Культ личностей. Как наводят мосты между регионами Украины
Один из участников проходящего сейчас в Харькове форума "ПогранКульт: ГаліціяКульт" аниматор Роман Дзвонковский рассказал Фокусу, как и зачем он создает мультфильмы с детьми из разных регионов страны
Дизайнер по образованию Роман Дзвонковский анимацией заинтересовался давно. Живя во Львове, три года работал на телевидении, делал графику для телепрограмм. "Эта конвейерная работа утомляет. Ты каждый раз создаешь шаблон и работаешь по нему, мне это стало неинтересно", — говорит Роман.
Тогда он отправился учиться анимации в стиле stop motion в польскую школу Animacja Komputerowa i Etiuda Filmowa, но через год один преподаватель сказал, что здесь Дзвонковский не найдет того, что ищет. Вернувшись домой, Роман стал самосовершенствоваться в освоенной технике, ему начали предлагать коммерческие заказы, а однажды пригласили попробовать сделать с детьми мультфильм.
В 2015 году во Львове на культурном форуме "ДонКульт" Дзвонковский создал с детьми с детьми видеоролик "Місто в моїх руках". С проектом были сложности: не удалось создать устойчивую группу, практически каждый день приходили новые дети, которым все нужно было объяснять заново. Итогом эксперимента стал ролик с элементами анимации.
Этим летом организаторы форума "ПогранКульт: ГаліціяКульт" снова предложили Роману поработать с детьми в возрасте от 4 до 13 лет в Харькове. На этот раз получилось создать полноценный мультфильм "Чудесна країна", его премьера состоится в Харькове 15 октября.
"Чувствуется влияние гаджетов"
Как создавался мультфильм в Харькове?
— Когда организовывали форум "ГаліціяКульт", нам помогла харьковская детская библиотека, которая сама сформировала группу из своих постоянных посетителей. Ее костяк состоял из 12 человек, это оптимальная группа, с которой вдвоем с Оленой Бец можно было справиться. У нас был один анимационный стол, к которому всех сразу невозможно допустить, иначе будет хаос.
Сначала сценария как такового не было, я решил дать детям полную свободу, чтобы посмотреть, что они нафантазируют, чтобы они сами выдумали персонажей, с которыми мы сделали бы какую-то цельную историю. Уже на месте мы создали взаимодействие между придуманными ими персонажами: бананом, клубникой, кентавром, один ребенок придумал шеезавра, похожего на длинношеего динозавра. Сценарий я писал уже дома, взяв все идеи детей, чтобы история была более связной, немного рифмованной. Сейчас отдал в библиотеку текст, чтобы те же самые дети его начитали. Анимационная работа уже готова, осталось доделать некоторые нюансы озвучки. К премьере, которая назначена на 15 октября, все будет готово.
Для родителей авторов мультфильма я сделал ролик о том, как это было, такой бэкстейдж, ведь быстро увидеть результат они не могли, анимация занимает довольно много времени.
В рамках культурного форума "ДонКульт" у вас уже был опыт работы с детьми из Крыма, с запада и востока страны. Вы заметили какие-то различия в менталитете?
— На самом деле различий нет. У всех детей есть одна общая черта — они мало фантазируют. Это проблема: фантазия у них работает хуже, чем у меня и моих ровесников в их возрасте. Чувствуется влияние гаджетов, того, что показывают по телевидению, мультфильмов. Они не выдумывают что-то новое, предлагают вещи, которые уже кем-то выдуманы. Например, ребенок должен выдумать для мультфильма какого-то героя, дать ему имя. Дети называют их именами героев диснеевских мультфильмов. Обычно из группы в 10-12 детей есть лишь двое, которые на самом деле включают фантазию на полную, выдумывая что-то интересное.
О чем фильм, созданный во время "ДонКульта"?
— Это была урбан-тематика: дети рассказывали о том, что бы они сделали для себя в городе, в котором живут. Ведь взрослые обычно что-то придумывают для себя, не зная, чего хотят дети. Кто-то придумал экосад, кто-то — чудо-машину, в которой есть все для детей — от аквапарка до конфет. В итоге это все сложилось в видеоролик, записанный как интервью: дети рассказывают свои идеи, а сбоку появляется анимация, которую они делали на прозрачной пленке, рисовали каждый кадр.
Этот опыт был для вас полезен?
— Работа с детьми оказалась нелегким делом, после занятий я чувствовал себя выжатым, дети вытягивали всю энергию. Но с ними я тоже учусь, понял, как их заинтересовывать, сколачивать из них команду, ведь любую анимацию легче делать не в одиночку. Мне пишут из библиотеки, говорят, что после этих занятий дети продолжают собираться вместе. Это классно, потому что дальше они могут что-то делать уже без меня. Важно было показать им, что тот же телефон или планшет можно использовать для создания интересных вещей. Считается, что гаджеты портят детей, но они могут приносить и пользу. Просто вместо игры нужно установить программу, с помощью которой можно создавать небольшие анимационные ролики. Если ребенок это знает, думаю, ему будет интересно что-то нарисовать и попробовать это оживить.
У организаторов есть идея познакомить с творчеством харьковчан жителей Западной Украины. Если такой форум пройдет, например, в Ивано-Франковске, будет ли это интересно местным?
— Думаю, да. Мы многого не знаем о Харькове, о людях, которые там работают, я сам впервые там побывал. Например, мой брат — архитектор. Когда я приехал из Харькова и сказал, что там работала архитектурная резиденция, куратором которой был Олег Дроздов, он был в шоке, так как считает его крутейшим архитектором, а я этого не знал. Для художников такой авторитет — Павел Маков. Очень классно, когда ты имеешь возможность чему-то научиться у таких людей.
**********
Культурный форум "ПогранКульт: ГаліціяКульт" — событие масштабное, до 18 октября пройдет более 80 выставок, концертов, спектаклей, кинопоказов, дискуссий. В день открытия организаторы устраивают ознакомительный тур для журналистов. Первым делом везут на предприятие "Турбоатом", чтобы показать результаты работы муралистов: летом художники из западных и восточных регионов Украины расписали стены завода. По дороге рассказывают о том, как сложно было определиться с названием форума. Сначала рассматривался вариант "ГаличинаКульт", но прикинули, что харьковчане могут воспринять его негативно из-за ассоциаций с одноименной дивизией СС.
Эскизы нужно было согласовывать с администрацией предприятия, и теперь на стенах завода красуются станки, турбины, трубы. С рисунками соседствует "Аллея трудовой славы". Все вместе смотрится органично. Посмотреть на муралы можно из-за решетчатой ограды, поверх которой натянута колючая проволока. Объект режимный, поэтому фотоаппарат лучше не доставать. "Шо вы тут снимаете?!" — возмущается из-за забора женщина в голубой камуфляжной форме.
Вечером у входа в "ЕрмиловЦентр", где располагается главная экспозиция картин галицких художников, нас встречают невнятные, но громкие звуки, которые выдувает смеющийся мужчина из гигантской металлической трембиты. Создатель необычных инструментов Олекса Фурдияк, кажется, очень доволен этим и поясняет, что к его дудкам стоит относиться серьезно: они участвовали в перформансе с известным джазменом Юрием Яремчуком. Правда, дудки громковаты. Улыбаясь, Фурдияк рассказывает, что, когда их привозили во Львов на Рождество, местным жителям даже пришлось залепить мундштуки, чтобы спать спокойно.
Куратор визуальной программы Оксана Баршинова галопом проводит экскурсию. Инсталляция Сергея Петлюка — лабиринт из клетчатых полиэтиленовых сумок — символ ворот в Европу, ведь многие ездят туда за шмотками. Лабиринт пользуется успехом у детей, которые, хохоча, бегают по нему. Фотографии, картины. Одну из них внимательно изучает пожилой мужчина: художник Игорь Переклита изобразил портрет Бандеры в виде советской новогодней открытки — "С 1 января, с днем рождения Бандеры". В другом конце зала уже не до шуток. Олена Турянская представила на больших стендах фотографии и письма из своего семейного альбома. "Предки Олены жили на Галичине на протяжении 150 лет, — поясняет Баршинова. — История этой семьи является квинтэссенцией истории Галичины". История часто невеселая. "Прадед Антон Паляниця (1877–1937). Поехал в 1914 году в Канаду на заработки. Один раз приезжал, но снова вернулся в Канаду, где погиб при невыясненных обстоятельствах", — написано под фотографией, снятой в модной сто лет назад манере: мужчина сидит на стуле, за его спиной стоит женщина, положив ему руку на плечо. "Богдан Дрималик, инженер, пианист, фольклорист. С приходом в 1944 году советской власти перестал работать инженером, так как считал, что с новыми порядками дела не будет".
— Не кажется ли вам идея навести мосты между востоком и западом с помощью искусства несколько идеалистичной? — спрашиваю я Баршинову.
— Идея абсолютно идеалистическая, — с готовностью соглашается она. — Но мы не случайно делаем этот форум на материале искусства, потому что оно в большей мере дает возможность диалога.
За чаем организатор форума Ольга Сагайдак рассказывает, почему взялась за эту работу. Когда началась война в Донбассе, в СМИ царил демонизированный образ жителей этого региона: пьяные мужчины дают неадекватные интервью. Ольге и ее коллегам казалось, что это не вся правда: в Донбассе есть и другие люди, он дал стране много деятелей культуры. Захотелось что-то сделать, чтобы этот регион украинцам стало жалко отпускать. Так в 2014 году буквально за полтора месяца создали первый форум "ДонКульт", провели его в Киеве, где событие заметили, но при этом прозвучало важное замечание: все хорошо, но было бы правильно проводить такие мероприятия на западе страны.
— Здесь мы и задумались не только над тем, как рассказать о Донбассе, но и о том, как это сказать во Львове, ведь это совершенно другая аудитория, которую мы не знаем, — говорит Сагайдак. — Начали искать там партнеров, так и заработали принципы, которые сейчас исповедуют в рамках форума: нужно выстраивать коммуникации.
После форума во Львове она в интернете видела ожесточенную дискуссию о том, нужен ли Донбасс Украине, многие львовяне не понимали, зачем нужно за него бороться. Своей личной победой Ольга считает высказывание там одного местного предпринимателя, который помогал в организации форума: "Чтобы что-то отдавать, нужно сначала узнать, что мы теряем". Кроме того, после "ДонКульта" завязалось множество связей между деятелями культуры из разных регионов, которые уже работают без ее участия. Например, в Киеве заработал Театр переселенцев, за год он поставил 12 спектаклей, хотя создавался просто как эксперимент в рамках "ДонКульта".
— Мы все время говорим: там живут другие люди. Но ведь это же неплохо, это свидетельствует о том, что у нас много разных ментальностей, культурных ландшафтов. Именно из этих разностей может рождаться нечто совершенно новое, — активно жестикулирует Сагайдак, тема ее явно занимает. — Мы делаем акцент на этих отличиях, хотим, чтобы харьковчане увидели, какие другие галичане, они сформированы совершенно иными историческими условиями, но в этом-то и кайф. Вы приезжаете в Европу и видите там другие дома, другие подходы, другие продукты и, в общем-то, получаете удовольствие. Как правило, другое — это плюс, если оно неагрессивно.
**********
"Главное, что мы понимаем друг друга"
Перед поездкой в Харьков вы находились под влиянием каких-то мифов о жителях этого региона?
— Много писали, например, о языковом барьере. Я на самом деле не испытываю дискомфорта от того, что кто-то говорит по-русски, а кто-то — по-украински, каждый говорит на том языке, на котором ему удобно. Главное, что мы понимаем друг друга. Дети нормально воспринимали украинскую речь, а общались на том языке, на котором им было удобнее.
Говорят, в итоге они стали разговаривать по-украински.
— Я тоже читал, что Роман приехал и дети заговорили по-украински. Но на самом деле это тоже миф (смеется). Мультфильм, сделанный в Харькове, будет на русском, потому что, когда мы пытались составить текст на украинском, некоторым детям было сложно его читать. Чтобы готовый продукт не звучал фальшиво, решили сделать его на том языке, на котором детям удобно говорить.
Можно ли с помощью таких проектов сшить страну?
— Так глобально я об этом не задумывался. На самом деле все начинается с детей, дальнейшее развитие Украины зависит от того, что мы им дадим, чему научим.
Чем вы занимаетесь кроме работы с детьми?
— Идей много, но реализовать их было тяжело, потому что на съемной львовской квартире сложно заниматься анимацией, теперь снимаю студию-мастерскую. Это работа, от которой получаешь удовольствие, имеешь результат, создаешь себе репутацию. Многие уже знают, что я работаю в технике stop motion, делаю это на каком-то уровне, уже не новичок, стали появляться коммерческие анимационные заказы, но теперь я хочу от них отойти.
- Читайте также: План спасения Донецкой области: Роман Минин
Несколько лет назад я познакомился с Остапом Костюком и Александром Поздняковым, которые взяли меня ассистентом на документальный фильм "Жива ватра". Сейчас собираюсь сосредоточиться на следующем документальном фильме Костюка, в который решили включить элементы анимации.
Фото: Виталий Сидоренко, из личных архивов