Разделы
Материалы

Глаза новых истребителей: насколько эффективны будут F-16 вместе с шведскими ASC 890

Дмитрий Лутович
Фото: Forbes | Шведский самолет ДРЛО ASC 890

Шведские самолеты ДРЛО, по мнению экспертов, позволят F-16 не использовать собственную РЛС. Это в свою очередь даст возможность истребителям выполнять задачи в режиме маскировки.

В конце мая текущего года появилась информация о передаче Украине шведского уникального самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) ASC 890. Некоторые западные эксперты отметили, что эти машины достаточно уязвимы, поэтому россияне непременно начнут охоту на них, однако по мнению военного эксперта и главного редактора Defense Express Олега Каткова, самолеты ДРЛО помогут на 100% реализовать потенциал истребителей F-16, которые уже получили Воздушные силы Украины.

В связи с этим Фокус собрал информацию о том, будет ли тандем F-16 и ASC 890 представлять существенную угрозу в воздухе для ВКС РФ и какое влияние на поле боя окажет их совместная боевая работа.

Среди многочисленных комментариев об особенностях применения F-16 в российско-украинской войне отметим пояснения бывшего инспектора ВВС Польши генерала Томаша Древеняка. Он подчеркнул важность сбора массива данных, от которых зависит эффективность истребителей. По его словам, чтобы потенциал F-16 раскрылся полностью, а не частично, необходимо ввести в компьютерные системы огромное количество информации.

В этом смысле, вероятно, шведские ASC 890, внесут существенный вклад, поскольку эти машины специально созданы для сбора информации.

Возможности ASC 890

Самолет радиолокационной разведки ASC 890 разработан шведской аэрокосмической и оборонной компанией Saab. Это двухмоторный винтовой самолет с фиксированным радаром PS-890 EriEye на крыше, с двусторонней активной фазированной антенной решеткой, работающей в S-диапазоне.

Возможности данной РЛС позволяют самолету обнаруживать различные воздушные цели на расстоянии до 400 км при высоте полета 6000 м. Шведский самолет ДРЛО может принимать участие в таких миссиях, как воздушное и морское наблюдение, разведка, а также раннее воздушное предупреждение.

Но в контексте борьбы с российской фронтовой авиацией ASC 890 будет крайне полезен как инструмент для наведения F-16, находясь при этом в зоне недосягаемости средств поражения противника.

Как пояснил Катков, шведский самолет позволит нивелировать проблему ограниченности радиолокационного горизонта в ситуации, когда РЛС находится на земле и не способна обнаруживать полет вражеских крылатых ракет дальше 40-50 км.

"Вопрос выявления маловысотных целей решается. ASC 890 не только их обнаруживает, он всю информацию о том, где эти цели находятся, направляет в единую автоматизированную систему обмена информацией", — отметил эксперт.

Многоцелевой истребитель F-16 Fighting Falcon
Фото: AA Photo

Существует еще один важный нюанс. При использовании ASC 890 в паре с F16, самолет ДРЛО дает возможность истребителю выполнять операции в режиме маскировки. Это достигается благодаря тому, что истребитель использует данные РЛС разведывательного самолета, что позволяет эффективно работать по самолетам противника.

Кроме того, ASC 890 способен фиксировать работу радиолокационных станций и ЗРК противника, что предельно важно в операциях по прорвы вражеской противовоздушной обороны.

Влияние на оперативную ситуацию на фронте

Накануне прибытия F16 в Украину, некоторые западные и отечественные эксперты говорили о том, что истребители кардинально не изменят ситуацию на линии боевого соприкосновения. Например, генерал ВВС США Джеймс Хеккер считает, что поступление истребителей F-16 в Украину станет не "серебряной пулей", а скорее начальным этапом более длительного процесса перехода ВСУ на западную тактику и оснащение.

По его словам Украине нужно время для налаживания эффективной эксплуатации самолетов. Для этого необходимо решить вопросы с достаточным количеством персонала, материально-технической поддержкой, а также вопросы логистики.

Обратим внимание и на слова военного обозревателя группы "Информационное сопротивление" Александра Коваленко. По его мнению, F-16, как и любая другая система вооружения, не может быть "геймчейнджером", поскольку любое оружие меняет ход войны комплексно.

"Не просто так мы получили, и само собой все изменилось. С другой стороны F-16 могут даже без усиления другими элементами оказывать влияние на те или иные участки фронта, именно участки, не на весь фронт", — сказал Коваленко.

Эксперт привел аналогию с системами HIMARS, которые в свое время создали такие условия на Херсонском направлении, что противник был вынужден оставить плацдарм на правом берегу Днепра. Также и F-16 могут применяться точечно, выполняя задачи по формированию условий на отдельных участках фронта, где Силы обороны могут достичь успеха.

Что могут противопоставить ВС РФ

Как писали в своем материале обозреватели Army Recognition, в числе средств противодействия, представляющих опасность истребителям F-16, находятся российские системы ПВО С-400 и С-500, различные системы РЭБ, такие как "Красуха-4" и "Мурманск-БН", а также российские истребители, которые вооружены дальнобойными ракетами класса "воздух-воздух" — Р-77 и Р-37М.

Отдельно были отмечены новейшие истребители Су-57 ВКС РФ, которые обладают стелс-возможностями и передовой авионикой. Данные машины безусловно могут бросить вызов оперативным возможностям и выживаемости западных истребителей.

Российский многоцелевой истребитель Су-57
Фото: Открытые источники

В свою очередь российские летчики в интервью бравурно заявили, что готовы к столкновению с истребителями F-16 в украинском небе.

"Наш летный состав готов к встрече с самолетами F-16. Изучил их сильные и слабые стороны. Мастерство летного экипажа позволит выполнить боевую задачу по поражению данного самолета", — сказал летчик.

Однако, по мнению обозревателей издания The Eurasian Times, исход дальнего ракетного боя между Су-35 и F-16 зависит от множества критических факторов. Среди них — интеграция истребителей в системы противоракетной обороны и радиолокационные сети, расположенные на земле, а также способность истребителей координировать действия с самолетами с бортовыми РЛС.