Тайна перевала Дятлова. Версия ритуального убийства народа манси на "Горе мертвецов" и ее слабое место
60 лет назад в горах Северного Урала произошла одна из самых таинственных трагедий ХХ века. В начале февраля 1959 года во время туристического похода погибли девять туристов. Корреспондент Фокуса побывал в Свердловской области и разыскал участников поисковой операции 1959-го.
Высшая категория сложности
Ночь в поезде, пересадка, станция Серов, снова поезд, станция Ивдель, ночлег в поселке Вижай. После полдня тряски в открытом кузове автомобиля — 41-й участок, несколько часов в санях на упряжке, брошенный поселок "2-й Северный" и, наконец, по снегу на лыжах. Такой путь из Свердловска (нынче Екатеринбург) к реке Ауспии проделала экспедиция 23-летнего Игоря Дятлова. По долине Ауспии они двинулись на лыжах к Уральскому хребту.
— Дятлов был очень требовательным и упрямым, — вспоминает Евгений Зиновьев, в ту пору тоже занимавшийся туризмом. — Часть студентов группировалась вокруг фигуры Дятлова, другая — вокруг фигуры Согрина, мы с ним вместе учились на четвертом курсе. Это были самые сильные команды, остальные — уровнем ниже.
Группа Сергея Согрина, в которую входил Зиновьев, во время рокового похода дятловцев также была в горах. В один из дней они проходили в 50-ти километрах северо-восточнее группы Дятлова.
Цель дятловцев — дойти до горы Отортен, развернуться на юг, перейти на западную сторону Уральского хребта, а затем преодолеть многокилометровый маршрут на юг, пройти в долинах рек Большой и Северной Тошемки, наконец, вернуться к поселку Вижай. Чистой ходьбы на лыжах более двух недель. Ночевки в палатке, обогрев самодельной печкой. При температуре ниже –20°С подобные вылазки в ту пору считались третьей, наивысшей категорией сложности.
— Однажды мы с Дятловым в одном из походов попали в сильную пургу, — вспоминает Петр Бартоломей, некогда турист, друживший со многими из группы Дятлова. — Пришлось ночевать в палатке — выйти наружу было равносильно смерти. Спали, и по очереди один из нас должен был бодрствовать. Чтоб не заснуть, он смотрел на горящую свечу и шепотом считал до нескольких тысяч, а потом будил сменщика. Если бы заснул, то группа, скорее всего, погибла бы. Все было строго.
В группу Игоря Дятлова входили только опытные туристы, за плечами которых сотни километров по Уралу, Сибири, Кавказу. Они отправились в поход 23 января. При себе у них были фотоаппараты и блокноты, в которых они делали записи. Вести дневники в то время было данью моде, а в походах — неписаным правилом туризма. Вряд ли тогда можно было представить, каким достоянием станут эти записки и фотопленки для поколений исследователей таинственной трагедии.
Побег в никуда. Застывшие cледы погибших туристов
Изначально в группе Дятлова был и десятый человек, Юрий Юдин, который в какой-то момент почувствовал недомогание и с разрешения Дятлова покинул поход. Из поселка "2-го Северного" он поехал на попутной телеге в обратном направлении. Группа же с этого места вышла на лыжный путь. Больше в живых их никто не видел.
Куда вели следы
23 февраля группа Сергея Согрина возвращалась из удачного похода. Им было что вспомнить — некоторым посчастливилось покорить вершину горы Сабля. И это в такую непогоду! Впрочем, в один момент радостное обсуждение похода закончилось.
— Уже в поезде при возвращении в Свердловск нам кто-то из пассажиров сказал, что одна из групп не вернулась. Мы начали гадать, чья это группа, — вспоминает Зиновьев.
В середине февраля родственники студентов начали обращаться в туристическую секцию Уральского политеха: не пришла телеграмма о возвращении, которую Дятлов должен был отбить из поселка Вижая 14 числа. Опасения усилились, когда выяснилось, что в турклубе не было даже подробной карты запланированного похода. Наспех сформировали несколько поисковых групп.
— Нас выбросили на маршрут 23 числа, изначально мы двигались по долине реки Лозьвы, — вспоминает поисковик Михаил Шаравин. — Понадобилось еще двое суток, чтоб выйти на лыжню дятловцев.
Другую группу — Согрина — по прибытию тотчас развернули обратно в горы.
— Мы дошли до Ауспии, где обнаружили следы лыж, наверняка, группы Дятлова, — говорит Евгений Зиновьев. — Где-то они были, а где-то их уже присыпало снегом. Понять, куда ушла группа, было крайне сложно.
Очевидным было одно: Дятлов свернул с долины Ауспии в долину ее притока Лозьвы, группа шла в направлении горы Отортен.
— Мы разбили лагерь, а на следующий день с местным охотником Иваном Пашиным вышли к склону высоты 1079. От нее до Отортена километров 15, — объясняет Шаравин.
Игорь Дятлов. Во время похода, 1958 г.
На этом склоне они увидели странную темную точку. Приближаясь, поисковики стали различать зеленый треугольник, торчащий из-под снега. Подойдя, стало понятно, что это угол палатки.
— Палатка была замерзшая. На ней были видны несколько прорезей, а около входа валялся ледоруб. Нам пришлось прорубить еще пару отверстий, — Шаравин и через 60 лет уверен, что не выпустил из памяти ни одной детали.
О том, что внутри могли оказаться мертвые люди, поисковики не думали — бояться времени не было. Но в палатке они обнаружили лишь снаряжение туристов.
— Палатка была брошена. Нам показалось это все обычным. Вещи лежали так, как мы их раскладывали в походах. У входа с левой стороны была печка с целыми дровами внутри, пила, топор, котелки для варки еды. Нашли продукты: шкурки буженины, сухари. Наверное, они как раз собирались ужинать. Там была и полная нетронутая фляга спирта, — вспоминает Шаравин.
Вещи туристов, вероятно, выброшенные в спешке, находили и рядом с палаткой. Одеяло, носки, мелкие предметы быта. На самой палатке лежал фонарик с севшими батарейками, который был во включенном положении и повернут в сторону леса.
— От палатки тянулись следы, — продолжает Шаравин. — Мы насчитали восемь пар. — Интересно, что снег на месте следа в момент шага был утоплен, в таком положении и затвердел. А мягкий снежок вокруг позже обдуло, так что остовы следов, четко выделявшиеся над снеговым покровом, остались. Такое часто встречалось на Урале.
— Я присоединился к поискам 6 марта, — вспоминает Петр Бартоломей. — Тогда на месте уже был следователь Иванов, который недоумевал: что могло заставить ребят покинуть палатку и уйти по склону? Следы тянулись метров 70–80 от палатки, а потом исчезали, потому что дальше было совершенно обледенелое пространство.
Шаравин и Бартоломей утверждают, что, судя по следам, дятловцы уходили если не стройной шеренгой, то, по крайней мере, организованно. В то же время некоторые были в обуви, но большинство было либо в носках, либо вообще босыми. То восемь, то девять пар — как будто кого-то несли на руках, и время от времени ставили.
— Одни убегали в валенках, другие — в носках и, было видно, вплоть до того, что чуть ли не голыми, так как на снегу отпечатались пальцы ног, и это повергло нас в шок, — вспоминает Шаравин.
Следы тянулись в сторону леса, который начинался за склоном, примерно в полутора километрах от палатки. Отчетливо выделялся высокий кедр. Возле кедра внимание Шаравина привлек еще один темный предмет, торчащий из-под снега. Это были остатки костра. Неподалеку от него они увидели первые трупы. Георгий Кривонищенко и Юрий Дорошенко были раздеты почти до белья, с ожогами и мелкими царапинами на руках.
— Цвет их был темный. И лежали тела как-то странно — вытянутые руки и ноги. Словом, не так, как умирают замерзающие люди. Кажется, даже соприкасались ногами друг с другом. Было ощущение, будто их уже кто-то переносил, — резюмирует Михаил Шаравин.
Вслед за Дорошенко и Кривонищенко на склоне между кедром и палаткой в снегу нашли тела Дятлова, Колмогоровой, Слободина. Игорь Дятлов и Зина Колмогорова как будто тянулись в сторону палатки, их тела также не были похожи на замерзающих людей, ведь обычно человек, умирающий от низкой температуры, принимает позу "эмбриона". Дятлов же лежал, обняв кустик березы, в носках и без куртки. У Рустема Слободина была серьезная травма головы с трещиной черепа. При получении такой раны человек теряет сознание и без надлежащей помощи может прожить не более получаса. По свидетельствам очевидцев, голова Колмогоровой также была разбита, хотя всем пятерым в материалах вскрытия напишут: "Смерть от переохлаждения".
Сразу после обнаружения палатки на перевал прибывают силовики: военные вертолеты, солдаты МВД с собаками, саперы.
— Они появились мгновенно, стоило нам только найти палатку! Это было очень удивительно, — говорит Бартоломей. — Мы в тот момент ощущали, что здесь что-то загадочное произошло, а в чем загадка — никто не понимал.
В лагере поисковых групп засели люди "в штатском", вооруженные пистолетами. Прокурор-криминалист областной прокуратуры Лев Иванов взял в разработку версию "мансийского следа". Тему ритуального убийства моментально подхватило руководство, выведя ее на первый план расследования.
Гора мертвецов
В то время в СССР продолжалась масштабная борьба с религиями. Хрущев заявил, что в 1980-м он покажет стране последнего попа, так что в Свердловской прокуратуре мгновенно нашли подозреваемых в смерти дятловцев. Ими оказались местные представители народа манси, которые были язычниками. Предполагалось, что группа Дятлова якобы зашла в их ритуальное место, нарушив тем самым древний запрет, за что манси их и убили.
Эта версия подкреплялась древней легендой о горе Холатчахль (или Холат-Сяхыл), что в переводе с мансийского означает "Гора мертвецов". Именно на ее склоне нашли замерзшую палатку туристов. Легенда же гласит, что в окрестностях Холат-Сяхыл погибли девять мансийцев — ровно столько, сколько было в группе Дятлова.
Вышли на след. Палатка дятловцев оказалась пустой
— Трудно увязать ритуальное убийство, на которое манси никогда не пойдут. У них, конечно, были убийства, иногда они защищались от беглых заключенных, которые нападали на мансийские деревни, стойбища и там чинили беспорядок, но не более того, — уверен Юрий Кунцевич, президент фонда "Памяти группы Дятлова", многие годы ведущий собственное расследование. — Понимаете, манси — самый дружественный народ. На севере у них очень ценится дружба. Любой гость для манси — это желанный гость. Дятловская группа, когда собиралась в этот поход, заранее в свои записные книжки внесла словарь мансийских слов. То есть они шли общаться, общаться мирно на самые бытовые житейские темы.
В походе Дятлова инициатором вести летопись восхождения на Отортен была Зина Колмогорова. Она выдала туристам по блокнотику. На сегодня доступны лишь некоторые из них, в том числе самой Зины. Девушка составила небольшой словарь мансийских слов, некоторые из них вплетала в свои записи. Самое частое — "айсерм", по-мансийски "холод". Последняя запись сделана 30 января, но месяц она почему-то обозначила цифрой "2", видимо, спешила.
Возможно, дело бы и подвели под мансийскую версию ритуального убийства, если бы не одно но. Палатка оказалась разрезанной изнутри, а не снаружи. Именно этот случайно обнаруженный факт и насторожил прокурора-криминалиста Льва Иванова.
Семейная тайна
Партийное руководство настаивало на том, чтобы первую пятерку похоронили в Ивделе, "по-тихому". Родственники и друзья погибших подняли шум, а в студенческой среде Свердловска заговорили о руке спецслужб — преподаватели при упоминаниях о погибшей группе ведут себя странно, заминая такие разговоры. Во время поисков на месте работал прокурор-криминалист Лев Иванов, он вел беседы с теми, кто знал дятловцев, работает с вещдоками, выясняя, что и кому принадлежало. Внезапно прилетел вертолет. Иванова вызывали в Свердловск.
— Он не хотел лететь. Помню, сказал, мол, вернусь, продолжим наши разговоры. И улетел, так мы его больше и не видели, — Петр Бартоломей убежден, что Иванов своим непониманием произошедшего был "неудобен" кому-то сверху, поскольку мог докопаться до чего-то, что не должно было попасть в материалы следствия. — Потом уже из его мемуаров стало известно, что его вызывали в Москву, где запретили общаться с кем-либо на эту тему.
На место ЧП прибыл заместитель генерального прокурора СССР. Поисковикам настойчиво рекомендовали не распространяться об увиденном на перевале. Руководителя поисков полковника Ортюкова регулярно вызывают в Свердловский обком, где теперь заседают и московские кураторы. Говорят, что дело надо закрывать, дескать, туристов погубила сошедшая лавина, и точка.
В результате похороны все же разрешают провести в Свердловске, но прощание в здании Уральского политеха в последний момент отменяют. Срывают объявления о времени процессии, так что многие попросту о ней не узнали. На Михайловском кладбище делают специальный проем в заборе, чтоб колонна не шла через главный вход. Однако на Михайловском похоронят только семерых погибших. Могилы Семена Золотарева и Георгия Кривонищенко — на Ивановском кладбище.
После гибели группы узнать правду намеревался отец Кривонищенко, Алексей Константинович, один из крупнейших промышленников, занимавшийся строительством электростанций по всему Союзу. Его в свое время знал лично Сталин. У Хрущева Алексей Кривонищенко был на особом счету. Свою карьеру он завершил на родине в Украине, похоронен в городе Украинка под Киевом, рядом с одним из своих последних детищ — Трипольской ТЭС.
В Киеве проживает его внук и племянник погибшего Георгия — Юрий Кривонищенко. Мы встречаемся с ним в кафе. Завидев его издалека, понимаю, что это потомок Кривонищенко. Взгляд, черты лица такие же, как на множестве изученных черно-белых фотографий. В мужчине сразу узнается и дед, и дядя.
— Мой дедушка, отец Георгия, при жизни мало говорил об этом, — начинает Юрий Кривонищенко. — Еще во время поисков, весной 1959-го, он добивался у руководства объяснений. В версию сошедшей лавины никто не верил. Он отправил письмо куда-то в Москву, в высокие кабинеты. Но ответа не последовало.
Вскоре в Свердловский обком пригласили и деда Юрия.
— Что произошло на той встрече и кто там еще присутствовал, мы так и не узнали. Отец рассказывал, что дед пришел сам не свой, и уже не хотел добиваться правды. Единственное, что удалось — это выхлопотать, чтоб Георгия разрешили похоронить ближе к дому. И то разрешили негласно, тихой отмашкой руки, так сказать, — говорит Юрий Кривонищенко.
- Читайте также: Шахтинское дело. Как 90 лет назад коммунисты расправились с первыми восстановителями Донбасса
О том, что произошло на самом деле, отец Георгия мог вполне знать, но, к сожалению, умел хранить тайны слишком хорошо.