Левые и дикие. Почему нужно смотреть фильм "Капитан Фантастик"
В прокате социальная утопия «Капитан Фантастик» каннского любимца Мэтта Росса с Вигго Мортенсеном в роли левака-отшельника
В дебрях дикого леса одного из американских штатов живет Бен Кэш (Вигго Мортенсен) со своими шестью детьми — младшие еще не пошли в школу, старшие уже поступают в университет. Впрочем, не совсем так — во всяком случае, в начале фильма. В школу из всей шестерки не ходит никто, поскольку Бен вместе со своей женой (о ней речь дальше) и детьми придерживается сугубо натурального образа жизни и добывает пропитание охотой и сельским хозяйством.
С первого взгляда его можно назвать постаревшим хиппи (кстати, Мортенсен в свои 58 лет выглядит в конце фильма, когда побреется, не старше чем на 35), но хиппи, как известно, были вегетарианцами, сторонниками ненасилия и к охоте питали отвращение. Тут корни гораздо глубже — в американской литературе XIX века, от философа Генри Торо, написавшего "Уолден, или Жизнь в лесу", до Фенимора Купера с его знаменитой пенталогией об охотнике Натти Бампо по прозвищу Следопыт. Правда, при Торо и Купере не было транснациональных корпораций, которые Бен Кэш и, с его подачи, дети ненавидят всей душой, а потому у них другой кумир — любимец "левых" всех стран и народов, современный американский философ старенький Ноам Хомский.
Одним фильм покажется панегириком жизни подлинно свободной семейной коммуны, другим — приговором левацкой семейной секте со всеми признаками тоталитаризма
В общем, речь идет о современной утопии — то есть о том, чего, по определению, не может быть на свете. Достаточно упомянуть, например, что все дети, несмотря на жизнь в лесу, образованы лучше, чем студенты американских школ и колледжей. Правда, как это им удалось без компьютеров и интернета — загадка. Равно непонятно, как удается одной из девочек-подростков судить о набоковской "Лолите", абсолютно не имея опыта жизни в реальном обществе. Но неважно — мы же договорились, что речь идет об утопии.
Правда, авторы фильма (режиссер Мэтт Росс, любимец кинофестивалей в Санденсе и Каннах), понимая, что из такого топора каши не сваришь, в самом начале ленты вводят интригу — жена Бена Кэша и мать его детей, долго не жившая с ними из-за психической болезни, заканчивает жизнь самоубийством. И тогда Бен после долгого раздумья решает ехать вместе с детьми на ее похороны, чтобы исполнить ее последнюю и довольно экзотическую волю. Что получается из столкновения утопии с реальной жизнью — увидите сами. Если же говорить об актерах, кроме Мортенсена, надо обязательно упомянуть Фрэнка Ланджеллу, сыгравшего отца покойной жены главного героя. Создать за пару-тройку минут полноценный объемный портрет своего героя – признак высочайшего актерского профессионализма.
Поймав автора этой рецензии на ироничном тоне, читатель может спросить: так надо ли смотреть этот фильм? На что автор ответит: обязательно, поскольку "Капитан Фантастик" является редчайшим ныне образцом интеллектуального кино. Интеллектуального не в том популярном смысле, что половина происходящего на экране вообще непонятна, а в настоящем значении этого слова — как фильм, заставляющий зрителей думать над предложенной его авторами мировоззренческой концепцией.
Более того, я уверен, что некоторые зрители не согласятся с моей точкой зрения и увидят в "Капитане" реальный образец того, как нужно жить в согласии с природой. А уж неприятие в фильме любых проявлений капитализма и борьба с ним путем воровства в супермаркете вообще будет для таких зрителей бальзамом на душу. Правда, при этом никто из них не задумается о том, что недостачу в несколько сот долларов, возникшую в результате этого воровства, будут возмещать обычные пролетарии — продавцы и кассиры. Равно как и о том, что родители жены Бена имеют такое же право решать посмертную судьбу покойной, как и ее муж и дети (когда будете смотреть фильм, поймете, о чем речь).
Вот этим-то фильм и интересен. Тем, что одним он покажется панегириком жизни подлинно свободной семейной коммуны, а другим — приговором левацкой семейной секте со всеми признаками тоталитаризма, включая "проработку" сомневающихся в общепринятой доктрине на собрании. (В данном случае — семейном.) И еще тем, что хотя авторы явно придерживаются первой точки зрения, они дают зрителю все основания остановиться в итоге на второй, прямо противоположной ей.
И такой "идейной путанице" удивляться не стоит. Как и тому, что фильм был отобран в этом году для элитной программы "Особый взгляд" каннского кинофестиваля. Ведь именно старушка Европа, сегодня до невозможности толерантная, была, начиная с "Государства" Платона, родиной всех тоталитарных идеологий. Пол Пот и Иенг Сари, устроившие в семидесятые годы в коммунистической Кампучии кровавую резню с несколькими миллионами жертв, получили высшее образование в Париже. Мао Цзэдун, угробивший во время инициированной им "культурной революции" руками хунвейбинов миллионы соотечественников, получил в Китае европейское образование, прилежно изучая политическую философию Старого Света. Да и сам коммунизм, общий счет числа жертв которого идет на десятки миллионов, был чисто европейским изобретением, а его первый манифест немцы Карл Маркс и Фридрих Энгельс издали в Лондоне.
Так что кому-то "Капитан Фантастик" покажется семейной идиллией, а для кого-то, как можно надеяться, станет прививкой от "левачества" и его непременного спутника — тоталитаризма.