В Киеве уже второй день острая нехватка бензина А-95. На заправках продают лишь до 10 литров в одни руки. При этом в других регионах страны ситуация чуть лучше, но тоже не идеальна.
Дефицит бензина в Украине — результат череды факторов, вызванных войной и не только. Такую позицию Фокусу озвучил директор энергетических программ центра Разумкова Владимир Омельченко.
"Во-первых, наш единственный нефтеперерабатывающий завод подвергся бомбардировке. Я так понимаю, он сейчас находится в неработающем состоянии", — сказал Омельченко.
Российские войска 2 апреля обстреляли Кременчугский нефтеперерабатывающий завод и склады горюче-смазочных материалов. Ранее Фокус писал о том, как остановка Кременчугского НПЗ повлияла на ситуацию с бензинами в Украине.
Сейчас и министр энергетики Юлия Свириденко, и директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн называют остановку завода одной из существенных причин дефицита топлива в Украине.
Вторая причина по версии Владимира Омельченко — тоже военная: "У нас резервуарные парки с нефтепродуктами разрушены, это значительно ухудшает логистические звенья".
Сергей Куюн еще в начале апреля говорил, что после подрыва 20 нефтебаз топливо никто не хранит — его продают прямо с колес.
Вопрос налогообложения топлива тоже вносит элемент нестабильности, говорит Омельченко: "Третий вопрос – эта игра: то снизили акциз и НДС на топливо, потом вышел законопроект, чтобы вернуть налоги".
Сегодня парламентский налоговый комитет рекомендовал Верховной Раде принять за основу законопроект № 7311-д — но без норм о возвращении акциза и 20%-го НДС на топливо, сообщил народный депутат Ярослав Железняк в своем Telegram-канале.
В комментарии Фокусу глава налогового комитета Даниил Гетманцев сказал, что на эту тему решили продолжить консультации.
Продолжая перечислять предпосылки для дефицита топлива, Владимир Омельченко констатирует: "Трейдеры добиваются отмены предельной цены на топливо".
Госрегулирование цен на бензин и дизель действует в Украине с мая прошлого года. Представители рынка критикуют такой подход. Например, гендиректор и основатель Prime Group TM Дмитрий Леушкин считает, что цены в центре страны должны быть как минимум на 2 грн на литре выше, чем на западной границе страны, через которую сейчас проходит весь импорт.
"Я думаю, этот комплекс причин и породил проблему. В первую очередь логистические проблемы, связанные с войной, а также проблемы неэффективного регулирования, слабой работы Антимонопольного комитета. Эта горючая смесь и создала проблемную ситуацию на рынке нефтепродуктов", — уверен Омельченко.
Напомним, 28 апреля в Киеве собрались огромные очереди перед заправками, на многих из них бензина не было. Сергей Куюн написал, что автозаправки продают такие же объемы бензина, как и раньше, но из-за того, что многие вернулись в столицу, этого не хватает.
Министр экономики Украины Юлия Свириденко сказала, что дефицит бензина в Украине ликвидируют в течение недели.