.

"Гонвед" Будапешт
Один матч без болельщиков. Штраф 50 тыс. евро.

"Лех" Познань
Один матч без болельщиков на трибуне ультрас.
Штраф 5 тыс. евро.

"Пяст" Гливице
Один матч без болельщиков на трибуне ультрас.
Штраф 5 тыс. евро.

Молодежная сборная
Сербии
Два матча без болельщиков.
Штраф 80 тыс. евро.

"Лацио"
Рим
Два матча без болельщиков.
Штраф 40 тыс. евро.

"Олимпиакос"
Штраф 20 тыс. евро.

"Зенит"
Санкт-Петербург
Два штрафа — 35 и 20 тыс. евро.

Ультраправое дело
Практически в каждой стране Европы есть организации, пропагандирующие шовинизм, нацизм, расизм и гомофобию

Греция
Партия Золотой рассвет, открыто поддерживающая нацистскую идеологию, на последних выборах получила 7% голосов —
22 места в парламенте. За несколько лет зафиксировано более 300 нападений на мигрантов и левых активистов с участием сторонников партии

Австрия
Австрийская Партия свободы не является открыто неонацистской, но пользуется популярностью среди неонацистов. В 1994 году на парламентских выборах партия сенсационно набрала 22% голосов избирателей

Венгрия
В стране действует крупная ультраправая партия Йоббик. Ее лидеры исповедуют антисемитизм и призывают к ромским погромам. Военизированное крыло партии — Венгерская гвардия была запрещена в 2009 году

Германия
В стране насчитывается около 25 тысяч правых экстремистов, из них 5600 неонацистов. Деятельность крупнейшей неонацистской организации, Национал-демократической партии Германии, власти безуспешно пытаются пресечь более десяти лет

Россия
В середине 1990-х годов в России действовала неонацистская организация Русское национальное единство, выступавшая за построение национального государства. Среди нынешних известных объединений — Славянский Союз и Союз православных хоругвеносцев

Сергей Болотников, Фокус