Прогулка налегке. Три несложных пеших маршрута Закарпатья

Если вы не готовы к штурму отвесных скал и изнурительным подъемам — это не повод отказываться от походов в горы. В Закарпатье найдутся тропы для новичков и любителей неспешных прогулок

Боржавский хребет

Боржава по праву считается одним из самых простых маршрутов украинских Карпат. Его высота намного меньше соседних Мармарошского и Черногорского хребтов, а тропинки легче, чем на лесистых и каменистых Горганах. Боржава — это пологие склоны, травянистые холмы и никаких зарослей вездесущего жереба (карпатского кустарника). Сюда можно пойти в поход даже с маленькими детьми, а еще это прекрасная возможность открыть для себя Карпаты, не валясь с ног от усталости.

Бдительность терять не стоит: "карпатский рай" иногда преподносит сюрпризы

Известны случаи, когда в течение дня погода резко менялась с предураганной до почти что тропической. Или когда хребет пытался напомнить туристам, что они все-таки в горах: ветер дул с такой силой, что крепкие парни вынуждены были ползти на четвереньках, скрываясь от порывов за камнями, и в итоге им пришлось спуститься обратно.

Традиционно поход начинается от железнодорожной станции Воловец. Большинство поездов прибывает туда утром, поэтому владельцы многочисленных гостиниц приспособились готовить завтрак для проходящих мимо туристов. Как правило, выбор невелик: мясо, картошка, суп и салат. Однако еда вкусная и довольно дешевая — в прошлом сезоне три блюда с пивом обходились в 50 грн.

Первый ориентир — гора Томнатык (он же Темнатык). За округлую, немного вытянутую к вершине форму местные называют гору Цыцькой. Ее вершина увенчана железным крестом. Взбираться на гору несложно — подъем пологий и ровный. Только во время дождей может быть некомфортно идти, да и то в основном из-за разбитой грузовиками-лесовозами дороги. Но шагать через рытвины придется недолго — поднявшись выше Воловца метров на 200, вы будете подниматься просто по лесной тропинке. И, если повезет с сезоном, собирать малину и землянику. Ягод в этой части Карпат видимо-невидимо: высокий Черногорский хребет закрывает Закарпатье от холодных циклонов, и климат тут мягкий.

Поднявшись на хребет и пройдя несколько сот метров, вы дойдете до разрушенной сыроварни. Для ночевки это отличное место: можно зайти внутрь и разбить лагерь внутри сыроварни, а можно просто сложить очаг из валяющихся вокруг кирпичей. Кроме того, в округе много дров, а неподалеку от сыроварни есть овечий водопой с заведенным с трубу ручьем, где можно набрать чистую воду. Единственный недостаток — здесь может быть слишком много овец, которые или разбудят вас утром своим блеяньем, или даже растащат валяющиеся на биваке вещи.

Дальше тропа приведет вас на главную часть хребта, к горам Великий Верх и Стой. Тут уже придется немного попотеть — подъем на них довольно крутой, но недолгий. Здесь есть два интересных объекта. Первый — отделение биостационара, в котором ученые наблюдают за погодой и лавинами в Карпатах. Второй — остатки большой радиолокационной станции наблюдения. Еще лет десять назад она была рабочей, но сейчас станцию полностью демонтировали и вывезли, хотя фундаменты и старые бараки на вершине горы остались.

Здесь очень важно не заблудиться и выбрать правильную дорогу. Если от Великого Верха пойти направо, то выйдете к Стою. Отсюда в хорошую погоду открывается прекрасный вид на окрестные горы и даже на Черногорский хребет, находящийся за сотню километров. Однако, спускаясь с горы, вы рискуете сбиться с дороги.

Если же от Великого Верха пойти налево, тропа приведет вас к водопаду Шипот. Найти правильную дорогу к нему, с лестницами и ровной тропинкой тоже удастся не сразу. Однако пропустить водопад сложно: хотя он и расположен в укромной расщелине и поначалу не очень заметен, в тихом лесу грохот воды слышен отчетливо. Тем более что это один из крупнейших водопадов Карпат, особенно полноводный весной, когда его питают ледники, тающие на склонах гор. Тогда вода устремляется с нескольких уступов и дальше впадает в горную реку.

Шипот — один из культурных центров региона. Здесь проходят разнообразные фестивали, в том числе неформальной культуры и музыки. Много здесь и мотоциклистов, которые, пользуясь ровными тропками и отсутствием жереба, вовсю носятся по Боржавскому хребту. На вершине хребта проходит один из наиболее оживленных маршрутов этого вида туризма. Из-за мотоциклистов вместо пешеходных троп на хребте образовались наезженные дороги — в период дождей они становятся малопроходимыми, но мототуристов это не останавливает.

От Шипота дорога идет вниз и приводит в село Пилипец, из которого можно автобусом добраться до Воловца.

Бескиды: почти не горы

Украинские Бескиды опытные туристы иногда даже не называют настоящими горами — так, холмы с лесами и пастбищами. На самом деле вершины высотой около 1000 м на границе Львовской и Закарпатской областей — неплохой вариант для начинающих туристов в качестве первой тренировки перед выходом на сложные маршруты.

Важное преимущество Бескидов — простота дороги к ним. Через самый центр этих гор проходит железная дорога, и от Львова сюда — пару часов на электричке. Поэтому Бескиды — это царство тоннелей во главе со знаменитым Бескидским тоннелем длиной 1750 м, который построили еще при Австро-Венгрии.

Для "железнодорожно-пешего" похода нужно выйти в Бескиде — на последней станции Львовской области. Диких лесов здесь нет, а деревья на вершинах гор почти везде вырублены. Тоннели начинаются сразу за этой станцией. Если взобраться на гору над тоннелем, дождаться длинного груженого товарняка и прижаться ухом к земле, можно уловить легкие вибрации.

А можно просто погулять по горам, любуясь не только природой, но и газокомпрессорными станциями на соседних холмах, которые путаницей серебристых труб вырастают из земли. Кроме того, Бескиды — один из самых грибных регионов Карпат. Вообще-то, в Карпатах чуть ли не каждое село считает себя "самым грибным", но здесь грибов и правда много.

Сразу за туннелями начинается закарпатское село Скотарское. Несколько сельских улиц заросли яблонями, в середине лета яблоки еще кислые, но хорошо утоляют жажду. Здесь это актуально: наверху ручьи часто пересыхают, а потому надо постоянно иметь с собой запас воды, если не хотите спускаться за ней в села. Впрочем, в общении с местными жителями есть свой колорит, ведь они могут рассказать вам истории о туннелях — о том, как страшно стоять на страже в будке у въезда в эти подземелья и какие диковинные существа там обитают.

Пешком по замкам

Начинающие туристы или группы с детьми могут за несколько дней пройти нетрудный маршрут, увидев уже знакомые замки Закарпатья в новом свете. Путешествие начинается в Ужгороде: сначала движемся вдоль трассы на Перечин, потом берем немного вправо, к лесам. Возле Ужгорода нет больших гор — только пологие холмы, заросшие в основном грабами и буками. Они отличаются от классических Карпат еще и тем, что не такие дикие: здесь постоянно можно встретить местных жителей, которые пасут коров или ищут грибы.

Под конец первого дня нужно будет подняться по небольшому серпантину к Невицкому замку. Для любителей экстрима есть и прямая дорога по склону, но тут нужно будет продираться через заросли ежевики, а если идет дождь, ноги постоянно будут скользить по желтой глине. Недалеко от замка можно и заночевать, немного свернув с дороги и найдя ровную поляну у ручья, текущего с соседнего холма.

На следующий день нужно будет пройти около 8 км, и тут главное — не сбиться с пути: отойдя от Невицкого замка, дорога начнет петлять по холмам. Здесь несложно потерять ориентацию, особенно если лес затянут туманом. Ориентироваться надо на развалины старой сыроварни, которая будет стоять на дороге к военному полигону. При необходимости на полигоне можно заночевать, но палатки желательно спрятать между холмами и не жечь старые шпалы, разбросанные повсюду: они очень дымят и могут привлечь военный патруль.

На другой день мы подойдем к замку в селе Среднее, от которого сохранились развалины одной башни и остатки валов. В селе лучше не ночевать, а пройти до его конца и разбить лагерь возле озера.

Завершением маршрута станет замок Шенборнов около железнодорожной станции Карпаты. От Среднего туда — около 25 км, дорога идет по небольшим горам, заросшим виноградниками и ежевикой (в августе будет чем поживиться). На завершающую ночевку можно стать возле развалин старой фермы в окружении сливовых деревьев, где летом всегда можно полакомиться сливами разных сортов.