С развалом парламентской коалиции в Украине фактически стартовала президентская кампания. В борьбе за кресло кандидаты не побрезгуют задействовать подконтрольные силовые структуры, а возможно, и силовые методы
"За мной уже много месяцев следят 24 часа в сутки, а у меня нет никакой неприкосновенности. Я получила на 11 сентября повестку в Генпрокуратуру, у меня масса прослушанных телефонных разговоров", – сообщила журналистам Юлия Тимошенко. Она была в черном жакете, застегнутом на все пуговицы – словно в трауре по почившей в бозе демократической коалиции.
Насчет Генпрокуратуры премьер, правда, сгустила краски: как выяснилось, ее туда вызвали только как свидетеля по делу об отравлении Ющенко.
А вот Служба безопасности Тимошенко действительно занимается. Еще в середине августа Секретариат президента попросил правоохранительные органы проверить информацию о договоренностях между БЮТ и Россией о поддержке будущей кандидатуры от Блока Юлии Тимошенко на выборах главы государства. Позже с Банковой раздались куда более громкие заявления: леди Ю обвинили в предательстве национальных интересов (госизмене) по 7 пунктам. Материалы были переданы в СБУ. Ведомство Валентина Наливайченко провело следственные действия и направило документы в прокуратуру.
– Господин Наливайченко, выполняя политический заказ, пишет, что изложенные факты имеют под собой основания и необходимо возбудить уголовное дело! – нагнетала страсти на пресс-конференции Юлия Тимошенко.
Генпрокуратура отказалась проводить расследование касательно предательства национальных интересов и, соответственно, отклонила предложение о необходимости создания совместной оперативно-следственной группы с СБУ. Но можно не сомневаться: демонстрация мускулов будет продолжаться, тем более что в самом ведомстве планируется смена руководства – вместо Валентина Наливайченко, авторитет которого в СБУ, как говорят, не очень высок, новым шефом может стать глава службы внешней разведки Николай Маломуж. Кстати, в черный для демократической коалиции вторник БЮТ и ПР одним из своих голосований отняли у президента право назначать и. о. главы СБУ. Но сами бютовцы признаются, что это скорее было показательным выступлением: пока глава государства наложит на этот законопроект вето, пока оно будет преодолено, пока Яценюк подпишет его, СБУ будет оставаться в сфере влияния Ющенко, а это не меньше месяца.
"Икона" и "земляки"
Поэтому бютовцы избрали иную тактику: это вербовка среднего звена СБУ и получение сведений изнутри организации. Руководитель службы безопасности БЮТ Андрей Кожемякин в беседе с Фокусом подтвердил, что о деле, которое пытаются "шить" премьеру, он, например, знал задолго до обвинительных выступлений СП.
– В СБУ сейчас очень тяжелый морально-психологический климат: есть кому давать команды, но некому их выполнять, – описывает ситуацию в раздираемом страстями ведомстве бывший силовик, депутат-самооборонщик Геннадий Москаль. – Юле даже никого переманивать не надо на свою сторону, Турчинов там до сих пор – внутренняя икона. Более того, если подойти там ко многим и сказать, что это попросил сделать Турчинов, они сделают.
В пользу этой точки зрения свидетельствует и то, что далеко не все, что происходит в последнее время в СБУ, направлено против Тимошенко. Многое ей даже на руку.
Например, в конце августа демарш неожиданно устроили два офицера службы – полковник Александр Войтенко (советник вице-премьера Турчинова) и майор Алексей Николаенко. Они созвали пресс-конференцию, на которой поведали, что СБУ под давлением Секретариата президента вынуждена заниматься фабрикацией дела против премьера. В ответ Служба безопасности недвусмысленно указала на Кабмин, как на заказчика этой "провокации".
А буквально на днях появилось письмо президенту от ветеранов СБУ, в котором они призвали не превращать Службу безопасности в "политическую жандармерию". Среди подписантов – генерал СБУ, а ныне один из депутатов БЮТ Александр Скибинецкий.
Но, конечно, не только "икона Турчинов" имеет влияние на СБУ. Здесь достаточно людей, верных другому лагерю. Источники Фокуса в СБУ утверждают, что Виктор Балога может положиться на закарпатских земляков-офицеров, в частности, на замглавы ведомства Тиберия Дурдинца, возглавлявшего Закарпатское управление СБУ. Именно команда Дурдинца и курирует, как утверждают собеседники Фокуса, "Юлины дела". Лояльным к Банковой называют и Виталия Цыганка, ранее возглавлявшего департамент защиты национальной государственности, а теперь, по информации Фокуса, готовящегося стать руководителем вновь созданного Управления по безопасности информационного пространства. В самой службе нам косвенно подтвердили эту информацию, но пока не ясно, чем конкретно это управление будет заниматься.
Экс-заместитель председателя СБУ Александр Скипальский, попавший под сокращение в октябре прошлого года, когда Виктор Балога активно стал насыщать здание на Владимирской своими людьми, до сих пор считает, что именно глава Секретариата виноват в нынешнем расколе службы:
– Очень плохо, что СБУ сейчас работает фактически на ручном управлении. А если главой службы станет Маломуж, который не нашел себя в разведке, это будет даже хуже, поскольку он начнет клясться в верности всем политическим силам.
Дельное ведомство
Близкий к Блоку Тимошенко политолог Тарас Березовец уверяет, что следователи будут просто пытаться соскочить с дел по Тимошенко ("самоубийц мало!"). Но Генпрокуратура – не СБУ, и, судя по всему, сторонников в этом органе имеют поровну Секретариат президента и Партия регионов. Предшественник нынешнего генпрокурора Александра Медведько Святослав Пискун хоть и сказал Фокусу, что не видит сейчас стабильности в работе органа, а за некоторые принимаемые решения ему даже стыдно, верит, что Генпрокуратура не будет идти на поводу у политической конъюнктуры. Уверен в Медведько и еще один бывший – Михаил Потебенько. Но, как считает Тимошенко, Медведько могут поменять на кого-то более лояльного президенту. Этот пост, по ее мнению, станет наградой тому из замов генпрокурора, кто заведет на нее уголовное дело.
Между тем у Юлии Тимошенко тоже есть структуры, с помощью которых она при желании может давить на политических оппонентов. Это налоговая администрация, таможня (эти ведомства достались БЮТ по коалиционной квоте). Но главное – лояльный министр внутренних дел. Соратник Юрия Луценко по "Народной самообороне" Геннадий Москаль подчеркивает, что МВД и другие подконтрольные премьеру органы не выполняют сейчас ни одного политического заказа.
– Луценко уже не тот, что раньше, – уверен генерал-лейтенант милиции, нардеп от ПР Василий Грицак. – Он не пойдет на выполнение политических заказов, поскольку знает, к чему приводят подсказки сверху.
Луценко должен хорошо помнить опыт своего предшественника Василия Цушко, чей неосторожный визит в Генпрокуратуру фактически стоил ему политической карьеры. Пока же "неподдающийся" Луценко сам стал объектом пристального внимания СБУ – по делу о разглашении на пресс-конференции государственной тайны о контролируемых государственной охраной объектах.
Президентская рать
Но однозначно дружественная милиция Тимошенко может и не помочь. Особенно в свете всплывшей информации о президентском указе об организации инспектирования внутренних войск, в чем можно усмотреть попытку привести их в боеготовность. В 2007 году Ющенко уже сделал попытку двинуть их на столицу. Тогда это ничем не кончилось.
Но на всякий случай депутаты планируют вынести на голосование на будущей неделе законопроект Геннадия Москаля о переименовании внутренних войск в Национальную гвардию с последующим ее вхождением в структуру МВД. Таким образом, внутренние войска у главы государства хотят потихоньку отобрать – мало ли что?
– Все эти страшилки о внутренних войсках больше интересны журналистам, – бесстрашно заявляет Андрей Кожемякин. – Их можно использовать разве что для разгона бушующих фанатов. Но давайте посчитаем: БЮТ и ПР имеют поддержку в общей сложности 65% избирателей. Как вы думаете, рискнет ли кто-то в такой ситуации применить против этих людей силу?
Кожемякин, как и большинство собеседников Фокуса, не верит в реализацию силового варианта. Тем не менее в эфире "Свободы слова" Тимошенко подстелила соломку, сообщив, что часть руководителей облгосадминистраций "по просьбе Секретариата президента обратились к Ющенко с просьбой ввести прямое президентское правление".
Звучит это действительно устрашающе, да только министр юстиции Николай Онищук понизил градус, разъяснив: "Такого правового режима, как прямое президентское правление Конституция не знает". Иными словами, в Основном Законе оно не прописано. Если что и может ввести президент, то только чрезвычайное положение.
Что осилят
– История Украины показывает, что к силовому варианту не готовы ни структуры, ни те, кому они подчиняются, – говорит учредитель Межрегиональной ассоциации ветеранов спецназа Виктор Мокрицкий. – Основная задача этой игры мускулами – либо столкнуть стороны лбами с последующим вмешательством мировой общественности, либо получить возможность выторговать для себя преференции.
Зато спецназовец не сомневается в том, что у политиков хватит пороху на пакости поменьше: силовые структуры будут активно использоваться в предвыборной гонке, заниматься сбором компромата и привлечением к уголовной ответственности. Благо, прецедентов достаточно. "Вспомните, например, нашумевшие обыски в офисе Ахметова и дома у Луценко", – говорит Мокрицкий.
Тем более что так называемых "замороженных" дел (приостановленных на время), заведенных на наших политиков, в том числе и на основных кандидатов в президенты, полно и в Генпрокуратуре, и в МВД, и в налоговой – этого не скрывают сами силовики.
– Конечно, на любого более-менее влиятельного политика такие дела имеются, хотя реализованных пока нет, – утверждает Александр Скипальский.
– Это неуплата налогов, различные злоупотребления, хищения, – перечисляет регионал, генерал-полковник милиции Николай Джига. – Половина таких дел – заказные. Когда нужно наехать, возобновляется дело и следственные действия. И таких дел очень много. Вспомним, например, расследование по Януковичу и Олимпийскому комитету (имеется в виду скандал с хищениями в Олимпийском комитете, когда там председательствовал Янукович. – Фокус).
На Юлию Тимошенко, по информации Фокуса, в СБУ есть немало документов – еще со времен ее знаменитой отсидки в Лукьяновском СИЗО.
Правда, компромата политики боятся все меньше – он уже малоэффективен. Бютовцы полушутя уверяют: "Если нашу Юлю сейчас посадят, лучшей предвыборной кампании просто не придумаешь". Поэтому можно не сомневаться, что нападки СБУ, на которые премьер сейчас так жалуется, она сможет обернуть себе на пользу.
Другое дело, что человек с непогашенной судимостью (а не просто с заведенным уголовным делом) не имеет права баллотироваться в президенты. Но, как подчеркнул один из силовиков, в Украине людей такого уровня не сажают. "Просто если дело зашло далеко, следует звонок и даются сутки, чтобы человек покинул пределы страны", – утверждает он.
Если же и это не срабатывает, единственным способом избавления от политического соперника (или кандидата в президенты) для остальных остается его физическое устранение. Разговор на эту тему первым начал Виктор Балога, пожаловавшись в СБУ "на подготовку планов" его физического устранения со стороны Тимошенко.
– В наше время если человека захотят убить, то непременно сделают это, не помогут никакие меры предосторожности, – уверен собеседник Фокуса, прокомментировавший сведения о том, что недавно Юлия Тимошенко значительно усилила и обновила личную охрану.
В БЮТ говорят, что несмотря на новый виток политического конфликта Тимошенко охрану не усилила. Еще после своего первого премьерства она забрала часть полагающейся ей госохраны с собой, а с возвращением в премьерское кресло вернула уже своих личных бодигардов обратно в структуру. Чтобы, можно не сомневаться, снова забрать их с собой в случае ухода. По-настоящему преданных людей в политике не так уж много.
ЧП государственного масштаба
Сразу несколько политсил опасается, что из-за политического кризиса президент может ввести в стране чрезвычайное положение. По закону здесь нужно участие Рады, но есть мнение, что можно обойтись и без парламентариев. По мнению многих экспертов, обойтись без согласия Рады можно, если она распущена
Предложение по введению ЧП президенту подаёт СНБО | Соответствующее представление президента Рада должна утвердить в два дня | Президент издает указ, где оговаривает, какие права граждан ограничиваются (ЧП вводится не более, чем на 30 дней) | Устанавливается особый режим въезда и выезда, ограничение свободы передвижений | Запрещаются массовые мероприятия и забастовки |
Внедряется комендантский час (запрет на появление в общественных местах без специальных пропусков) | Проверка вещей и документов у граждан, иногда – личный досмотр | Регулирование работы ТВ и радиоцентров | Особые правила на передачу информации через компьютерные сети | Поднимается вопрос о деятельности партий и общественных организаций |
Под прицелом
Каждый из фаворитов будущей президентской гонки может сказать, что на него покушались. Причем не раз
2002 – лидер БЮТ на своем "Мерседесе" попадает в столице в автомобильную аварию, ее соратники уверяют, что произошедшее "спланировано властью".
2007 – руководитель Главного управления Секретариата президента по вопросам деятельности правоохранительных органов Валерий Гелетей сообщает, что СБУ предотвратила готовящееся покушение на Юлию Тимошенко, Давида Жванию, Юрия Луценко, Виктора Балогу и даже президента. Тимошенко потом рассказывала, что СБУ предлагала ей поработать наживкой для преступников, но она отказалась.
2008 – СБУ уверяет, что в период избирательной кампании 2007 года предотвратила покушение на Тимошенко.
2004 – у офиса Ющенко задержана машина со взрывчаткой. Противоречивые слухи приписывали авторство несостоявшегося покушения то России, то Борису Березовскому.
2008 – СБУ совместно с ФБР задержала 20-летнего гражданина, отправлявшего президенту электронные письма с угрозами.
2004 – в разгар избирательной кампании посещает Ивано-Франковск, где из толпы в него бросают некий предмет. МВД уверяло, что кандидата атаковали металлическим шариком или камнем, оппозиционные СМИ писали, что это было куриное яйцо.
2006 – в день предвыборного визита Януковича в Харьков среди встречающих задержан бывший телохранитель Евгения Кушнарева, с патронами к пистолету Макарова. Многие СМИ связали это с возможным покушением на Януковича.